text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Получение лицензии на медицинскую деятельность

  • 11 октября 2017
  • 612

Медицинская лицензияПолучение лицензии на медицинскую деятельность предполагает сбор и направление в уполномоченный государственный орган пакет документов.

У медучреждений часто возникают проблемы с составлением заявления и сбором необходимых документов.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

В статье рассмотрено 4 момента, которые помогут медучреждению справиться с этими трудностями.

Получение лицензии на медицинскую деятельность: трудности

Одним из лицензируемых видов деятельности в РФ является деятельность учреждений здравоохранения. Это значит, что юридическое лицо не вправе оказывать медуслуги гражданам, не получив специального разрешения.

Сегодня лицензии выдаются как в традиционном, бумажном варианте, так и в виде электронных документов.

Перед обращением в регистрирующий орган организация должна собрать документы для получения лицензии на медицинскую деятельность. Перечень их утверждён постановлением Правительства РФ № 291 от 16.04.2012 года.

Рассмотрим 4 трудности, с которыми могут столкнуться медучреждения при обращении в лицензирующий орган.



Медицинские изделия, необходимые учреждению здравоохранения

Одним из требований лицензирующего органа является предоставлений копий документов, которые подтверждают, что у соискателя на балансе имеются все медицинские изделия для оказания медпомощи населению.

При этом необходимые изделия медицинского назначения могут принадлежать самому медучреждению или его учредителю.

Какие документы может потребовать лицензирующий орган:

  • договоры безвозмездного пользования медизделиями;
  • договоры поставки;
  • договоры аренды;
  • выписки из перечня основных средств медучреждения.

Уточнить перечень медизделий, которые необходимы для оказания различных медуслуг, можно в порядках оказания медицинской помощи. В них перечислено минимальное число медизделий и их названия. Искать нужную информацию необходимо в разделах, посвященных оснащению медучреждений и их отделений.

Формально, если предоставить не все документы на получения лицензии на медицинскую деятельность, или документы не на все необходимые медизделия, лицензирующий орган откажет организации в выдаче разрешения.

Положение о лицензировании меддеятельности (новые требования)

Положение о лицензировании меддеятельности (новые требования)
посмотреть/скачать>>

Для того, чтобы определить, какие именно изделия имеют медицинское назначение, обратимся к ФЗ «Об охране здоровья граждан». Кроме того, в утвержденной приказом Минздрава РФ № 4н от 06.06.2012 года номенклатуре медизделий, можно уточнить названия необходимых изделий.

Иногда возникают сложные вопросы. К примеру, согласно стандартам оснащения кабинета детского врача-невролога, в помещении должны находиться два стула, рабочие кресла и столы. Можно ли отнести эти предметы к изделиям медицинского назначения?

Если обратиться к номенклатуре медизделий, там указывается, что медицинская мебель относится к общебольничным и вспомогательным медизделиям. Это представляется сомнительным, поскольку непосредственно мебель для лечебно-диагностических и иных медицинских целей не предназначена.

Официальные ведомства разъяснений по данному поводу не дают, поэтому в каждом индивидуальном случае вопрос решается по-разному.

Как правило, орган, который отвечает за получение лицензии на медицинскую деятельность, просит уточнить, указано ли в названии мебели слово «медицинский». Если такое слово указано, лицензирующий орган приходит к выводу, что это медизделие.


Какой адрес указывать в заявлении на получение лицензии

Заявление на получение лицензии на медицинскую деятельность образец которого приведен далее, должно содержать адрес медицинского учреждения.

  1. Все регистрационные сведения о юрлице содержатся в его уставе, в том числе и адрес. В 2014 году в ГК РФ произошли изменения, в соответствии с которым место нахождения организации определяется населенным пунктом, в котором происходила его государственная регистрация. Регистрируется медучреждение, как и любое юридическое лицо, по месту нахождения основного его исполнительного органа.

В ЕГРЮЛ указывается детальный адрес организации. Он включает в себя не только название региона и города, но также и название улицы, номер офиса, строения или дома.

