Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Непрерывное медицинское образование для среднего медицинского персонала 2019

5 марта 2019
33838
Средний балл: 0 из 5

непрерывное медицинское образование для среднего медперсонала

Непрерывное медицинское образование для среднего медперсонала (НМО)  - это процесс совершенствования профессиональных  знаний и навыков без отрыва от основных рабочих обязанностей. 

В статье разберем, как и что нужно подготовить медсестре для вступления в эту систему, какую роль в системе играет аккредитация медицинских сестер, как правильно запланировать обучение и как набрать нужное количество баллов. 

Ниже вы можете скачать полезные инструкции и памятки по НМО для медсестер.

Больше статей в журнале «Главная медицинская сестра» Активировать доступ

Непрерывное медицинское образование в переподготовке медсестер

Непрерывное медицинское образование для среднего медперсонала (НМО) можно охарактеризовать как образовательный процесс:

  1. способствующий постоянному (ежедневному) обновлению знаний, умений и навыков медицинскими работниками;
  2. это образование медицинских работников, начинающееся с момента получения специальности и непрерывно продолжающееся на протяжении всей профессиональной деятельности.

Следовательно, непрерывное обучение, непрерывное образование включает всю образовательную (учебную) деятельность, которая осуществляется на протяжении всей жизни с целью развития компетенций или повышения квалификации, получения аккредитации.

Таким образом, непрерывное медицинское образование — это образование, которое должно охватывать период подготовки медицинских сестер, начинающийся после завершения базового медицинского образования и продолжающийся столько времени, сколько длится профессиональная жизнь медсестры.

Как работать на портале НМО: готовая инструкция с пояснениями и скриншотами в Системе Главная медсестра

Непрерывное профессиональное образование должно обеспечивать возможность перехода от одного вида профессиональной деятельности к другому.

Например, палатная медицинская сестра — медицинская сестра участковая, медицинская сестра приемного отделения — медицинская сестра стерилизационной.



Этапы НМО для медсестер

Можно выделить несколько этапов непрерывного профессионального развития, включая:

  • Обязательное профессиональное образование, во время которого осваиваются необходимые для профессиональной деятельности знания и навыки, происходит освоение не только профессиональных, но и общих компетенций,
  • Актуализация знаний, умений, навыков, совершенствование и развитие уже имеющихся компетенций, а также в случае необходимости и освоение новых.
  • Последний этап может включать как формальное, так и неформальное образование и проходить как в системе дополнительного профессионального образования при деятельном участии преподавателей, так и в других формах, предполагающих самостоятельное и активное участие в образовательном процессе.

Как подготовить средний медперсонал к вступлению в НМО

При переходе на новую систему запланируйте обучение сотрудников. Потребуется разъяснить, как формировать личный кабинет на портале НМО, определять индивидуальную образовательную траекторию и виды образовательных мероприятий для среднего медперсонала, как их проходить. Расскажите о правилах учета полученных кредитов и автоматизированного формирования индивидуального портфолио.

Запланируйте анализ документов, подтверждающих необходимый уровень квалификации сотрудников. Если документы не в порядке, обучение через автоматизированный портал системы НМО будет под угрозой.

Обучение сотрудников: что проверят инспекторы по новому проверочному листу

Роструд утвердил 26 новых проверочных листов, один из них содержит вопросы о направлении работников на обучение.

чек-лист для внутреннго контроля по обучению медсестер

Посмотреть чек-лист

Поэтому надо обращать внимание, есть ли в конкретных субъектах профессиональные ассоциации, какова их роль, и является ли конкретный специалист членом этой ассоциации. В таком случае профессиональная организация окажет содействие в подготовке сестринского персонала, чтобы он был готов, знал, к кому обратиться по данным вопросам.

Об этом было сказано в письме Минздрава РФ, обращенном к профессиональным организациям, которые предлагали вступить в непрерывное медицинское образование для того, чтобы проводить те или иные мероприятия для практикующих специалистов.

Например, специалист может прослушать в рамках этой системы вебинар на тему «Управление сестринской деятельностью» и он станет частью его портфолио.

Как набирать баллы в личном кабинете на сайте НМО, читайте в Системе Главная медсестра.

