Права покупателя: как закон защищает клиента аптеки

31

Как защитить свои праваДля того, чтобы защитить свои права, покупатель аптеки должен учесть ряд моментов.

Во-первых, вернуть можно только некачественные ЛС.

Критерием низкого качества аптечной продукции является несоответствие нормативной документации, выраженное в ненадлежащем качестве препарата, дефектах его упаковки и маркировки.

В любом случае, если решить вопрос мирно получается, покупатель может защитить свои права в суде

Можно ли вернуть товар в аптеку? Согласно Закону о защите прав потребителей, лекарственные препараты не могут быть возвращены или обменены на другие. Однако есть оговорка – только в том случае, если приобретенный товар обладает надлежащим качеством.

Но что делать, если после покупки выяснилось, что у медикамента истек срок годности, есть серьезные противопоказания к его применению или в упаковке находится инструкция по применению совсем другого лекарственного средства?

Правила надлежащей аптечной практики. Приказ Минздрава 647н

Правила надлежащей аптечной практики. Приказ Минздрава 647н
посмотреть/скачать>>

Можно ли вернуть такой товар и получить деньги обратно? Что грозит аптеке, если права покупателя все же были нарушены? Попробуем разобраться.

Полнота информации о препарате

Молодая женщина пришла в аптеку, чтобы купить лекарство, которое отпускается без рецепта врача. Фармацевт молча отпустил товар, а в результате приема препарата у покупательницы возникла язва желудка. В этой ситуации под удар закона попадает в первую очередь работник аптеки.

Дело в том, что, согласно закону, упомянутому выше, фармацевт должен давать клиентам аптеки сведения о свойствах лекарственного средства, которые так или иначе могут нанести вред их здоровью.

Однако не все так просто. Пункт 3 статьи 10 Закона о защите прав потребителей все же защищает работников аптеки, разрешая доводить сведения о свойствах товара до покупателей посредством технической документации.

Это касается не только инструкции по применению, но и этикеток, маркировок и других способов информирования.

Это требование выполнено, если список противопоказаний к приему лекарства приведен в инструкции по применению. Для того, чтобы избежать конфликтной ситуации и претензий, фармацевт, продающий товар, должен лично убедиться в том, что инструкция по применению находится в заводской упаковке и она относится именно к этому лекарственному средству. 

Фармацевт также может указать покупателю на сведения о способе применения, условиях хранения и сроке годности. Это данные есть на этикетке или в тексте на упаковке.

Претензии к качеству лекарства

Согласно Закону «Об обращении лекарственных средств», аптека обязана возместить вред здоровью потребителя, если он был нанесен в результате приема препарата, который аптеке:

  1. Неправильно хранила;
  2. Изготовила с нарушением технологии;
  3. Продала с нарушением правил отпуска.

Помимо этого, клиенты аптеки вправе предъявлять претензии производителю препарата, поскольку и он обязан возместить вред здоровью, если он нанесен произведенным им лекарственным средством. Однако для этого придется доказать, что:

  • прием препарата осуществлялся по показаниям и согласно инструкции по применению;
  • именно некачественное лекарство явилось причиной вреда здоровью;
  • инструкция по применению содержит недостоверные сведения.

Истечение срока годности

Покупатель может потребовать возместить вред здоровью, если он принимал лекарство или другой аптечный товар в течение срока годности. Аптека, в свою очередь, возмещает вред, нанесенный потребителю, вне зависимости от времени его причинения, в следующих случаях:

  • производитель не установил на препарат срок годности или службы;
  • потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке годности или службы;
  • провизор не предоставил покупателю сведений о том, что делать с товаром, срок годности которого истек;
  • работник аптеки не рассказал покупателю о последствиях приема просроченного лекарственного средства;
  • препарат по истечению срока годности стал представлять опасность для здоровья или жизни.

Фармацевт не предложил покупателю дженерики с более низкой стоимостью

Клиент аптеки может вернуть лекарство, если ему не сообщили о том, что в наличии имеются более дешевые дженерики. Законодательство об охране здоровья граждан гласит, что фармацевт должен начинать консультирование с предложения более дешевых препаратов.

Он должен предоставлять максимально полные и достоверные сведения о наличии препаратов с одинаковым МНН и лекарственных средствах и изделиях дешевого ценового сегмента.

Помимо этого, покупатель вправе потребовать возмещения морального вреда. Если суд постановит, что данные требования законны, аптека возместит не только материальные затраты, но и моральные страдания.

Некоторые потребители считают такими страданиями сам факт переплаты за препарат, целенаправленно провоцируя конфликт в аптеке «клиент против фармацевта». Стоит сказать, что суды не всегда встают на их сторону, однако аптечной организации придется тратить время и финансы на судебные разбирательства.   

Пример

Гражданин В. купил в аптеке лекарственное средство, но позднее узнал, что в этот день в аптеке имелись аналогичные препараты других производителей по более доступной стоимости. В. тут же обратился с иском к аптеке в суд – он потребовал возместить моральные страдания.

По его словам, он был так расстроен этим фактом, что лишился психологического благополучия в день покупки товара.   

Однако в ходе судебного слушания выяснилось, что более дешевые аналоги поступили в аптеку уже после того, как В. посетил ее и приобрел лекарство. Это доказывают и прайс-листы, и товарные накладные. Следовательно, В. был продан товар, обладающий самой низкой на тот момент ценой.

Суд постановил, что со стороны аптеки нарушения отсутствуют – фармацевт предоставил полную и достоверную информацию о стоимость товара и его аналогах. Кроме того, непосредственно в момент покупки у В. не было претензий к качеству и цене препарата – он согласился со всем и внес необходимую сумму в кассу. Следовательно, оснований для того, чтобы удовлетворить требования истца, у суда не было.

Составление претензии

Если покупатель решит, что его права были грубо нарушены, он может лично принести в аптеку или прислать по почте претензию в двух экземплярах. К ней обязательно прикладывается копия кассового или товарного чека, либо другого документа, доказывающего покупку препарата именно в этой аптечной организации.

Аптечным работникам стоит помнить о том, что отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении требований претензии.

Если клиент аптеки хочет, чтобы она возместила денежные средства, потраченные на лечение, или компенсировала моральные страдания, он:

  • прикладывает к претензии копии документов, которые подтверждают факт обращения за медицинской помощью в результате приема лекарственного препарата; 
  • указать в претензии дополнительные требования о возмещении трат на медикаменты, моральный вред и др.

Если требования покупателя не будут удовлетворены в течение 10 дней, закон разрешает ему:

  • подать на аптечную организацию в суд;
  • подать жалобу в территориальный орган Роспотребнадзора.

В последнем случае аптеке стоит готовиться к внеплановой проверке ревизоров. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Новая аптека»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×