🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Анализ мочи при беременности

• 27 сентября 2017

Частота сдачи анализаОбщий анализ мочи – это одно из большинства лабораторных исследований, которые приходится сдавать женщине в период вынашивания ребенка.

Оно простое и доступное, но, тем не менее, позволяет вовремя заподозрить и скорректировать патологические изменения в женском организме во время беременности.

Внимание! Для скачивания доступна новая книга:  «Молекулярно-биологические исследования» ,

Из статьи Вы узнаете:

Особенности и цель анализа мочи при беременности

Почки во время вынашивания ребенка испытывают огромную нагрузку. По мере того, как растет матка, смещаются другие системы. В частности, мочевой пузырь поднимается вверх, стенки органа становятся гипертрофированными, что помогает ему компенсировать давление матки.

Мочеточник также меняет привычное положение, и это приводит к гидроуретеру – скоплению мочи в мочеточнике из-за ухудшения его проходимости.

Перестройка организма приводит к расширению мочевыводящих путей и снижению их нормального тонуса. Именно поэтому мочеполовая система женщины в период беременности подвержена повышенному риску инфекции.

Частота сдачи общего анализа мочи у беременных

Анализ мочи при беременности сдается регулярно.

Частота сдачи общего анализа мочи:

• 1-й триместр – каждые 28 дней;
  • 2-й и начало 3-его триместра – каждые 14 дней;
  • с 35 недели – еженедельно.

Периоды исследования мочи совпадают с периодичностью плавновых посещений врача. Следовательно, по факту моча сдается перед запланированным посещением врача акушера-гинеколога в поликлинике.

Анализ мочи при беременности: норма

В таблице ниже приведены основные показатели исследования мочи, которые в первую очередь анализируются в период беременности.

Нормы анализов мочи у беременных

Расшифровка анализа мочи у беременных

Анализ мочи при беременности включает в себя изучение:

• внешних параметров;
  • физико-химических свойств;
  • химических соединений в составе;
  • осадка.

Физические параметры мочи

1. Объем первой порции мочи утром (150-250 мл);
  2. Цвет;
  3. Прозрачность;
  4. Удельный вес – в пределах 1010-1030.

Опыт использования мочевых станций различного типа

посмотреть/скачать>>

Что означают химические показатели мочи у беременных

Кислотность

Данная характеристика анализа мочи обусловлена числом ионов водорода и в здоровом организме колеблется в диапазоне 5-7 рН.

Белок

Выявление белка в моче носит название протеинурии. При отсутствии патологий белок не должен выявляться, однако при вынашивании ребенка его появление может быть нормой. В последнем триместре содержание белка в моче может быть не более 0,033 г/л

Глюкоза

Во время беременности концентрация глюкозы в крови и моче увеличивается в связи с ростом клубочковой фильтрации, но может иметь и другие причины – переутомление, стресс, прием углеводной пищи и др.

Билирубин

Данное вещество в норме в моче беременной женщины не выявляется.

Уробилиноген

Уробилиноген в моче допустим в небольших содержаниях, однако его полное отсутствие сигнализирует о проблемах с поступлением желчи в кишечник.

Микроскопическое исследование осадка

Осадок в анализе мочи делится на организованный и неорганизованный. К первому относятся различные клетки крови, эпителиальные клетки и цилиндры, ко второму – солевые компоненты.

Эритроциты

В моче здоровой беременной женщины можно в поле зрения выявить не более 2 клеток. Если их больше, можно говорить о гломерулонефрите и других болезнях.

Лейкоциты

В анализе мочи находят небольшое количество лейкоцитов - 4-5 клеток. Если их более 5, можно говорить об асептической лейкоцитурии или развитии инфекции в организме обследуемой.

Эпителиальные клетки

В норме допустимы единичные представители, отслоившиеся из мочевыводящих путей. Эпителия почечного происхождения в моче у беременных женщин быть не должно, так как это может свидетельствовать об уретрите, цистите, мочекаменной болезни.

Цилиндры

В моче допустима только гиалиновая разновидность строго в единичном количестве. Цилиндры почечных канальцев в моче недопустимы, их наличие говорит о развитии патологии.

Бактериальная флора

Бактерий, как и грибов, в моче не должно быть вовсе, однако допустимо их незначительное количество. Наличие бактерий в моче говорит о пренебрежении гигиеной или пиелонефрите.

Соли

На наличие солей указывает непрозрачность урины. Это говорит о том, что изменилась реакция мочи, однако все же при беременности допустимо некоторое количество аморфных нитратов или оксалатов. Однозначно можно говорить о том, что в моче не должно быть кристаллов мочевой кислоты, жирных кислот, фосфатов, холестерина, гемосидерина и др.

Если в общем анализе мочи беременной женщины наблюдаются изменения одного или сразу нескольких показателей, его необходимо сдать повторно – возможно, были допущены дефекты сбора биологического материала. При необходимости врач назначает дополнительные исследования.

