Здравоохранение

Права покупателя: как закон защищает клиента аптеки

  • 7 сентября 2017
  • 501

Как защитить свои праваДля того, чтобы защитить свои права, покупатель аптеки должен учесть ряд моментов.

Во-первых, вернуть можно только некачественные ЛС.

Больше статей в журнале «Новая аптека» Активировать доступ

Критерием низкого качества аптечной продукции является несоответствие нормативной документации, выраженное в ненадлежащем качестве препарата, дефектах его упаковки и маркировки.

В любом случае, если решить вопрос мирно получается, покупатель может защитить свои права в суде

Можно ли вернуть товар в аптеку? Согласно Закону о защите прав потребителей, лекарственные препараты не могут быть возвращены или обменены на другие. Однако есть оговорка – только в том случае, если приобретенный товар обладает надлежащим качеством.

Но что делать, если после покупки выяснилось, что у медикамента истек срок годности, есть серьезные противопоказания к его применению или в упаковке находится инструкция по применению совсем другого лекарственного средства?

Правила надлежащей аптечной практики. Приказ Минздрава 647н

Правила надлежащей аптечной практики. Приказ Минздрава 647н
посмотреть/скачать>>

Можно ли вернуть такой товар и получить деньги обратно? Что грозит аптеке, если права покупателя все же были нарушены? Попробуем разобраться.

Полнота информации о препарате

Молодая женщина пришла в аптеку, чтобы купить лекарство, которое отпускается без рецепта врача. Фармацевт молча отпустил товар, а в результате приема препарата у покупательницы возникла язва желудка. В этой ситуации под удар закона попадает в первую очередь работник аптеки.

Дело в том, что, согласно закону, упомянутому выше, фармацевт должен давать клиентам аптеки сведения о свойствах лекарственного средства, которые так или иначе могут нанести вред их здоровью.

Однако не все так просто. Пункт 3 статьи 10 Закона о защите прав потребителей все же защищает работников аптеки, разрешая доводить сведения о свойствах товара до покупателей посредством технической документации.

Это касается не только инструкции по применению, но и этикеток, маркировок и других способов информирования.

Это требование выполнено, если список противопоказаний к приему лекарства приведен в инструкции по применению. Для того, чтобы избежать конфликтной ситуации и претензий, фармацевт, продающий товар, должен лично убедиться в том, что инструкция по применению находится в заводской упаковке и она относится именно к этому лекарственному средству. 

Фармацевт также может указать покупателю на сведения о способе применения, условиях хранения и сроке годности. Это данные есть на этикетке или в тексте на упаковке.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Консилиум» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Претензии к качеству лекарства

Согласно Закону «Об обращении лекарственных средств», аптека обязана возместить вред здоровью потребителя, если он был нанесен в результате приема препарата, который аптеке:

  1. Неправильно хранила;
  2. Изготовила с нарушением технологии;
  3. Продала с нарушением правил отпуска.

Помимо этого, клиенты аптеки вправе предъявлять претензии производителю препарата, поскольку и он обязан возместить вред здоровью, если он нанесен произведенным им лекарственным средством. Однако для этого придется доказать, что:

  • прием препарата осуществлялся по показаниям и согласно инструкции по применению;
  • именно некачественное лекарство явилось причиной вреда здоровью;
  • инструкция по применению содержит недостоверные сведения.

Истечение срока годности

Покупатель может потребовать возместить вред здоровью, если он принимал лекарство или другой аптечный товар в течение срока годности. Аптека, в свою очередь, возмещает вред, нанесенный потребителю, вне зависимости от времени его причинения, в следующих случаях:

  • производитель не установил на препарат срок годности или службы;
  • потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке годности или службы;
  • провизор не предоставил покупателю сведений о том, что делать с товаром, срок годности которого истек;
  • работник аптеки не рассказал покупателю о последствиях приема просроченного лекарственного средства;
  • препарат по истечению срока годности стал представлять опасность для здоровья или жизни.

Фармацевт не предложил покупателю дженерики с более низкой стоимостью

Клиент аптеки может вернуть лекарство, если ему не сообщили о том, что в наличии имеются более дешевые дженерики. Законодательство об охране здоровья граждан гласит, что фармацевт должен начинать консультирование с предложения более дешевых препаратов.

Он должен предоставлять максимально полные и достоверные сведения о наличии препаратов с одинаковым МНН и лекарственных средствах и изделиях дешевого ценового сегмента.

Помимо этого, покупатель вправе потребовать возмещения морального вреда. Если суд постановит, что данные требования законны, аптека возместит не только материальные затраты, но и моральные страдания.

Некоторые потребители считают такими страданиями сам факт переплаты за препарат, целенаправленно провоцируя конфликт в аптеке «клиент против фармацевта». Стоит сказать, что суды не всегда встают на их сторону, однако аптечной организации придется тратить время и финансы на судебные разбирательства.   

Пример

Гражданин В. купил в аптеке лекарственное средство, но позднее узнал, что в этот день в аптеке имелись аналогичные препараты других производителей по более доступной стоимости. В. тут же обратился с иском к аптеке в суд – он потребовал возместить моральные страдания.

По его словам, он был так расстроен этим фактом, что лишился психологического благополучия в день покупки товара.   

Однако в ходе судебного слушания выяснилось, что более дешевые аналоги поступили в аптеку уже после того, как В. посетил ее и приобрел лекарство. Это доказывают и прайс-листы, и товарные накладные. Следовательно, В. был продан товар, обладающий самой низкой на тот момент ценой.

Суд постановил, что со стороны аптеки нарушения отсутствуют – фармацевт предоставил полную и достоверную информацию о стоимость товара и его аналогах. Кроме того, непосредственно в момент покупки у В. не было претензий к качеству и цене препарата – он согласился со всем и внес необходимую сумму в кассу. Следовательно, оснований для того, чтобы удовлетворить требования истца, у суда не было.

Составление претензии

Если покупатель решит, что его права были грубо нарушены, он может лично принести в аптеку или прислать по почте претензию в двух экземплярах. К ней обязательно прикладывается копия кассового или товарного чека, либо другого документа, доказывающего покупку препарата именно в этой аптечной организации.

Аптечным работникам стоит помнить о том, что отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении требований претензии.

Если клиент аптеки хочет, чтобы она возместила денежные средства, потраченные на лечение, или компенсировала моральные страдания, он:

  • прикладывает к претензии копии документов, которые подтверждают факт обращения за медицинской помощью в результате приема лекарственного препарата; 
  • указать в претензии дополнительные требования о возмещении трат на медикаменты, моральный вред и др.

Если требования покупателя не будут удовлетворены в течение 10 дней, закон разрешает ему:

  • подать на аптечную организацию в суд;
  • подать жалобу в территориальный орган Роспотребнадзора.

В последнем случае аптеке стоит готовиться к внеплановой проверке ревизоров. 

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Новая аптека»

Нам — 25!
Дарим квартиру за подписку

Получить квартиру
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.