Идентификация пациента по международным стандартам

69

Контроль качестваКонтроль качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения начинается с определения направлений, по которым этот контроль будет организовываться.

Предложенные Росздравнадзором рекомендации содержат такое направление контроля как идентификация пациента.

Это новое направление для многих медучреждений, и о том, как его организовать подскажет международный опыт.

Идентификация пациента в Израиле

Клиника «Ассута» - это известная международная клиника, которая находится в городе Тель-Авив, Израиль, которая в этом году в третий раз подтвердила сертификат качества JCI.

Во многих организациях здравоохранения для идентификации больных используются специальные браслеты.

Сколько браслетов должен носить пациент для полноценной идентификации? В различных клиниках существует разный опыт, например, в Великобритании рекомендуется всю информацию, в том числе по поводу аллергических реакций, наносить на один браслет – белый.

В «Ассуте» принята система цветного кодирования и у пациента может быть до трех браслетов:

  • белый браслет с информацией о том, как его зовут и какая у него дата рождения;
  • дополнительный, допустим, красный браслет, если существует угроза падения;
  • дополнительный желтый браслет с информацией о том, какие лекарства он не переносит.

Обучение персонала правилам идентификации

Нужно ли обучать персонал правилам идентификации? Ответ однозначный, да. Потому, что обучение персонала — это ключевое направление в реализации системы идентификации пациента.

Персонал должен четко знать все процедуры, которые касаются идентификации принятой в данном лечебном учреждении в отношении разных категорий пациентов.

Если медработник совершит ошибку, и проведет какую-либо процедуру не тому пациенту, любая экспертиза качества медицинской помощи зафиксирует этот факт, как дефект медпомощи. Тяжелые последствия могут быть и для самого пациента.

В связи с этим, введения процедуры идентификации недостаточно, персонал должен периодически тестироваться на знание этих процедур.

СМК в медорганизации: как вовлечь сотрудников

СМК в медорганизации: как вовлечь сотрудников
посмотреть/скачать>>

Как это работает в «Ассуте». Если, допустим, медицинская сестра приходит впервые на работу ей назначается испытательный срок 3 месяца, в течение которого ей проводится первичный первичное обучение. Через 3 месяца она сдает экзамен, а затем уже если она переходит в постоянный штат, то все сотрудники и медицинские сестры, и врачи, и остальной персонал, сопровождающий, технически поддерживающий персонал, все сдают экзамены, которые касаются в частности идентификации пациента один раз в 2 года.

Следует ли вовлекать пациентов в процедуру идентификации? Ответ однозначно положительный. Пациенты должны активно вовлекаться в процедуру собственной идентификации. Они должны подтвердить, что да, я Иванов Иван Иванович, такая-то дата рождения.

Для вовлечения пациентов могут быть изготовлены специальные информационные листки, буклеты, флаеры, которые содержат краткую информацию о том, что такое идентификация, для чего она нужна. Но если пациент не в состоянии подтвердить информацию о себе, следует обратиться к сопровождающим лицам.

Естественно, как и всякий любой процесс, процесс идентификации пациентов нужно контролировать. Но как это организовать? Во-первых, нужно понимать, что вы будете проверять, например, можно проверять число пациентов, которые носят браслеты, точность и достоверность информации, которая размещена на браслете, причины, по которым пациенты не могут носить браслеты и, следовательно, наличие альтернативных процедур и их эффективность.

Инциденты с безопасностью, которые связаны с браслетами

В ЛПУ должны быть прописаны четкие целевые показатели, по которым оценивается эффективность идентификации. Обычно в российских учреждениях это возлагается на врачебную комиссию, но в ряде лечебных учреждений существуют специальные отделы по внутреннему контролю качества, это уже как решите, это решение конечно, администрации лечебного учреждения.

В клинике «Ассута» существует специальный отдел риск-менеджмента, который занимается управлением качества, сбором ошибок, анализом этих ошибок и разработкой мероприятий, которые направлены на предупреждение возникновения ошибок.

