text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Международные и отечественные рекомендации по внутреннему контролю качества медпомощи

  • 21 августа 2017
  • 543

Контроль качества медицинской помощиКонтроль качества медицинской помощи – неотъемлемая часть работы современного медицинского учреждения. О том, как внутренний контроль организовать, в законодательстве сказано немного.

Расскажем, какие направления внутреннего контроля рекомендует выделять Росздравнадзор, и какие актуальные решения предлагает международный опыт.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Внутренний контроль качества медицинской помощи в ЛПУ: что советует Росздравнадзор                                                   

Напомним вам, какие же 11 направлений рекомендует Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения для того, чтобы в медучреждении функционировала эффективная система внутреннего контроля качества:

  1. Лекарственная безопасность и Фармаконадзор.
  2. Контроль качества и безопасности обращения медицинских изделий.
  3. Хирургическая безопасность.
  4. Безопасность среды в медицинской организации.
  5. Эпидемиологическая безопасность.
  6. Профилактика рисков, связанных с переливанием донорской крови и ее компонентов.
  7. Система управления персоналом.
  8. Организация оказания медицинской помощи на основании данных доказательной медицины, то есть на соответствии клиническим рекомендациям и протоколам лечения.
  9. Преемственность медицинской помощи, это касается организации перевода пациента, допустим, в рамках одной медицинской организации, перевод пациента из организации в организацию.
  10. Организация экстренной и неотложной помощи в стационаре.
  11. Идентификация личности пациента.

СМК в медорганизации: как вовлечь сотрудников

СМК в медорганизации: как вовлечь сотрудников
посмотреть/скачать>>

Все эти 11 направлений соотносятся с международной практикой, международным опытом, потому что международный объединенная комиссия JCI которая, сегодня проводит процедуру сертификации ведущих международных центров и присуждает сертификат качества на соответствие критериям, определяет всего лишь 6 направлений по безопасности пациента, управлению качеством.

А здесь в данном документе несколько это все расширенно, и мы имеем 11 направлений, по которым нам рекомендуется работать.

Компоненты оценки качества медицинской помощи по версии JCI

В качестве примера мы предлагаем рассказать опыт лечебных учреждений, как, например, организовать систему идентификации личности пациента, почему мы говорим о том, что система идентификации пациента является очень важной в организации медицинской помощи.

Международная объединенная комиссия JCI выделяет 6 основных направлений безопасности пациента:

  • идентификация пациента;
  • эффективная коммуникация;
  • профилактика хирургических вмешательств на неправильной стороне;
  • безопасность лекарственной терапии;
  • инфекционная безопасность;
  • профилактика падений.

Для того, чтобы было понятно, почему эти направления выделены, и насколько они важны, предлагаем рассказать опыт лечебных учреждений, как, например, организовать систему идентификации личности пациента.


Исследования по идентификации пациента

Почему идентификация важна? Существует достаточно большая международная статистика, в частности, статистика национального агентства по безопасности пациентов Великобритании, который проанализирован опыт работы различных лечебных учреждений. Они опубликовали данные и результаты анализа последствий, которые могут возникнуть при неправильной идентификации:

  • неверное принятие решения тактики лечения, по результатам лабораторных и инструментальных исследований, которые относятся к другому пациенту;
  • задержка начала лечения;
  • повторное проведение исследований из-за ошибок идентификации;
  • причинение вреда здоровью пациента;
  • дополнительные стрессы и затраты времени для медицинского персонала.

Очень интересным является исследование, которое было опубликовано в 2010 году. Суть проведенного эксперимента заключалась в следующем: была выбрана группа медицинских сестер, которым предложили по направлению выполнить манипуляции на манекенах, причем медицинские сестры изначально не информировались о том, чему посвящен этот эксперимент.

