text
Портал для медицинских работников

Права пациента: способы защиты и злоупотребление

  • 25 августа 2017
  • 619

Причины конфликтовПрава пациента должны соблюдаться без исключения всеми медучреждениями.

В последнее время демонстрируется устойчивый рост жалоб пациентов. Разберемся в прамомерноси и злоупотреблениях жалобами и кляузами на врачей. 

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Рассмотрим причины конфликтов пациентов с медучреждениями.

Причины конфликтов пациентов с медучреждением

Права пациента и медицинского работника могут друг другу противоречить в случае возникновения конфликтной ситуации. Чтобы разрешить конфликты, важно понимать, какие существуют причины их возникновения.

Говоря о пациентах, о тех претензиях, жалобах и обращениях, которые предъявляют пациенты, следует выделить три основные причины, которые к этому приводят.

Вправе ли пациент на приеме у врача производить аудио- или видеозапись

Вправе ли пациент на приеме у врача производить аудио- или видеозапись
посмотреть/скачать>>

Рост правовой грамотности пациентов.

Если мы говорим о медработниках, то можно говорить и о росте их правовой грамотности тоже. Сегодня реалии жизни таковы, что медработник для того, чтобы успешно заниматься профессиональной деятельностью, должен также разбираться в правовых вопросах.

И они пытаются пробелы в понимании юридической регламентации своей профессиональной деятельности восполнить, и, соответственно, растет их правовая грамотность. Это приводит к росту вопросов, которые медработники пытаются задать.


Если говорить о пациентах - формирование негативного общественного мнения со стороны СМИ.

В интернете множество публикаций, много новостей, связанных с нарушением прав пациентов или недостойным поведением врачей. Все это приводит к тому, что пациенты более смелее и активнее обращаются как в адрес медработников, так и в адрес медучреждения.

А медработники, в свою очередь, становятся заложниками этой ситуации, и за счет того, что не совсем верно и правильно тактически ведут себя в отношении пациентов, получают определенные санкции дисциплинарного характера со стороны медучреждения. Это приводит к новым конфликтам.

Поэтому от того, каким образом администрация решает вопросы, возникающие между врачами и пациентами, зависит от дальнейшего хода ее деятельности.

Третий момент, которые приводит к повышенному количеству жалоб - это такое явление, которое набирает обороты, так называемый «потребительский экстремизм».

Чёткого определения нет, но под ним можно понимать попытку недобросовестного потребителя использовать правовой механизм правовой защиты своих прав изначально с целью получения личной выгоды. То есть когда права пациента фактически нарушаются с его позволения.

Механизм правовой защиты

Медицинские услуги и защита прав потребителей

Можно сказать, что в сфере здравоохранения действует закон «О защите прав потребителей», и пациенты выступают в роли потребителей медуслуг, а медучреждение - в роли исполнителя услуги.

Один из ключевых моментов в данной ситуации - исполнителем услуги является именно медучреждение, как юридическое лицо, которое обладает медицинской лицензией и на основании договора оказывает пациентам медуслуги.

При этом надо понимать, что не медицинский работник оказывает услуги, а именно организация. Медработник лишь принимает участие в этом процессе, выполняя свою трудовую функцию - оказание медицинской помощи, поскольку в деловом обороте в данном случае медработник выступает не от своего собственного имени, а значит, он услуги не оказывает, являясь работником медицинской организации.

Это очень важно, поскольку неоднократно происходили такие ситуации, когда администрация медучреждения разъясняет своим сотрудникам, что они являются исполнителями услуги, соответственно, пациенты - это клиенты.

А медработники выступают обслуживающим персоналом. Эта позиция в корне неверная, нелегитимная и неправомочная.

Претензия в медицинскую организацию от пациента в таком случае используется администрацией для переноса всей ответственности на конкретного медработника.

Таким образом, администрации медучреждений дискредитируют себя, потому что фактически вводят в заблуждение свой медперсонал. Поэтому настоятельно рекомендуем сотрудникам разъяснять, что именно медучреждение является исполнителем услуги.

Медработник перед пациентом выступает не от своего собственного имени, а от медучреждения.


«Потребительский экстремизм» при оказании медуслуг

Вернемся к «потребительскому экстремизму». Около 10% врачебных дел в судах, когда пациенты обращаются в суды с целью получить от медучреждений компенсацию причиненного вреда - связаны именно с тем, что пациент не реализует реализовать свои права, а пытается получить денежную компенсацию или навредить медработникам.

Права пациента: способы защиты и злоупотребление

Подобные иски сопровождаются выбросом негативной информации о больницах и медработниках в СМИ. Кроме того, требования пациентов часто сопровождаются требованиями к правоохранительным органам об увольнении медработников, которые принимали участие в оказании медпомощи.

Врачебная комиссия в разрешении споров с пациентами

Рассмотрением жалоб и претензий со стороны пациентов в медучреждении занимается врачебная комиссия.

Рекомендуем прописать соответствующие обязанности в положении о врачебной комиссии.

Как организовать эту работу:

  • создать в составе врачебной комиссии подкомиссию, которая будет заниматься рассмотрением обращений граждан;
  • при возникновении конфликта следует получить от пациента письменное заявление с изложением всех его возражений;
  • после разбора каждого случая индивидуально и изучения ситуации необходимо оформить решение комиссии в виде протокола;
  • пациенту предоставляется выписка из этого протокола, в которой приведены доводы комиссии и решение специалистов.

Закон о претензиях

Права пациента и медицинского работника

Одним из краеугольных камней, когда мы говорим о взаимоотношениях в системе «врач, пациент, медорганизация», являются обязанности сторон. Понятно, что права медучреждения и врача в первую очередь регламентируются трудовым законодательством.

Отметим, что у нас нет конкретного определения врача, медсестры, есть юридическая дефиниция «медицинский работник», то есть лицо, которое состоит в трудовых отношениях с медучреждением. Поэтому на справедливые вопросы медиков, которые говорят о том, что в нашей стране нет законов, которые защищают врачей, всегда нужно отвечать – существует Трудовой кодекс РФ.

Причем это уникальный закон, и один из немногих, который реально работает, имеет богатую правоприменительную практику и заточен изначально под работника. То есть права работника защищаются достаточно серьезно этим законом, и порою ущемляют права работодателей.

Понятно, что положениями ТК РФ не всегда можно воспользоваться, и не всегда медработники хотят реализовывать свои трудовые права по защите.

Но в большинстве это причины объективные и не стоит этого требовать. Те медработники, которые выходят в суды за защитой своих прав, достаточно часто добиваются положительного исхода, и решения принимаются в их пользу.

Аудиограмма вебинара " Медицинская организация: соблюдение прав работников и пациентов"

Посмотреть предстоящие вебинары >>

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.