В связи с этим, рекомендуем указывать адрес организации в той формулировке, в которой она указана в ЕГРЮЛ.

  1. Кроме того, в тех случаях, если адрес, включенный в ЕГРЮЛ, не соответствует адресу, по которому медучреждение постоянно осуществляет свою деятельность, необходимо указать дополнительный адрес, по которому ведется именно медицинская деятельность.
  2. Если медучреждение владеет помещением на праве собственности – указываются реквизиты документа, дающего такие основания (выписка из Росреестра). Для медучреждений бюджетных указываются свидетельства о владении помещениями на праве оперативного управления.

Таким образом, полный адрес медучреждения в заявлении на получение медицинской лицензии должен выглядеть следующим образом: Российская Федерация, Красноярский край, город Красноярск, улица Больничная, дом 10, помещение 3.

  1. Стоит помнить, что в выдаче лицензии могут отказать, если у лицензирующего органа появятся сомнения в достоверности предоставленных сведений об адресе юридического лица или месте ведения медицинской деятельности.

В качестве примера можно привести случай из судебной практики. Медучреждение в заявлении на получение лицензии указало один адрес, однако лицензирующий орган отказал, мотивируя это тем, что в выписке из единого реестра прав на недвижимость указан другой адрес.

Медучреждение обратилось в суд для того, чтобы оспорить это решение. Суд поддержал позицию медучреждения и признал такое решение лицензирующего органа неправомерным.

В частности, суд полагал, что выписка из реестра недвижимого имущества не может подтверждать тот факт, что организация предоставила недостоверные сведения в части адреса ведения деятельности и фактического местонахождения организации.

Для того, чтобы не сталкиваться с такими затруднениями, рекомендуем в заявлении на получение лицензии и договоре аренды указывать один адрес, который указан в едином государственном реестре недвижимости.

Выписку также необходимо приложить к пакету документов.

Также отметим, что с 2017 года граждане и организации не получают свидетельства о регистрации права на недвижимое имущество – вместо этого выдается выписка из реестра недвижимости.

Копии учредительных документов при получении лицензии

После вступления в силу ФЗ № 307 от 14.10.2014 года, медучреждения больше не обязаны прикладывать к заявлению на получение медицинской лицензии нотариально заверенные копии своих учредительных документов.

Однако, не была устранена главная правовая коллизия – в постановлении Правительства № 291 до сих пор указаны эти документы для получения лицензии на медицинскую деятельность.

Разрешает ситуацию ФЗ № 99, в ст. 24 которого сказано, что законы и подзаконные акты РФ, касающиеся лицензирования отдельных видов деятельности, действуют в той части, в которой они не противоречат данному федеральному закону.

Таким образом, медучреждения при подготовке необходимых документов должны, прежде всего, руководствоваться ФЗ № 99, с учетом изменений, которые были внесены ФЗ № 307. Требование лицензирующих органов предоставить заверенные у нотариуса копии уставных документов, представляется неправомерным.

Документы, подтверждающие наличие места для оказания медуслуг

Еще одной трудностью для медучреждений является предоставление доказательств того, что у них есть в распоряжении помещения, в которых и планируется оказывать медицинские услуги населению.

Так, если помещение используется медучреждением по договору безвозмездного пользования или аренды, их необходимо предоставить. Кроме того, в качестве дополнения соискатель вправе предоставить документы, которые подтверждают право собственности на помещение у владельца помещений.

Однако, сам лицензирующий орган не вправе требовать подтверждение наличия у собственника права владеть этими помещениями. Применяется презумпция добросовестности организаций, являющихся сторонами гражданского правоотношения.

Перед предоставлением документов рекомендуем также проверить актуальность договоров:

  • проверьте, на какой срок заключен договор и является ли он действующим;
  • если срок договора аренды составляет более одного года, его необходимо зарегистрировать в установленном порядке.

В противном случае лицензирующий орган откажет медучреждению в получении лицензии.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.