Цель этого эксперимента была в том, чтобы выявить, насколько правильно медицинские сестры идентифицируют личность пациента. Заведомо один манекен имел несоответствие по дате рождения, номеру карты и той информации, которая была выдана медицинской сестре.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Что получилось в итоге:

  • только 61% медицинских работников обнаружили ошибку и не стали выполнять никаких назначений данному пациенту;
  • 39% выполнили назначенные манипуляции не тому пациенту;
  • когда стали разбираться, из этих 39%, 15% медицинских работников так не поняли, что они в принципе допустили ошибку.

То есть ошибки допускаются и ошибки настолько очевидные, которые требуют знаний со стороны медицинского персонала и внимание к той информации, которая предоставляется медицинским работником.

Также в Великобритании за 13 летний период накоплена информация о 3273 случаях неправильного лечения, которое связано с ошибочной идентификацией и в основном это приводило к введению пациенту неправильных лекарственных препаратов и проведению ему не назначенных процедур.

То же самое касается лабораторной диагностики. Международная статистика показывает, что примерно в 1% случаев неправильно подписываются образцы, которые направляются на лабораторные исследования, а, следовательно, результаты этих лабораторных исследований уже приходят не на того пациента.

Что за этим может следовать - неправильная интерпретация клинической картины и неправильное назначение лечения. Таким образом, последствия ошибок идентификации могут привести к неправильному назначению лекарственных препаратов, к ошибкам в переливании крови, к ошибочным хирургическим вмешательствам и к ошибкам в лабораторной диагностике.

Активируйте доступ к журналу «Управление качеством в здравоохранении» и читайте проверенные экспертами статьи:

Контроль качества медицинской помощи и система идентификации

Начиная с 2005 года, национальное агентство безопасности пациентов в Великобритании рекомендовала во всех лечебных учреждениях Великобритании ввести систему идентификационных браслетов.

Было указано, что браслеты должны носить все госпитализированные пациенты. Однако, несмотря на то, что были проведены тренинги, обучен персонал, было закуплено оборудование для печати браслетов, оказалось, что к сожалению самой большой проблемой при внедрении системы идентификации является именно медицинский персонал, который, к сожалению, не соблюдает эти требования и мягко выражаясь, игнорирует рекомендации администрации по внедрению этих идентификационных браслетов.

Так с 2003 по 2005 год была накоплена информация о 236 инцидентах и потенциальных ошибках, которые были связаны с неправильным использованием идентификационных браслетов.

Известно также еще одно очень интересное исследование, проведенное в Великобритании в 2006 году, в отделение неотложной травматологии. С утра в отделение поступили пациенты, которым по принятым протоколам должны были надеть идентификационные браслеты и на прикроватных табличках разместить необходимую информацию, прошла комиссия, которая прежде всего проверяла наличие браслетов, проверяла способность пациента сообщить о себе идентификационную информацию.

И в результате оказалось, что у 55% пациентов вообще не было браслетов, им их не предлагали, 4 пациента среди тех, у которых отсутствовал браслет, не были способны сообщить и подтвердить о себе идентификационную информацию, у 1 пациента неправильно было написано имя на прикроватной табличке, у 48% пациентов вообще не было этих табличек и примерно у 5% пациентов на табличках содержалось некорректная информация, оставленная от предыдущего пациента.

Но, если все-таки заниматься проблемой идентификации и следить на всех этапах оказания медицинской помощи, то, как показали в Соединенных Штатах Америки, процент ошибок снижается практически вдвое. Для того, чтобы выделять группы особого риска пациентов, например, пациентов, которые могут упасть или пациентов у которых имеются аллергические реакции. В ряде госпиталей применяется система цветного кодирования.

Очень важно, чтобы эти браслеты цветные были одинаковы во всех отделениях лечебного учреждения и желательно, чтобы они были одинаковы хотя бы в пределах 1 региона.

Как мы видим, даже такая, казалось бы, мелочь, как идентификация пациентов, позволяет повлиять на качество медицинской помощи. Однако, согласно стандартам JCI, в медучреждении должны быть внедрены все 6 направлений, и таким требованиям соответствует лишь малая часть организаций во всем мире.

Аудиограмма вебинара " Как управлять качеством медицинской помощи (анализ правовой базы)"

Посмотреть предстоящие вебинары >>

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.