Что делается в «Ассуте», если случилась ошибка, связанная с оказанием медицинской помощи?

На первом этапе проводится формальное расследование и это расследование идет на предмет соответствия тех записей, которые имеются в истории болезни принятым стандартам и протоколам.

Второй этап - это собеседование с сотрудником, который допустил ошибку.

Третий этап - определение системной ошибки, затем идет разработка и реализация мероприятий, направленных на устранение ошибки и обучение персонала.

Обратим ваше внимание, если за рубежом, в лечебном учреждении произошла ошибка, медицинский персонал не наказывается, не выпускаются приказы о том, что наказать врача такого-то и медсестру такую-то, что они допустили ошибку, а идет расследование на всех этапах оказания медицинской помощи. В первую очередь выявляются причины, разрабатываются мероприятия, которые направлены на то, чтобы предотвратить повторение подобных ошибок.

3 шага для идентификации пациента

  1. Медсестра спрашивает у пациента фамилия, имя, отчество и дату рождения.
  2. Сверяет эту информацию с информацией на браслете.
  3. Просит пациента прочитать, что написано на браслете и подтвердить, что эта информация верна. 

Если пациент не может ответить на вопросы, медсестра уточняет кто из родственников или сопровождающих лиц есть вместе с пациентом, спрашивает у них фамилию, имя, отчество пациента, дату рождения и сверяет ее c информацией на браслете.

Рекомендации Росздравнадзора по идентификации пациентов

Внутренний контроль качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения сегодня основывается на рекомендациях Росздравнадзора.

Теперь давайте посмотрим, что нам рекомендует Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в отношении идентификации пациентов.

В этом документе выделено 5 разделов.

Первое, это организация системы идентификации личности пациента на всех этапах оказания медицинской помощи.

Второе направление - система идентификации личности при поступлении пациента находящегося в бессознательном состоянии.

Третье - система идентификации личности в процессе оказания медицинской помощи.

Четвертое - идентификация личности при помощи браслетов.

Пятое - идентификация личности пациентов и обеспечение перевода при поступлении пациентов, которые не владеют русским языком.

Если мы возьмем первое направление, то здесь указано, на каких этапах должна осуществляться идентификация, и в качестве признака, по которому оценивается эта работа выступает наличие приказов по вопросам идентификации пациента.

Иными словами, по этим 4 пунктам - обращение пациента в медицинскую организацию, госпитализация, регистрация, оказание медицинской помощи, перевод из отделения в отделение, перевод из одной организации в другую - все должно быть регламентировано приказами.

То есть на каждый этап должен быть разработан приказ, по которому проводится идентификация. В приказе, должно быть прописано, как проводится идентификация, например, при обращении пациента в медицинскую организацию. Затем проводится регулярный аудит и обучается персонал, в принципе, как это делается во всем мире.

Следующий раздел в рамках системы идентификации – разработка направления, которое касается идентификации личности пациента, находящегося в бессознательном состоянии.

Возможны два варианта:

  • когда есть документы и сопровождающие лица;
  • когда нет документов и нет сопровождающих лиц.

Далее, система идентификации личности в процессе оказания медицинской помощи, здесь, конечно, должны быть прописаны все алгоритмы оказания. В рамках этих алгоритмов указано, в какие моменты необходимо проводить идентификацию личности пациента.

Затем отдельно выделяется идентификация личности при помощи браслетов, здесь говориться о том, что у пациента должен быть браслет, что всегда должно проверяться оборудование, которое обеспечивает распечатку и считывание информации с браслета, регулярное техническое обслуживание этого оборудования и если поступают пациенты, которые не владеют русским языком, значит  должна быть прописана процедура, каким образом вы будете узнавать, кто это и каким образом вы будете идентифицировать этого пациента, и, соответственно, дальше оказывать эту помощь.

Аудиограмма вебинара " Как управлять качеством медицинской помощи (анализ правовой базы)"

Посмотреть предстоящие вебинары >>

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление качеством в здравоохранении»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×