text
Портал для медицинских работников

Как применять критерии оценки качества медицинской помощи в рамках ВКК

  • 8 октября 2017
  • 1012

Новые критерии оценки качества медицинской помощи вызывают множество вопросов применения в медицинское практике.

В частности, непонятна методика оценки качества медпомощи, а именно, расчет процентного соотношения положительных и отрицательных ответов, по которым медпомощь оценивается как качественная.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Рассмотрим вопрос, опираясь на положения приказа Минздрава № 203н.

Критерии оценки качества медицинской помощи

Действующие критерии утверждены приказом Минздрава РФ № 203н от 10.05.2017 года.

Медучреждения ведут оценку качества медпомощи в рамках внутреннего контроля, руководствуясь этими критериями. По каждому критерию ведется качественная оценка, дается положительный или отрицательный ответ (да или нет) в зависимости от того, был выполнен критерий или нет.

Однако, не все специалисты понимают, как интерпретировать полученные результаты, высчитывать итог. Часто задается такой вопрос – если есть хоть одно «нет», то это уже некачественная медицинская помощь?

Рассмотрим применение критериев Минздрава, опираясь на положения действующего законодательства.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Экспертиза КМП и новые критерии Минздрава

Критерии оценки качества медицинской помощи помогают всесторонне оценить процесс оказания медуслуги пациенту – начиная с момента его обращения в медучреждение, когда оценивается своевременность помощи и заканчивая результатами проведенного лечения.

Цели применения критериев соответствуют установленным ФЗ «Об охране здоровья» целям проведения экспертизы качества медпомощи. Сама экспертиза проводится в соответствии с порядком, который утвердил приказ Минздрава РФ № 226н от 16.05.2017 года.

Экспертизу проводят в рамках ведомственного и государственного надзора безопасности и качества медицинской деятельности.

При проведении экспертных процедур специалист сопоставляет фактически оказанные пациентам медуслуги с утверждёнными Минздравом критериями. В частности, он оценивает следующие составляющие:

  1. Насколько своевременно пациенту были проведены те или иные необходимые процедуры (например, в течение какого времени пациент в стационаре ожидал осмотра врача);
  2. Насколько верно врачом были выбраны необходимые пациенту лечебно-диагностические и иные процедуры;
  3. Был ли в результате этих процедур достигнут должный результат;
  4. Присутствовали ли в процессе оказания помощи пациенту нарушения со стороны медперсонала.

Пример карты внутреннего контроля и безопасности медицинской деятельности

Пример карты внутреннего контроля и безопасности медицинской деятельности
посмотреть/скачать>>

Кроме того, если в процессе оценки экспертом были выявлены нарушения процедуры оказания медицинских услуг, он также должен определить:

  • какие последствия для пациента влекут эти нарушения;
  • какие именно специалисты допустили нарушения.

Учитывается и запланированный изначально итог лечения – сопоставляя эти данные с допущенными нарушениями специалист может сделать вывод о том, какие нарушения в большей степени повлияли на фактический итог процесса оказания медицинской помощи.

Свои выводы и замечания эксперт отражает в экспертном заключении. В нем он приводит сводные данные о следующем:

  • какие отклонения были выявлены в процессе выполнения стандартных процедур;
  • какие негативные последствия повлекли эти отклонения;
  • какими медработниками были допущены нарушения;
  • какой итог лечения был достигнут;
  • какие из отклонений в наибольшей степени повлияли на состояние пациента.

Рассмотренные цели экспертизы КМП позволяют сделать вывод о том, что критерии оценки качества медицинской помощи имеют широкое практическое применение, и непосредственно применяются экспертами в рамках ведомственного и государственного надзора медицинской деятельности.

Активируйте доступ к журналу «Заместитель главного врача» и читайте проверенные экспертами статьи:

Важно, что применение критериев позволяет эксперту не только усмотреть в действиях медперсонала совершение практических ошибок и нарушений, также определяются конкретные последствия этих нарушений, которые были наиболее важны для состояния здоровья больного.

Это говорит о том, что некачественной медпомощь можно признать не только по факту невыполнения тех или иных критериев, но также и исходя из их последствий, повлиявших на исход заболевания.

Активируйте доступ к журналу «Управление качеством в здравоохранении» и читайте проверенные экспертами статьи:

Применение критериев Минздрава в рамках внутреннего контроля

Медучреждения должны применять критерии оценки качества медицинской помощи в своей повседневной работе, они помогают соблюдать предъявленные законом требования. В письме Росздравнадзора № 01И-1273/17 от 31.05.2017 года изложена просьба к медучреждениям применять критерии с целью качественного оказания медуслуг.

ФЗ «Об охране здоровья» предусматривает проведение внутреннего контроля в медучреждении, правила проведения которого утверждаются распоряжением главного врача.

Утвержденный порядок закрепляется в локальных актах медучреждения, на основании которых в практическую деятельность медработников внедряются утвержденные Минздравом критерии оценки качества медицинской помощи. В рамках внутреннего контроля может проводиться и экспертиза качества медпомощи, которую можно организовать на основании требований и правил, изложенных в приказе Минздрава № 226н.

При оценке результатов лечения пациентов на основании критериев многие медучреждения пытаются рассчитать процентное соотношение положительных и отрицательных ответов. Однако, правила такого подсчета на федеральном уровне в настоящий момент отсутствуют.

Важно учитывать, что процедура оказания медпомощи конкретному пациенту в каждом случае уникальна, и попытка автоматического подсчета или перевода ответов в баллы (проценты) может рассматриваться как формальный подход.

Кроме того, допущенные нарушения в разных ситуациях могут повлечь самые разнообразные последствия, и невозможно предугадать, как они повлияют на состояние здоровья больного.

Правомерные нарушения

Также при оценке случая оказания медпомощи следует учитывать случаи, когда допущенные нарушения могут быть признаны правомерными:

  1. иногда медуслуги не могут быть выполнены в должном объеме в связи с тем, что от этого отказывается сам пациент;
  2. пациент может по собственной инициативе прервать процедуру после ее начала, вследствие чего врачам не удается достичь запланированных результатов;
  3. многие медицинские процедуры запрещены для отдельных групп пациентов, и эти противопоказания зачастую не позволяют врачам выполнить все предусмотренные для этого случая критерии. Однако, нарушением это считаться не может.

Уважительность причин несоблюдения установленных критериев качества медпомощи должна быть грамотно отражена в медицинских документах пациента. Важно привести доказательства наличия препятствий к качественному оказанию медуслуги.

Например, это перечень противопоказаний для конкретной услуги у пациента или письменный отказ самого больного от операции и т.д.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.