Внедрение рекомендаций Росздравнадзора

471

Управление качествомОдним из главных принципов здравоохранения во всем мире сегодня является доступность и качество медицинской помощи.

Детальные разъяснения по вопросу организации внутреннего контроля качества медпомощи дал Росздравнадзор.

Управление качеством медицинской помощи: рекомендации Росздравнадзора

Рекомендации ФГБУ «ЦМИКЭЭ» при Росздравнадзоре были разработаны в 2015 году. Каким образом медучреждениям рекомендуется  внедрить все то, о чем говорится в этих рекомендациях?

Основным органом, на который в медоргнизациях возлагается эта функция, является врачебная комиссия.

Комиссия врачей определяется, как особый орган, который  функционирует в каждом медучреждении на постоянной основе, и основная цель работы специалистов - совершенствование организации оказания медицинской помощи гражданам в различных ситуациях.

То есть это основа внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Организация вкк

Таким образом, вы принимаете решение, возлагать ли это целиком на вашу комиссию врачей все предложенные 11 направлений работы по версии Росздравнадзора или создавать специальные подкомиссии - это уже решение администрации каждого лечебного учреждения.

В рекомендациях написано, что с учетом специфики, особенностей медицинской организации, можно распределить указанные 11 направлений по уже действующим подкомиссиям.

Методические рекомендации, которые подготовлены Росздравнадзором, основаны не только на международном опыте, но и на опыте ведущих лечебных учреждений России.

СМК в медорганизации: как вовлечь сотрудников

СМК в медорганизации: как вовлечь сотрудников
посмотреть/скачать>>

В Российской федерации сегодня работают учреждения, которые прошли аккредитацию по системе JCI.

Это больница скорой медпомощи в Набережных-Челнах и в Москве - ОАО "Медицина" и все вот эти направления, которые выделены Росздравнадзором, касающиеся идентификации пациентов, касающиеся эпидемиологической безопасности, профилактики падений, эффективной коммуникации, все они уже реализованы и работают.

Кроме того, в этом году также вводятся новые критерии оценки качества медицинской помощи, поэтому с внедрением новых положений в практическую деятельность стоит поторопиться.

Конечно, наверное, для районной больницы, для городской больницы единовременное внедрение предложенных рекомендаций – это очень сложно, но, тем не менее, это наше будущее, эти стандарты к которым следует стремиться, это можно понять, принять и еще раз обдумать, и как эту систему можно реализовать в рамках конкретного лечебного учреждения.

Документы для внедрения системы внутреннего контроля

Для того, чтобы внедрить внутренний контроль качества и систему управления качеством, рекомендуется подготовка двух типов документов медицинских организаций:

  1. Стандартные операционные процедуры.
  2. Клинические протоколы.

Стандартные операционные процедуры (СОП) представляют собой документально оформленные инструкции по выполнению рабочих процедур или формализованные помощи.алгоритмы исполнения требований, стандартов медицинской помощи.

Каждая стандартная операционная процедура должна иметь цель, должны быть прописаны необходимые ресурсы и технологии выполнения, ожидаемые результаты и критерии оценки соблюдения требований СОПА.

Каждая стандартная операционная процедура должны отвечать на три вопроса:

  • кто участвует в реализации;
  • где, в каком подразделении выполняется эта процедура;
  • сколько времени требуется на выполнение этих требований стандартной операционной процедуры.

Внедрение системы внутреннего контроля качества и управления качеством медицинской помощи на уровне международных требований, возможно двумя способами;

  • самостоятельное внедрение силами медицинской организации с использованием потенциала собственных специалистов;
  • приглашение внешних специалистов. Наиболее эффективный, но, вместе с тем, и самый затратный способ.

Вне зависимости от выбранного способа внедрения рекомендуется разделить программу на определенные этапы:

  1. Сначала должна быть сформирована рабочая группа. Чаще всего возглавляет эту рабочую группу представитель администрации, а общее руководство осуществляет главный врач.
  2. Затем проводится самооценка деятельности медицинской организации, то есть мы должны понять, где находится в данный момент медицинская организация. Проводится анализ, и выделяются определенные проблемы, которые существуют в медицинской организации.
  3. Проводятся циклы тренингов и обучающих семинаров для персонала, формируются постоянные или временные рабочие группы. Разрабатываются мероприятия, и участники рабочих групп должны не реже одного раза в месяц анализировать результаты работы и проводится исключительная оценка деятельности медицинской организации.

Международные стандарты управления качеством медпомощи

Еще несколько слов о международных стандартах качества, которые используются в работе различных медицинских организаций.

