Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Обращение граждан, которые спускают "сверху": как реагировать

  • 4 сентября 2017
  • 2592

Обращения гражданПериодически в медучреждения поступают обращения граждан, которые направляются из различных вышестоящих органов и органов государственного и муниципального подчинения по подведомственности.

Запросы пациентов, адресуемые из вышестоящих органов

Жалобы пациентов могут поступать в медучреждение напрямую, а могут и перенаправляться из различных государственных структур.

Больше статей в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении» Активировать доступ

Рассмотрим ситуацию – в больницу поступило заявление от пациента из местного муниципалитета для подготовки дополнительных материалов или комментариев. 

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Как правильно оформить полученный запрос и зарегистрировать его?

Исходя из условий рассматриваемой ситуации, орган местного самоуправления, например, администрация одного из районов города по месту жительства пациента, в адрес которой поступило обращение, направила в медучреждение запрос о предоставлении документации и прочих материалов, которые могут понадобиться для объективной оценки доводов заявителя.

Как правило, после получения необходимых материалов, специалисты администрации сами готовят ответ на запросы пациентов по существу.

В связи с этим, подобный запрос, поступивший в медучреждение, не подлежит регистрации как жалобы пациента или другие обращения по следующим причинам:

  • сам пациент в медицинскую организацию обращение не направлял.
  • направление соответствующего запроса не означает переадресацию обращения пациента, поскольку разрешение обращения входит в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.

Поэтому после получения документов из местной администрации их нужно зарегистрировать как обычную входящую документацию в соответствии с правилами документооборота, действующими в медучреждении для документов, которые не относятся к обращениям пациентов и их представителей.

Из этого же следует исходить при составлении отчетности по обращениям граждан в медучреждение – такой запрос администрации или иного органа, которому необходимы дополнительные материалы для ответа заявителю, регистрировать как обращение граждан и отражать в отчетах не нужно.

Жалобы пациента в органы госвласти

Право на жалобы пациентов и другие обращения предусмотрено Конституцией РФ и принятым в соответствии с ней ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан». Закон предоставляет гражданину право защищать свои интересу путем обращения в различные государственные и негосударственные структуры.

Вправе ли пациент на приеме у врача производить аудио- или видеозапись

Вправе ли пациент на приеме у врача производить аудио- или видеозапись
посмотреть/скачать>>

При этом действующее законодательство устанавливает конкретные требования рассмотрения таких обращений и другие детали подобных правоотношений.

Как указано в законе «О порядке рассмотрения обращений граждан» (59-ФЗ), любой гражданин вправе составить и направить личное обращение в то ведомство, в компетенции которого находится рассмотрение интересующих его вопросов, в том числе и по территориальному признаку.

Ведомство, в которое поступили обращения граждан, должен в соответствии с утвержденным порядком зарегистрировать их в течение 3-х дней. Такое требование предъявлено ч. 2 ст. 8 59-ФЗ.

Однако, жалобы пациента на медучреждение могут поступать в госорган часто и ошибочно, поскольку круг изложенных в жалобе вопросов может не относиться к компетенции конкретного ведомства.

В таком случае поступивший документ все равно проходит регистрацию в канцелярии, и в течение 7 дней с этого дня его необходимо переадресовать должностному лицу того государственного или муниципального органа, в компетенцию которого входит решение вопросов, интересующих гражданина.

Кроме того, направляя обращение далее по подведомственности, необходимо уведомить об этом и самого гражданина, поскольку он должен знать, от кого и в какие сроки ждать ответа.

Дополнительные материалы для ответа на запросы пациентов

Приняв заявление пациента на рассмотрение, орган местного самоуправления вправе запрашивать для решения вопроса по существу дополнительные документы у других органов и организаций, в том числе и у медучреждений, что предусмотрено ст. 10 ФЗ № 59.

Необходимые документы могут запрашиваться как в письменной, так и в электронной форме, у любых должностных лиц. Исключением являются запросы у правоохранительных, следственных и судебных органов, в отношении их действуют иные нормативно-правовые акт.

Получив необходимые материалы, достаточные для объективного рассмотрения жалобы пациента, должностное лицо органа местного самоуправления готовит письменный ответ по существу в соответствии с вопросами, которые интересовали заявителя.

Сроки ответа на запрос, направленный «сверху»

У медучреждения есть соответствующая обязанность по предоставлению запрашиваемых документов, которая закреплена в ч. 2 ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан».

Так, ответ на запрос, поступивший из государственного или муниципального органа, ответственное должностное лицо медучреждения должно дать в течение 15 дней. Вместе с ответом предоставляются запрашиваемые материалы и документы, которые необходимы для разрешения запроса пациента.

Исключение составляет предоставление документации, содержание которой составляет охраняемую законом тайну, в случае медучреждений речь чаще всего идет о врачебной тайне, которую медработники обязаны сохранять даже после смерти пациента.

Для предоставления подобных сведений предусмотрен особый порядок, который закреплен в соответствующих нормативных актах (например, в ФЗ «Об охране здоровья» рассказано, как, в каких случаях, в каком объеме и кому может быть раскрыта врачебная тайна).

Главный врач медучреждения не будет отвечать на заявление – он подписывает лишь развернутый ответ на конкретные тезисы запроса. Получив материалы, ответ на жалобу подпишет уполномоченное лицо того ведомства, в который пациент обращался первоначально.

Таким образом, поступление подобных запросов медицинские учреждения не должны расценивать как переадресацию запросов граждан, поскольку запрашивается лишь дополнительная информация, а само решение вопроса входит в зону ответственности органа власти соответствующего уровня.

Следовательно, обязанности медучреждения в рамках исполнения подобного запроса состоят в следующем:

  1. Регистрация запроса из вышестоящего органа государственной власти как входящей документации.
  2. Предоставление требуемых документов и информации в этот орган в течение 15 дней
  3. Подготовка по просьбе органа власти «проекта ответа».

Кроме того, ответ на подобный запрос не должен отражаться в отчетности медучреждения как рассмотренная жалоба или обращение от пациента, поскольку по существу ответ на него дает другой орган.

logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт для медицинских работников!


Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Правовые вопросы здравоохранения»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к системе «Главный врач»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.