Поэтому на сегодняшний момент большая работа ведется общественными организациями для того, чтобы реализовывать непрерывное медицинское образование. Одна из таких организаций, которая этим занимается на сегодняшний момент – это Союз медицинских профессиональных организаций.

Достаточно молодая организация, которая своей задачей поставила все, что связано с подготовкой к непрерывному медицинскому образованию, чтобы сестры и специалисты с высшим сестринским образованием и фармацевтическим образованием чувствовали себя комфортно.

Немаловажным моментом в помощь для того, чтобы специалист практического здравоохранения был готов к НМО - это реализация и осуществление деятельности так называемых центров оценки квалификации. Такой центр создан Союзом.

Основная цель центра заключается в том, что для того, чтобы быть уверенным, например, работодателю, что его персонал готов к прохождению аккредитации, что он обладает определенными знаниями, профессиональными навыками, и прошел непрерывное медицинское образование, для того, чтобы удостовериться, что все будет хорошо, и он не потеряет ни одного практикующего специалиста.

Можно направить в центр квалификации, как медицинских сестер, чтобы там провели подготовку, оценили знания, умения и сказали медику, что он готов пройти и никаких проблем у него не будет.

Такие центры оценки квалификации постепенно появляются в различных субъектах РФ. На это необходимо обратиться внимание, поскольку это помощь любому практикующему специалисту, куда может обратиться как сам специалист, так и работодатель, который заинтересован в сохранении своих кадров.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главная медсестра» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Мероприятия в системе НМО

Непрерывное медицинское образование для среднего медперсонала включает в себя разнообразные стандартизированые мероприятия.

На сайте Координационного совета НМО можно узнать подробную информацию о тех мероприятиях, которые прошли проверку для новой системы обучения медработников.

Для того, чтобы получить полную информацию о действующих курсах, следует зайти на главную страницу сайта и оттуда попасть в разделы «Вузы», «Модули» или «Мероприятия». Далее медработник может выбрать регион, в котором будет проходить обучение, свою специальность и предполагаемый период обучения.

Для медсестер на сайте размещены модули дистанционных программ обучения. Российская ассоциация медсестер уже подготовила 14 образовательных модулей, доступных для удаленного освоения.

Кроме того, на образовательном портале Минздрава (http://edu.rosminzdrav.ru) размещены короткие образовательные программы, длительностью от 16 до 36 часов, которые разработаны региональными медобразовательными организациями.

 Чтобы выбрать дополнительные профессиональные программы и планировать сроки обучения сотрудников, воспользуйтесь специальным сервисом в журнале «Главная медицинская сестра».

Аккредитация медицинских сестер

Выбрать обучение

Мероприятия медорганизаций и профсообществ

Однако не только система дополнительного профессионального образования может обеспечить непрерывное профессиональное обучение и развитие медсестер, но и сами медицинские организации, а также профессиональные сообщества могут и должны принять участие в этом процессе, предлагая те или иные формы и методы обучения, обеспечивающие непрерывность профессионального развития.

При этом могут быть задействованы возможности как формального, так и неформального и информального образования.

К таким формам получения дополнительного профессионального образования можно отнести все виды образовательной активности медицинских сестер:

  • участие в работе научных, научно-практических конференций разных уровней (активное — представление доклада и пассивное — участие в качестве слушателя);
  • участие в проведении мастер-класса по специальности или его проведение;
  • обучение на рабочем месте, наставничество, стажировка;
  • обучение в симуляционных кабинетах, центрах;
  • участие в конкурсах профессионального мастерства;
  • разработка рекомендаций для пациентов;
  • участие в разработке информационных или методических материалов;
  • публикации в специализированных периодических изданиях и др.

Безусловно, не все эти способы получения новых знаний, приобретения новых умений равноценны и равнодоступны, но используемые вместе, комплексно, они позволяют добиться необходимых результатов.

Конференции

Так, участие в различных научных, научно-практических конференциях, а тем более выступления на них, посещение выставок не является массовым и регулярным, что может быть связано как со слабой информированностью медицинских сестер о проведении соответствующих мероприятий, так и с дефицитом времени, большой занятостью на работе, возросшей нагрузкой, низкой мотивированностью к участию в профессиональных мероприятиях.

Как учесть баллы за участие в конференции, рассказывает эксперт в Системе Главная медсестра.

