text
Портал для медицинских работников

Защита прав медицинских работников во взаимоотношениях с пациентом

  • 27 августа 2017
  • 396

Защита правЗащита прав медицинских работников – одна из обязанностей медучреждения, как работодателя.

Пациенты часто допускают оскорбления и грубость в отношении врача, что становится причиной конфликтов.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Проанализированы основные причины возникновения подобных проблем, рассмотрены пути их профилактики, а именно, как медучреждению строить взаимоотношения с пациентами и с медработниками, как не нарушать права своих сотрудников.                                                

Оскорбление врача: как защитить сотрудника

Отношение врачей к пациентам должно быть сугубо профессиональным и спокойным. Но, несмотря на это, медикам часто приходится сталкиваться с агрессией в свою сторону, что порождает конфликтное правоотношение, одинаково неприятное как для врача, так и для медучреждения.

Действующим законом не регламентируется вопрос того, как пациент должен вести себя на приеме в кабинете врача. Банальный вопрос, казалось бы, но как быть самому врачу, если пациент хамит и оскорбляет врача?

Вправе ли пациент на приеме у врача производить аудио- или видеозапись

Вправе ли пациент на приеме у врача производить аудио- или видеозапись
посмотреть/скачать>>

Частый путь решения - спустить все на «тормоза». Медработники привыкают к тому, что ежедневно слышат в свой адрес оскорбления. Это становится, к сожалению, рутиной. Это неправильно. Не последнюю роль играет и отношение администрации в поддержке своих работников в данной ситуации.

Рекомендуем сделать одно простое процессуальное действие - ввести в локальный акт, например, в правила поведения пациента запрет на хамство и оскорбление в отношении врачей. Мало того, что закон этого не допускает - не лишним будет продублировать это в локальных актах. Нужно, чтобы медработники защищали свои честь и достоинство и предпринимали действия для этого.


Какие это действия:

  • доказать факт оскорбления. Как это сделать? Задокументировать этот факт тем или иным образом, например, внести запись в медицинскую документацию, написать служебную записку главному врачу. Последующее изучение медицинской документации позволит врачу доказать свою правоту.
  • вещественные доказательства о вреде - аудиозаписи, видеозаписи. В данной ситуации, когда происходит правонарушение в отношении медработника, наличие записей является одним из способов сбора доказательств. И если они будут произведены медработником легитимно, с предупреждением пациента об этом - есть большая вероятность того, что они будут приняты судом. Маловероятно, что они не будут приняты судом.

Отметим, что просто так медработник не может вести запись пациента - это нарушение частной жизни, сбор личных данных. Но если пациент сам ведет себя неподобающим образом, оскорбляет и нападает на медработника - врач может вести аудио- или видеозапись.

В начале записи следует сказать, что она ведется с целью защиты своих прав, и назвать имена участвующих лиц.

  • свидетельские показания. Свидетели - это те лица, которые непосредственно видели происходящее. Это медперсонал, другие пациенты или случайные свидетели. Как показывает практика, что, когда один пациент выступает свидетелем против другого - у медработника возникает больше шансов добиться правды.

Защита прав медицинских работников во взаимоотношениях с пациентом

Также необходимо сказать о поведении врача и пациента в кабинете - может ли пациент пригласить кого-то еще, третье лицо для того, чтобы он наблюдал за процессом оказания медпомощи. Например, своего родственника.

Обратим, что данный вопрос напрямую законом не урегулирован, и здесь широкий круг полномочий имеется у главного врача - в правилах внутреннего распорядка он может указать, что данный пациент не имеет право приводить третьих лиц в кабинет на врачебный прием. То  есть круг таких лиц можно ограничить.

Это не совсем корректное решение, но такая возможность у администрации медучреждения есть.

Как разрешить конфликт между врачом и пациентом

Когда возникает конфликт между врачом и пациентом, медучреждение часто признает виновниками спора именно медработников. И к ним применяются меры дисциплинарного взыскания. При этом не проводится анализ действий медработников, и анализ правоты пациентов.

Таких случаев достаточно много, вплоть до судов, и в них именно позиция администрации не позволила медработнику добиться правды.

Здесь мы рекомендуем любой конфликт и любую спорную ситуацию тщательно анализировать и расследовать, пытаться понять причины конфликта. Важно помнить, что как бы не развивалась ситуация, отношение врачей к пациентам должно быть профессиональным.

