Права и обязанности пациента в медучреждении

530

Обращение в медучреждениеДействующее законодательство содержит множество обязанностей медработников по отношению к пациентам, но существуют также права и обязанности пациента, которые действуют в момент его обращения в медучреждение.

Отношение врачей к пациентам должно учитывать эти права и обязанности, не менее важно установить некоторые правила поведения на уровне внутренних актов организации.

Права и обязанности пациента в отношениях с медучреждением

Достаточно краеугольным положением являются нормы ст. 27 ФЗ «Об охране здоровья» о том, что пациенты, которые приходят в медучреждение за получением медпомощи, обладают определенными обязанностями. Надо сказать, что на самом деле эта норма носит скорее декларативный характер, потому что они ничем не обеспечены, в первую очередь, отсутствует ответственность за невыполнение данных норм.

С другой стороны, любое нарушение пациентом может быть расценено как нарушение федерального законодательства. Что может нарушить пациент?

Соблюдение режима лечения и правил поведения в медучреждении

В первую очередь, остановимся на ч. 3 ст. 27 ФЗ «Об охране здоровья», которая предусматривает соблюдение режима лечения и правил поведения пациента в организации. Если более широко трактовать законодательство, то нужно сказать о том, что нет понятия «режим лечения», он не раскрыт.

Поэтому нужно полагать, что под режимом лечения понимается тот набор рекомендаций, план лечения, который был установлен конкретному больному. Это его прямая обязанность.

Соответственно, данная обязанность перекликается с тем, что пациент должен выполнять ПВТР медучреждения. Здесь обратим особое внимание главных врачей на то, что в их руках есть уникальный инструмент, который позволяет минимизировать риски возникновения конфликтов с пациентами. ПВТР также можно назвать и правилами поведения пациентов в медучреждении.

Они утверждаются локальным внутренним актом и позволяют урегулировать те вопросы, которые напрямую в законе не названы.

Статья закона

Вопросы эти являются разносторонними, поскольку права пациента в системе здравоохранения должны соблюдаться на всех этапах оказания медпомощи: 

  • пациент входит в поликлинику. Сразу возникают вопросы, уже на этом этапе может произойти много нарушений его прав, причем самого разнообразного характера.

Например, нарушаются права потребителя медуслуги, если не размещена информация о предоставляемых услугах и их исполнителях. Очень часто в медучреждениях отсутствуют информационные стенды, не работает сайт. Все, что затрудняет получение информации.

Закон не предъявляет к размещению информации, но многие правила сформировались уже в рамках правоприменительной практики, например, размещение в доступных местах, что позволяет максимальному числу пациентов с информацией ознакомиться.

  • пациент не видит информационной таблички о том, что в медучреждении осуществляется видеосъёмка. Действительно, медучреждение имеет полное право совершать видеозапись, это свободно и легально, но с соблюдением определенных условий.

Главное условие - видеосъемка лиц, которые зашли в медучреждение, фактически является обработкой персональных данных.

Соответственно, все вопросы совершения записей должны быть урегулированы в соответствии с ФЗ «О персональных данных». В первую очередь, нужно получить согласие на обработку персональных со стороны, как это ни странно, не со стороны пациента, а от медработников, которые также являются субъектами обработки персональных данных.

Обработка персональных данных

Что касается пациента, то он изначально при оказании медпомощи подписывает согласие на обработку персональных данных, и дополнительного согласия не требуется. Но обязательно нужно проинформировать пациента о том, что видеосъемка ведется. Поэтому перед установкой видеокамер нужно разместить на видном месте объявление о том, что ведется видеозапись.

  • следующий вопрос - а если пациент откажется от видеозаписи? В таких случаях рекомендуется проводить осмотр и лечение пациента в тех кабинетах, где видеокамер нет.

Это связано с тем, что на законодательном уровне установлен приоритет интересов пациента при оказании ему медпомощи. Несмотря на то, что положение достаточно логично, но оно не совсем корректно используется практически всеми участниками правоотношений - медучреждениями, судами и т.д.