А подготовка выступления на конференциях требует значительной предварительной работы, связанной с поиском актуальной информации, проведением исследований, обработкой полученных результатов, хотя значимость такой формы получения новых знаний очень высока.

Обучение на рабочем месте 

Мощным инструментом получения новых знаний, приобретения умений, формирования навыков является обучение на рабочем месте, которое можно определить как повышение уровня компетенций сотрудника без отрыва от его профессиональной деятельности через непрерывную практику и взаимодействие с более опытным наставником.

Методы обучения на рабочем месте Преимущества
включение обучаемого сотрудника в процесс деятельности другого специалиста (баддинг, budding); экономическую эффективность, поскольку затраты на организацию и поддержание такой системы обучения оказываются значительно меньшими, чем при традиционных методах профессионального развития персонала;
наблюдение за процессом работы (шэдуинг, shadowing); реализацию подхода к структуре обучения по схеме «70-20-10», в соответствии с которой 70% времени отводится на обучение путем решения реальных задач на своем рабочем месте, 20% времени занимает обучение на рабочем месте с более опытным сотрудником, 10% времени — обучение в учебных классах, методических кабинетах, центрах: лекции, семинары, тренинги и т.п.;
стажировки, ротации (секондмент, secondmеnt); возможность передачи часто уникального опыта наставника;
целенаправленная передача опыта (наставничество, mentoring); возможность построения индивидуальной образовательной траектории, учитывающей потребности и запросы конкретного сотрудника в приобретении новых знаний.
сопровождение процесса обучения, обсуждение возможности и опыта применения полученных знаний в реальной практике (тьюторство, tutoring).

Однако при организации обучения на рабочем месте важно учесть, что, помимо ответственности самого обучаемого, существенная доля ответственности за успешность обучающих мероприятий ложится на руководителя соответствующей службы — старшую/главную медицинскую сестру, руководителя учебно-методического центра (при его наличии).

Подготовка и переподготовка медсестер в симуляционных кабинетах

Обучение в симуляционных кабинетах, центрах в последнее время приобретает все большую популярность.

Использование симуляционных технологий в современном медицинском образовании позволяет достичь максимального реализма при отработке навыков ухода за пациентом, выполнении различных диагностических и лечебных манипуляций, особенно предполагающих высокие риски для пациента.

Многократные повторения определенных действий позволяют добиться выработки умений и формирования устойчивого навыка.

Поэтому значение такой формы пополнения багажа знаний, освоения новых умений, восстановления утраченных навыков трудно переоценить, однако симуляционные технологии требуют определенных финансовых затрат, организационных усилий, подготовленных специалистов, способных работать на сложном оборудовании.

Конкурсы профессионального мастерства

Конкурсы профессионального мастерства являются особой формой повышения уровня квалификации, и участие в них также может стимулировать поиск новой информации, приобретение новых знаний, позволяет оценить уровень собственной профессиональной подготовки, сравнить собственные достижения с достижениями других участников конкурса.

Подготовка материалов к конкурсу требует проведения работы по отбору необходимой информации, ее творческой переработке, структурированию, обобщению, осмыслению собственного профессионального опыта — при этом идет процесс обучения.

Кроме того, в рамках конкурса могут проводиться мастер-классы, в ходе которых возможна демонстрация новых приемов помощи пациентам, способов перемещения, ухода за кожей у маломобильных пациентов и т. п.

Таким образом, участие в конкурсах профессионального мастерства, в  мастер-классах, а особенно их проведение, позволяют повысить эффективность профессиональной деятельности медицинских сестер, и, следовательно, качество медицинской помощи.

 

тест Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Материал проверен экспертами Актион Медицина

logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Сайт для медицинских работников!

Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
×
×

Гость,

начните обучение на новом курсе
Школы главной медсестры
«Управление сестринской деятельностью - 2020»

Посмотрите программу

Гость,

 

Вам предоставлен персональный доступ
к системе «Главная медсестра»

Активировать

Гость,
редакция выбрала Вас!

Заберите свежий номер журнала
«Главная медицинская сестра»

Забрать журнал

Гость,
редакция выбрала Вас!

Заберите свежий номер журнала
«Правовые вопросы здравоохранения»

Забрать журнал
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.