Контроль качества оказания медицинской помощи: идентификация пациентов

1329

Интегрированные сервисыНе так давно Росздравнадзором были предложены собственные рекомендации, касающиеся того, как выстроить контроль качества оказания медицинской помощи в организациях здравоохранения.

Идентификация пациента для наших медучреждений - сравнительно новое направление, но, тем не менее, система идентификации должна быть организована в рамках внутреннего контроля.

Идентификация пациента: как организовать

Итак, как начать организовывать систему идентификации пациентов? Для этого в лечебном учреждении должна быть создана единая медицинская информационная система.

В эту систему должны быть интегрированы все сервисы, электронная история болезни, диагностические службы, назначения лекарственных препаратов, назначение оперативных вмешательств, лабораторные службы, а также все протоколы, приказы, процедуры всех процессов, которые утверждены в лечебном учреждении должны содержаться в этой системе.

Начинается идентификация с приемного покоя, потому, что в приемном покое на основании паспорта или за границей это специальное свидетельство идентификационное, вводится первичная информация, затем распечатывается браслет, который надевается на руку пациента, и пациент поступает в стационар.

Пример карты внутреннего контроля и безопасности медицинской деятельности

Пример карты внутреннего контроля и безопасности медицинской деятельности
посмотреть/скачать>>

Почему система идентификации важна уже на этапе поступления пациента в медучреждении? Дело в том, новые критерии качества медицинской помощи устанавливают для некоторых экстренных процедур жесткие временные рамки, и в условиях переполненности стационара и спешки медработники могут просто направить на процедуры не того пациента.

При поступлении в стационар идентификация производится при поступлении собственно в отделение, перед началом любой манипуляции, перед началом любого диагностического исследования, а также в момент передачи пациента по смене от одной дежурной смене к другой.

Последствия ошибок идетнификации

Идентификационные данные и браслеты

Далее, что использовать в качестве идентификаторов? На самом деле в качестве идентификаторов рекомендуется два стандартных признака, это может быть фамилия, имя, отчество, и второй идентификатор - дата рождения.

Ни в коем случае в качестве идентификатора нельзя использовать номер палаты, в которой лежит пациент. Кроме того, традиционно подтвердить личность мы можем, используя паспорт пациента.

Какие требования предъявляются к информации, которая размещается на идентификационном браслете

Самое главное, что эта информация должна быть стандартизована, по крайней мере, в рамках лечебного учреждения, а в идеале - в лечебных учреждениях региона.

Регистрация проводится на основе паспортных данных и кроме этого, при наличии единой информационной системы ЛПУ пациенту присваивается уникальный номер истории болезни и вот этот номер электронной истории болезни тоже является единственным и неповторимым признаком, который позволяет в последующем идентифицировать пациента.

На основании этого номера медицинская сестра распечатывает браслет, проверяет данные и затем одевает этот браслет на пациента.

Кто должен проводить идентификацию

В лечебном учреждении все роли сотрудников должны быть четко определены. Идентификация начинается в приемном покое, подтверждается дежурной сменой, проверяется еще раз на уровне лабораторной службы, проверяется на уровне диагностических отделений, и каждый раз, когда пациенту выполняется любая манипуляция или какое-либо исследование, или тем более операция, подтверждение личности должно проводиться во избежание ошибок.

Теперь возникает ситуация, когда, например, нужно провести какое-то исследование и браслет мешает. Это браслет нужно снять, провести исследование, но затем обязательно идентификационный браслет должен быть снова надет на пациента.

Если возникает ситуация, когда браслет надеть нельзя, в лечебном учреждении должны быть прописаны четкие альтернативные варианты идентификации пациента. Любой сотрудник, который обнаруживает пациента, не имеющего браслета, должен провести идентификацию личности и соответственно, чтобы идентификация была подтверждена.

Наконец, куда надевать браслет. Чаще всего рекомендуется надевать браслет на доминирующую руку, если нельзя надеть на запястье, можно надеть на лодыжку, современные браслеты, которые используются в лечебных учреждениях очень легкие, гигиеничные, они абсолютно не вызывают никакого раздражения, то есть гипоаллергенные, поэтому пациенты могут спокойно их носить.

Идентификация пациента, находящегося в коме

Здесь может быть две ситуации - когда пациент, находящийся в бессознательном состоянии поступает в учреждение в плановом порядке. Тогда, как правило, у него есть паспорт, у него есть сопровождающие лица, которые позволяют подтвердить личность этого пациента, соответственно остается распечатать браслет и надеть на руку пациента.

Контроль качества оказания медицинской помощи

Бывает ситуация, когда это экстренная помощь, когда пациент поступил с улицы, а при нем нет никаких документов, и нет сопровождающих лиц. Тогда ему присваивается фамилия «Неизвестный», присваивается номер истории болезни в медицинской информационной системе и соответственно на этом этапе это и будет идентификационными признаками данного пациента.

Контроль качества оказания медицинской помощи в медучреждении должен предусматривать все возможные варианты и ситуации, в которых идентификация пациента может быть затруднена.

Как поступать в ситуации, когда пациент не хочет надевать идентификационный браслет? Ведь будут и такие пациенты.

В этом случае, прежде всего, должна быть прописана альтернативная процедура идентификации, утвержденная главным врачом лечебного учреждения и конечно, с пациентами следует беседовать, и стоит им объяснять те риски, которые могут возникнуть, если вдруг ошибочно его примут за какого-то другого пациента.

Аудиограмма вебинара " Как управлять качеством медицинской помощи (анализ правовой базы)"

Посмотреть предстоящие вебинары >>

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление качеством в здравоохранении»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×

      ×