Суть в том, что, если пациент что-то требует, сотрудники медучреждения должны идти ему навстречу, потому что иначе это чревато последствиями.

Заканчивая вопрос о видеосъемке, необходимо обратить внимание, что порядок видеосъёмки должен быть внесен в локальные акты организации и утвержден главным врачом. При этом мы рекомендуем ссылаться на то, что видеосъемка ведется с целью предотвращения террористических угроз, для защиты пациентов и медперсонала.

Другая причина для съемки - видеофиксация некоторых медицинских вмешательств, сложных клинических случаев.

Это все должно быть прописано в локальном акте.

Права и обязанности пациента при осуществлении видеосъемки

Другой вопрос - может ли пациент сам осуществлять видеосъемку - фиксировать действия врача, записывать разговор с ним. Здесь необходимо сказать, что нюансов много.

Вправе ли пациент на приеме у врача производить аудио- или видеозапись

Вправе ли пациент на приеме у врача производить аудио- или видеозапись
посмотреть/скачать>>

Главный из них заключается в том, что если пациент производит видео- и аудиосъемку врача, то он также начинает обрабатывать персональные данные, которые касаются изображения врача и его разговора. И чтобы это было правомерно, необходимо заручиться согласием медработника, которое он в 99% случаев не даст.

Поэтому здесь рекомендуем главному врачу во избежание конфликтов указать на то, что ПВТР запрещают проведение видеосъёмки. Более мягкий вариант - указать, что видеосъемка должна быть согласована с администрацией медучреждения.

Нарушение врачебных рекомендаций пациентом

При оказании медпомощи сотрудники больницы выполняют пациенту медицинские назначения, назначают медпрепараты, назначают посещения. И пациент зачастую все рекомендации нарушает - не приходит на лечение, пропускает прием препаратов и т.д. Что с этим делать? Все данные факты нужно фиксировать в медицинской документации.

Отметим, что в законодательстве не установлена ответственность за эти нарушения, но если взять структуру любого гражданского правоотношения, стоит обратить внимание на то, что, когда пациенту причиняется вред вследствие ненадлежащего оказания медпомощи, и он заявляет требования о возмещении вреда - одним из оснований для уменьшения компенсации вреда является грубая неосторожность или грубое нарушение со стороны лица, которому причинили вред.

Поэтому если пациент обратился в медучреждение с претензией, и медучреждение докажет такой факт, например, что соблюдение режима лечения было нарушено - это является весомым основанием для смягчения санкций в отношении медучреждения.

Поэтому если стали известны случаи несоблюдения режима лечения пациентом - необходимо их фиксировать в медицинской документации. Классический пример - пациенту назначается прием в определенный день, и он не приходит.

Нужно сделать в медкарте отметку о том, что пациент в назначенный день не явился. То же самое в случае, если пациент не принимал препараты по назначению врача.

Идеальный вариант - под этой подписью можно поставить подпись пациента, но на практике это не представляется возможным.

Информирование пациента о назначаемых лекарствах

Выписывание рецептов и информирование пациентов о лекарственных препаратах. Сейчас согласно приказа Минздрава рецепты выписываются по МНН, но ничто не запрещает медработнику, выписывающему рецепт, давать рекомендации пациенту о том, какой препарат пациенту назначать.

Более того, это фактически обязанность медработника в соответствии с ФЗ «Об охране здоровья». Поэтому определенные препараты рекомендовать нужно, особенно если они нужны в конкретном случае. Но в рецепте он указывается по МНН.

Бывают случаи, когда администрации медучреждений считают подобные действия врача чуть ли не дисциплинарным нарушением, но это не так. Ведь конкретное назначение принесет пациенту скорее пользу, чем вред.

Аудиограмма вебинара " Медицинская организация: соблюдение прав работников и пациентов"

Посмотреть предстоящие вебинары >>

Читайте в ближайших номерах журнала «Правовые вопросы в здравоохранении»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×