Обращение граждан, которые спускают "сверху": как реагировать

2125

Обращения гражданПериодически в медучреждения поступают обращения граждан, которые направляются из различных вышестоящих органов и органов государственного и муниципального подчинения по подведомственности.

Запросы пациентов, адресуемые из вышестоящих органов

Жалобы пациентов могут поступать в медучреждение напрямую, а могут и перенаправляться из различных государственных структур.

Рассмотрим ситуацию – в больницу поступило заявление от пациента из местного муниципалитета для подготовки дополнительных материалов или комментариев. 

Как правильно оформить полученный запрос и зарегистрировать его?

Исходя из условий рассматриваемой ситуации, орган местного самоуправления, например, администрация одного из районов города по месту жительства пациента, в адрес которой поступило обращение, направила в медучреждение запрос о предоставлении документации и прочих материалов, которые могут понадобиться для объективной оценки доводов заявителя.

Как правило, после получения необходимых материалов, специалисты администрации сами готовят ответ на запросы пациентов по существу.

В связи с этим, подобный запрос, поступивший в медучреждение, не подлежит регистрации как жалобы пациента или другие обращения по следующим причинам:

  • сам пациент в медицинскую организацию обращение не направлял;
  • направление соответствующего запроса не означает переадресацию обращения пациента, поскольку разрешение обращения входит в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.

Поэтому после получения документов из местной администрации их нужно зарегистрировать как обычную входящую документацию в соответствии с правилами документооборота, действующими в медучреждении для документов, которые не относятся к обращениям пациентов и их представителей.

Из этого же следует исходить при составлении отчетности по обращениям граждан в медучреждение – такой запрос администрации или иного органа, которому необходимы дополнительные материалы для ответа заявителю, регистрировать как обращение граждан и отражать в отчетах не нужно.

Жалобы пациента в органы госвласти

Право на жалобы пациентов и другие обращения предусмотрено Конституцией РФ и принятым в соответствии с ней ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». Закон предоставляет гражданину право защищать свои интересу путем обращения в различные государственные и негосударственные структуры.

Вправе ли пациент на приеме у врача производить аудио- или видеозапись

Вправе ли пациент на приеме у врача производить аудио- или видеозапись
посмотреть/скачать>>

При этом действующее законодательство устанавливает конкретные требования рассмотрения таких обращений и другие детали подобных правоотношений.

Как указано в законе «О порядке рассмотрения обращений граждан» (59-ФЗ), любой гражданин вправе составить и направить личное обращение в то ведомство, в компетенции которого находится рассмотрение интересующих его вопросов, в том числе и по территориальному признаку.

Ведомство, в которое поступили обращения граждан, должен в соответствии с утвержденным порядком зарегистрировать их в течение 3-х дней. Такое требование предъявлено ч. 2 ст. 8 59-ФЗ.

Однако, жалобы пациента на медучреждение могут поступать в госорган часто и ошибочно, поскольку круг изложенных в жалобе вопросов может не относиться к компетенции конкретного ведомства.

В таком случае поступивший документ все равно проходит регистрацию в канцелярии, и в течение 7 дней с этого дня его необходимо переадресовать должностному лицу того государственного или муниципального органа, в компетенцию которого входит решение вопросов, интересующих гражданина.

Кроме того, направляя обращение далее по подведомственности, необходимо уведомить об этом и самого гражданина, поскольку он должен знать, от кого и в какие сроки ждать ответа.

Дополнительные материалы для ответа на запросы пациентов

Приняв заявление пациента на рассмотрение, орган местного самоуправления вправе запрашивать для решения вопроса по существу дополнительные документы у других органов и организаций, в том числе и у медучреждений, что предусмотрено ст. 10 ФЗ № 59.

Необходимые документы могут запрашиваться как в письменной, так и в электронной форме, у любых должностных лиц. Исключением являются запросы у правоохранительных, следственных и судебных органов, в отношении их действуют иные нормативно-правовые акт.

Получив необходимые материалы, достаточные для объективного рассмотрения жалобы пациента, должностное лицо органа местного самоуправления готовит письменный ответ по существу в соответствии с вопросами, которые интересовали заявителя.

Сроки ответа на запрос, направленный «сверху»

У медучреждения есть соответствующая обязанность по предоставлению запрашиваемых документов, которая закреплена в ч. 2 ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан».

Так, ответ на запрос, поступивший из государственного или муниципального органа, ответственное должностное лицо медучреждения должно дать в течение 15 дней. Вместе с ответом предоставляются запрашиваемые материалы и документы, которые необходимы для разрешения запроса пациента.

Исключение составляет предоставление документации, содержание которой составляет охраняемую законом тайну, в случае медучреждений речь чаще всего идет о врачебной тайне, которую медработники обязаны сохранять даже после смерти пациента.

Для предоставления подобных сведений предусмотрен особый порядок, который закреплен в соответствующих нормативных актах (например, в ФЗ «Об охране здоровья» рассказано, как, в каких случаях, в каком объеме и кому может быть раскрыта врачебная тайна).

Главный врач медучреждения не будет отвечать на заявление – он подписывает лишь развернутый ответ на конкретные тезисы запроса. Получив материалы, ответ на жалобу подпишет уполномоченное лицо того ведомства, в который пациент обращался первоначально.

Таким образом, поступление подобных запросов медицинские учреждения не должны расценивать как переадресацию запросов граждан, поскольку запрашивается лишь дополнительная информация, а само решение вопроса входит в зону ответственности органа власти соответствующего уровня.

Следовательно, обязанности медучреждения в рамках исполнения подобного запроса состоят в следующем:

  1. Регистрация запроса из вышестоящего органа государственной власти как входящей документации.
  2. Предоставление требуемых документов и информации в этот орган в течение 15 дней
  3. Подготовка по просьбе органа власти «проекта ответа».

Кроме того, ответ на подобный запрос не должен отражаться в отчетности медучреждения как рассмотренная жалоба или обращение от пациента, поскольку по существу ответ на него дает другой орган.

Читайте в ближайших номерах журнала «Правовые вопросы в здравоохранении»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×