Пациент, будучи клиентом медучреждения, потребителем услуги, далеко не всегда бывает прав:

  • не выполняет правила внутреннего распорядка;
  • не выполняет назначения врача;
  • не выполняет условия договора, когда речь идет о платных медслугах;
  • пациент допустил оскорбление врача или иного медицинского работника.

В этих ситуациях действия пациента являются неправомерными, поэтому, когда он подает жалобу или претензию на имя главного врача, такое обращение должно быть признано необоснованным.

Активируйте доступ к журналу «Правовые вопросы в здравоохранении» и читайте проверенные экспертами статьи:

Защита прав медицинских работников

Важная сторона правоотношений в системе «врач – пациент» - медицинские работники. Они тоже очень часто обращаются к главному врачу с различными претензиями, и здесь необходимо указать на ключевые моменты, которые позволят урегулировать конфликты внутри коллектива.

Права медработников закреплены в ст. 72 ФЗ «О охране здоровья». Это специальные права, которые действуют наряду с общеправовыми. К таким правам относится - право на получение необходимых условий для выполнения своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием.

Обратим внимание, если в действиях медработника есть нарушения, связанные с невыполнением порядков оказания медпомощи, стандартов медпомощи, и они явились причиной вынесения санкций со стороны страховых организаций, то выносить дисциплинарное взыскание, если у медработника не было соответствующих условий и оборудования - неправомерно.

И если медработник захочет это решение оспорить, он может это сделать.

Когда речь идет об оспаривании медработником дисциплинарного взыскания, здесь есть два пути решения проблемы:

  • индивидуальный трудовой спор;
  • привлечение главного врача и других должностных лиц к административной ответственности по ст. 5.71 КоАП РФ, т.е. за нарушение обязанностей, предусмотренных ТК РФ.

Другой момент, если рассматривать вопрос вынесения санкций медработникам за случаи, когда по их вине оказание медпомощи было признано некачественным по итогам экспертизы качества медпомощи. В таких случаях страховая организация выносит санкции в отношении медучреждения, а медучреждение, в свою очередь, пытается возложить дисциплинарное взыскание на медработника, и даже пытается возместить потерянные средства за счет своих сотрудников.

Последний путь является абсолютно незаконным по причине того, с точки зрения ТК РФ у медучреждения нет никаких оснований для того, чтобы привлечь медработника к выплате денежных средств, которые были потрачены на выплату штрафов страховой медицинской организации.

Кроме того, подобные условия нельзя и включать в трудовые договоры сотрудников.

Единственные санкции, которые могут быть применены к медработнику в данной ситуации, если он виновен в применении санкций к медучреждению - либо решение стимулирующей выплаты (если это предусмотрено системой оплаты труда), либо привлечение к дисциплинарной ответственности.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации медработников

Трудовое законодательство четко устанавливает, что в тех случаях, когда периодическое обучение работников является обязательным условием для его дальнейшей деятельности - такое обучение ложится на плечи работодателя и проводится за его счет.

Зачастую происходят такие ситуации, когда администрация медучреждения составляет так называемые ученические договоры с сотрудниками, направляя их на периодическое повышение квалификации, и обязует медработников отработать в организации определенное время после обучения.

Надо сказать, что такой договор юридически ничтожен по причине того, что нарушает основополагающие права медработников, а именно, право обучения за счет средств работодателя при условии, что обучение является необходимым условием дальнейшей деятельности. А медработники действительно обязаны не реже раза в 5 лет проходить повышение квалификации.

Поэтому подобные ситуации в суде разрешаются в пользу медработников.

Непрерывное медицинское образование

Сегодня набирает обороты непрерывное медицинское образование, совершенствование этой системы актуально в связи с введением аккредитации медработников. Пересматривается сам процесс подготовки и обучения медработников. В этих условиях работодателю тоже придется достаточно тяжело.

Отметим, что Трудовой кодекс в этом отношении пока не изменен, и обучение медработников нужно организовывать в соответствии с существующими правилами. Если нарушить действующие правила, защита прав медицинских работников может продолжиться с привлечением трудовой инспекции или суда.

Как это будет происходить на практике, и из каких средств работодатель будет оплачивать обучение сотрудников - станет ясно в ближайшее время.

Аудиограмма вебинара " Медицинская организация: соблюдение прав работников и пациентов"

Посмотреть предстоящие вебинары >>

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.