Кетоновые тела

Кетоновые тела в норме в моче отсутствуют или их настолько мало, что обнаружить их обычными лабораторными методами невозможно. Рост уровня ацетона в моче связан или с развивающимся заболеванием, или с нерациональным питанием, или с обезвоживанием. Также он увеличивается при гестационном диабете и раннем токсикозе.

В последнем случае ацетон в анализе мочи может выявиться на фоне диспепсии. Он токсичен, негативно действует на организм беременной женщины и способен осложнить вынашивание плода.

Определение протеинурии: какой метод выбрать

Протеинурия в большинстве случаев свидетельствует о патологиях почек. Это признак, значимый для определения целого ряда патологий, однако до сих пор не выработано общего подхода к методу диагностики протеинурии.

Результаты определения общего белка в моче

Результаты определения общего белка в моче и белка Бенс-Джонса у больных лимфомой
посмотреть/скачать>>

В настоящее время большинство российских КДЛ используют так называемый метод «сухой химии», основанный на определении белка в моче при помощи индикаторных полосок с бромфеноловым синим. Чуть менее популярен колориметрический метод обнаружения белка при помощи пирогаллолового красного.

Также используется турбидиметрический метод обнаружения белка с сульфосалициловой кислотой.

Определение протеинурии

Метод «сухой химии» обладает рядом недостатков. Дело в том, что бромфеноловый синий обладает большой чувствительностью к альбумину, что приводит к частому выявлению гломерулярной протеинурии, при этом степень протеинурии, вызванной возникновением в моче глобулинов, снижена.

Определения общего белка в моче больных

Результаты определения общего белка в моче больных множественной миеломой при отсутствии белка Бенс-Джонса
посмотреть/скачать>>

Колориметрический метод определения белка в моче имеет высокую чувствительность. Его итоги не зависят от рН среды, видов солей и состава белков, поэтому сегодня он считается наиболее подходящим для обнаружения белка в моче.

Какие дополнительные анализы могут назначить беременной

Кроме общего анализа мочи, женщине в период беременности могут быть назначены дополнительные исследования.

Анализ по Нечипоренко

При данном анализе мочи оценивается ее клеточный состав.

Его назначают при:

• высоком уровне эритроцитов, лейкоцитов, цилиндров в общем анализе;
  • признаках заболеваний почек у беременных женщин;
  • контроле хода лечения.

В таблице ниже приведены нормы данного анализа:

Анализ по нечипоренко

Проводится при осложненной беременности и при заболеваниях почек, направлено на оценку их концентрационной функции.  Моча собирается каждые 3 часа в отдельные банки.

Анализ по Зимницкому

Расшифровка исследования приведена в таблице ниже:

Показатель

Норма

Количество

40-350 мл

Плотность

0,012-0,015

Соотношение потребленной и выделенной жидкости (за 24 часа)

70-80%

Доля дневного диуреза к суточному выделению мочи

60-70%

Суточный диурез

При данном анализе мочи устанавливается пропорция между употребленной и выделенной жидкостью. Исследование проводится при гестозе беременных и отеках. Показатель нормы – 70-80%.

Анализ на глюкозурический профиль

Данное исследование является дополнительным и проводится при появлении глюкозы в общем анализе.

Моча собирается в отдельные сосуды по следующему графику:

•  8.00 – 14.00;
  • 14.00 – 22.00;
  • 22.00 – 8.00.

Бактериологический посев

Бакпосев при беременности позволяет выявить и идентифицировать вид инфекционного агента, а также определить его чувствительность к антимикробным препаратам.

Показаниями являются:

• подозрения на инфекцию почек и мочевыводящих путей;
  • оценка результативности терапии;
  • бактериурия у беременных женщин;
  • сахарный диабет;
  • определение чувствительности бактерий к антибиотикам;
  • признаки иммунного дефицита.

Для исследования необходима средняя порция утренней мочи в объеме 3-5 мл.

Правильный сбор анализов

Для того, чтобы общий анализ мочи был максимально точным, необходимо при сборе материала и подготовке к нему придерживаться следующих правил:

1. За сутки до сбора мочи категорически запрещен прием мочегонных средств, минеральной воды, острого, кислого и соленого, а также пищевых продуктов, влияющих на цвет урины.
  2. За сутки нужно избегать нагрузок.
  3. Гигиена промежности – обязательная процедура перед сбором материала.
  4. Средняя порция мочи обладает наибольшей значимостью.
  5. Объем порции мочи - приблизительно 70 мл.
  6. Урина доставляется в КДЛ не позднее 2 часов с момента сбора.

Анализ мочи при беременности позволяет осуществлять мониторинг состояния женщины и плода.

Следование советам врача и своевременное выполнение всех исследований дает возможность вовремя обнаружить заболевание и принять срочные меры для предотвращения осложнений.

Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Справочник заведующего КДЛ»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингам • книги для КДЛ
Активировать доступ