Права пациента: способы защиты и злоупотребление

304

Причины конфликтовПрава пациента должны соблюдаться без исключения всеми медучреждениями.

В последнее время демонстрируется устойчивый рост жалоб врачей на медицинские организации, и на врачей со стороны пациентов, но при этом нужно отметить, что администрация медорганизации часто испытывает давление со стороны медработников из своего персонала.

Рассмотрим причины конфликтов пациентов с медучреждениями.

Причины конфликтов пациентов с медучреждением

Права пациента и медицинского работника могут друг другу противоречить в случае возникновения конфликтной ситуации. Чтобы разрешить конфликты, важно понимать, какие существуют причины их возникновения.

Говоря о пациентах, о тех претензиях, жалобах и обращениях, которые предъявляют пациенты, следует выделить три основные причины, которые к этому приводят.

Вправе ли пациент на приеме у врача производить аудио- или видеозапись

Вправе ли пациент на приеме у врача производить аудио- или видеозапись
посмотреть/скачать>>

Рост правовой грамотности пациентов.

Если мы говорим о медработниках, то можно говорить и о росте их правовой грамотности тоже. Сегодня реалии жизни таковы, что медработник для того, чтобы успешно заниматься профессиональной деятельностью, должен также разбираться в правовых вопросах.

И они пытаются пробелы в понимании юридической регламентации своей профессиональной деятельности восполнить, и, соответственно, растет их правовая грамотность. Это приводит к росту вопросов, которые медработники пытаются задать.

Если говорить о пациентах - формирование негативного общественного мнения со стороны СМИ.

В интернете множество публикаций, много новостей, связанных с нарушением прав пациентов или недостойным поведением врачей. Все это приводит к тому, что пациенты более смелее и активнее обращаются как в адрес медработников, так и в адрес медучреждения.

А медработники, в свою очередь, становятся заложниками этой ситуации, и за счет того, что не совсем верно и правильно тактически ведут себя в отношении пациентов, получают определенные санкции дисциплинарного характера со стороны медучреждения. Это приводит к новым конфликтам.

Поэтому от того, каким образом администрация решает вопросы, возникающие между врачами и пациентами, зависит от дальнейшего хода ее деятельности.

Третий момент, которые приводит к повышенному количеству жалоб - это такое явление, которое набирает обороты, так называемый «потребительский экстремизм».

Чёткого определения нет, но под ним можно понимать попытку недобросовестного потребителя использовать правовой механизм правовой защиты своих прав изначально с целью получения личной выгоды. То есть когда права пациента фактически нарушаются с его позволения.

Механизм правовой защиты

Медицинские услуги и защита прав потребителей

Можно сказать, что в сфере здравоохранения действует закон «О защите прав потребителей», и пациенты выступают в роли потребителей медуслуг, а медучреждение - в роли исполнителя услуги.

Один из ключевых моментов в данной ситуации - исполнителем услуги является именно медучреждение, как юридическое лицо, которое обладает медицинской лицензией и на основании договора оказывает пациентам медуслуги.

При этом надо понимать, что не медицинский работник оказывает услуги, а именно организация. Медработник лишь принимает участие в этом процессе, выполняя свою трудовую функцию - оказание медицинской помощи, поскольку в деловом обороте в данном случае медработник выступает не от своего собственного имени, а значит, он услуги не оказывает, являясь работником медицинской организации.

Это очень важно, поскольку неоднократно происходили такие ситуации, когда администрация медучреждения разъясняет своим сотрудникам, что они являются исполнителями услуги, соответственно, пациенты - это клиенты.

А медработники выступают обслуживающим персоналом. Эта позиция в корне неверная, нелегитимная и неправомочная.

Претензия в медицинскую организацию от пациента в таком случае используется администрацией для переноса всей ответственности на конкретного медработника.

Таким образом, администрации медучреждений дискредитируют себя, потому что фактически вводят в заблуждение свой медперсонал. Поэтому настоятельно рекомендуем сотрудникам разъяснять, что именно медучреждение является исполнителем услуги.

Медработник перед пациентом выступает не от своего собственного имени, а от медучреждения.

«Потребительский экстремизм» при оказании медуслуг

Вернемся к «потребительскому экстремизму». Около 10% врачебных дел в судах, когда пациенты обращаются в суды с целью получить от медучреждений компенсацию причиненного вреда - связаны именно с тем, что пациент не реализует реализовать свои права, а пытается получить денежную компенсацию или навредить медработникам.

Права пациента: способы защиты и злоупотребление

Подобные иски сопровождаются выбросом негативной информации о больницах и медработниках в СМИ. Кроме того, требования пациентов часто сопровождаются требованиями к правоохранительным органам об увольнении медработников, которые принимали участие в оказании медпомощи.

Врачебная комиссия в разрешении споров с пациентами

Рассмотрением жалоб и претензий со стороны пациентов в медучреждении занимается врачебная комиссия.

Рекомендуем прописать соответствующие обязанности в положении о врачебной комиссии.

Как организовать эту работу:

  • создать в составе врачебной комиссии подкомиссию, которая будет заниматься рассмотрением обращений граждан;
  • при возникновении конфликта следует получить от пациента письменное заявление с изложением всех его возражений;
  • после разбора каждого случая индивидуально и изучения ситуации необходимо оформить решение комиссии в виде протокола;
  • пациенту предоставляется выписка из этого протокола, в которой приведены доводы комиссии и решение специалистов.

Закон о претензиях

Права пациента и медицинского работника

Одним из краеугольных камней, когда мы говорим о взаимоотношениях в системе «врач, пациент, медорганизация», являются обязанности сторон. Понятно, что права медучреждения и врача в первую очередь регламентируются трудовым законодательством.

Отметим, что у нас нет конкретного определения врача, медсестры, есть юридическая дефиниция «медицинский работник», то есть лицо, которое состоит в трудовых отношениях с медучреждением. Поэтому на справедливые вопросы медиков, которые говорят о том, что в нашей стране нет законов, которые защищают врачей, всегда нужно отвечать – существует Трудовой кодекс РФ.

Причем это уникальный закон, и один из немногих, который реально работает, имеет богатую правоприменительную практику и заточен изначально под работника. То есть права работника защищаются достаточно серьезно этим законом, и порою ущемляют права работодателей.

Понятно, что положениями ТК РФ не всегда можно воспользоваться, и не всегда медработники хотят реализовывать свои трудовые права по защите.

Но в большинстве это причины объективные и не стоит этого требовать. Те медработники, которые выходят в суды за защитой своих прав, достаточно часто добиваются положительного исхода, и решения принимаются в их пользу.

Аудиограмма вебинара " Медицинская организация: соблюдение прав работников и пациентов"

Посмотреть предстоящие вебинары >>

Читайте в ближайших номерах журнала «Правовые вопросы в здравоохранении»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×