Управление качеством медицинской помощи происходит с помощью нескольких инструментов:

  • это стандарты, порядки медицинской помощи, клинические рекомендации, которые действуют на территории Российской Федерации;
  • это стандарты системы менеджмента качества серии ISO;
  • это стандарты самооценки организации в соответствии с моделью совершенствования Европейского фонда по управлению качеством;
  • это стандарты медицинской помощи объединенной международной комиссии JCI.

Кратко по каждому из этих стандартов.

Стандарты ISO, на самом деле их несколько:

  • ISO 9000, которые содержат основные термины и определения;
  • ISO 9001 - это требования к системе менеджмента качества;
  • ISO 9004, менеджмент для достижения устойчивого успеха организации.

Более подробно хотелось бы остановиться на международных стандартах качества JCI. Это стандарты, которые представляют собой положения, в которых прописаны обеспечение кадровыми и материально-техническими ресурсами, а также прописано, то, как должны быть организованы процессы, и какие результаты должны быть достигнуты в медицинской организации, в процессе лечения пациентов.

Эти стандарты разделены на две группы:

  • стандарты, связанные с пациентами;
  • стандарты по управлению медицинской организацией.

Каждый стандарт состоит из 3-х основных элементов: текст стандарта, намерения и измеряемые элементы.

Каким образом формируются эти стандарты

 Известен такой пример, когда простое решение о добавлении очистителя в водопроводную воду вызвало смерть пациента, находящегося на гемодиализе, еще 4 пациентам потребовалось переливание крови.

То есть не было учтено или не было должным образом доведено до сведения лиц, которые принимали решения о том, что нужно добавить вот этот водоочиститель в систему водоочистки, что водяные фильтры, которые установлены в нефрологическом отделении не способны задерживать данное вещество, в результате чего оно беспрепятственно проникло в кровоток пациентов и привело к таким нежелательным последствиям.

Что в результате было сформулировано в стандарте, и так стандарт звучит следующим образом: "Специально уполномоченные сотрудники или орган регулярно контролируют качества воды".

Какие намерения прописывает организация:  "Качества воды является существенным фактором лечебной деятельности, имеющим критическое значение при хроническом гемодиализе, организация устанавливает процесс регулярного контроля качества воды, включая постоянное биологическое тестирование воды, которая используется при гемодиализе.

Измеряемые элементы стандарта:

  • что измеряется;
  • какие должны быть документы, журналы, которые контролируют качество воды;
  • когда приходит комиссия, которая проверяет, соблюдается ли этот стандарт или нет;
  • с какой частотой контролируется качество воды;
  • какие параметры контролируются.

Пример

Организация разрабатывает подход для повышения эффективности взаимодействия между специалистами, которые оказывают медицинские услуги. Какие намерения заявляет организация? Она говорит о том, что эффективное взаимодействие характеризуется своевременностью, полнотой, проявлением должного внимания, пониманием и недвусмысленностью и способствовать повышению безопасности пациентов.

Наиболее часто ошибки наблюдаются в тех случаях, когда инструкции передаются по телефону.

Что можно измерить? На самом деле должна быть четко прописана процедура, инструкция, которая получена в устной форме по телефону, например, врач позвонил медицинской сестре и сказал, что нужно больного, например, Иванова отвезти на рентгенографию, эти инструкции должны быть записаны.

Записанная инструкция должна быть прочитана человеком, который ее получил, должна быть подтверждена человеком, который ее дал и таким образом проведена верификация, то есть ошибки быть не должно.

Вот это образцы стандартов JCI, которые прописаны по каждому направлению работы медицинской организации, которая с одной стороны как бы  систематизирует эту работу, а с другой стороны позволяет обеспечивать качество оказания медицинской помощи.

Организация медпомощи

Сведем все единую таблицу, из которой видно, как и на что влияют те или иные способы стандартизации, собственно действующая система организации медпомощи по группам нозологий, а также различные документы, например, стандарт JCI.

Качество медицинской помощи и безопасность пациента - это единый процесс, который целиком и полностью зависит от сотрудников, которые работают в медучреждении, от понимания персоналом, что это такое, как с этим работать, от того, насколько четко прописаны все протоколы и процедуры, которые соблюдаться должны в лечебном учреждении для оказания качественной безопасной медицинской помощи и для этого существуют различные инструменты, которые были нами рассмотрены.

Аудиограмма вебинара " Как управлять качеством медицинской помощи (анализ правовой базы)"

Посмотреть предстоящие вебинары >>

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление качеством в здравоохранении»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...


      Мероприятия








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×