Здравоохранение

Независимая оценка качества оказания медицинских услуг

  • 30 марта 2019
  • 1074

Независимая оценка качества

Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями – способ, с помощью которого общественность имеет возможность повлиять на качество работы медучреждений.

В статье расскажем, какое влияние оказывает экспертная оценка на работу медучреждений, что оценивают, и можно ли считать критерии - объективными?

Больше статей в журнале «Управление качеством в здравоохранении» Активировать доступ

Независимая оценка качества медицинских услуг

Впервые независимые общественные советы оценили работу ряда медучреждений около двух лет назад.

Что ждет главврача по результатам НОКскачать / открыть разъяснение >>

По итогам оценочных мероприятий все стационары и поликлиники получили ряд практических рекомендаций.

  • на официальных порталах медицинскими организациями должны размещать сведения о своей работе, как того требует закон;
  • особое внимание необходимо уделять тому, в каком санитарной состоянии находятся кабинеты врачей и другие помещения медучреждений;
  • оценка качества оказания медицинских услуг показала, что недостаточно внимания уделяется оборудованию помещений для ожидания в очереди – пациентам негде присесть, во многих больницах отсутствуют кулеры с водой;
  • для качественного оказания услуг медорганизациями важно улучшать информированность пациентов о состоянии их здоровья;
  • медперсонал должен следовать в своей работе нормам профессиональной деонтологии и этики;
  • оборудовать помещения медицинских организаций необходимо с учетом потребностей пациентов с ограниченными возможностями здоровья;
  • врачебный прием необходимо вести с применением электронной записи, для чего медорганизация подключаются к единой электронной регистратуре;
  • пациенты должны иметь возможность выразить свое мнение об услугах медучреждения, заполнив специальную форму в самой организации или на ее сайте.

Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями, проводится с учетом рекомендаций, которые утверждены приказом Минздрава РФ № 240 от 14.05.2015 года.

Какие медорганизации должны проходить независимую оценку качества, узнайте в Системе Главный врач.

Независимая оценка качества

Оценка качества медицинских услуг создана для решения важнейших задач:

  • повысить качество медпомощи, оказываемой медучреждениями;
  • предоставлять пациентам актуальную и правдивую информацию о качестве медобслуживания в конкретной организации.

Экспертиза качества медпомощи и контроль безопасности и качества медицинской деятельности не могут входить в содержание общественной оценки.

Это связано с тем, что к проведению независимой оценки привлекается общественность, а качество медуслуг должны оценивать люди, которые имеют профессиональное представление об их содержании.

Главным объектом, как формы общественного контроля, являются условия оказания медицинских услуг, поэтому профессиональная составляющая этих услуг проводится отдельно.

Для проведения независимой оценки условий оказания услуг в городе, населенном пункте или регионе РФ создается общественный совет, в который входят представители разных профессий.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Портал независимой оценки качества медицинских услуг

Все пациенты вправе высказать свое мнение по поводу качества услуг, оказываемых медорганизацией, на официальных порталах учреждений здравоохранения, участвующих в программе государственных гарантий, сайтах Минздрава и других органов государственной власти.

Для этого на каждом портале размещается специальная анкета, которую пациенты могут заполнить онлайн. Кроме того, непосредственно в медицинских организациях пациенты и их родные могут заполнить бумажную версию такой анкеты.

Контроль качества и безопасности медицинской деятельности: о значении проверочных листов Росздравнадзора, подробно расскажем в журнале «Управление качеством в здравоохранении».

НОК условий оказания услуг медицинскими организациями

Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями предполагает, что лечебный процесс может быть оценен по базовым критериям:

  1. Представленность информации об услугах.
  2. Доступность услуг и удобство пребывания в медучреждении.
  3. Время, проведенное пациентом в ожидании обслуживания.
  4. Профессионализм, компетентность и расположенность медперсонала к больному.
  5. Общий вывод пациента по итогам посещения организации.

Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями основана на рекомендациях Минздрава Российской Федерации. Однако, региональные органы здравоохранения вправе разрабатывать аналогичные документы.

При этом важно, чтобы региональные документы не противоречили рекомендациям Минздрава, чтобы в результате система независимой оценки на территории всей страны был единообразной.

На основе показателей, которые утверждены приказом Минздрава РФ № 787н от 28.11.2014 года, раскрываются критерии. Обобщив эти показатели и критерии в совокупности, регионы РФ формируют сводные рейтинги медучреждений, прошедших оценку.

Лечебный процесс в стационарах и поликлиниках различается. В связи с этим различаются и критерии независимой оценки для разных организаций.

Некоторые показатели универсальны:

  • например, вежливость, открытость и профессионализм медработников;
  • наличие информации о медуслугах в организации и на ее сайте.


Другие показатели для медучреждений разного типа различаются – полностью или в некоторой части.

Критерии 

Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями должна быть всесторонней и объективной.

Для этого оцениваются как условия оказания услуг пациентам, так и содержание предоставляемых медицинских услуг, то есть их качество с медицинской точки зрения.

Так, результаты независимой оценки при формировании рейтингов медицинских организаций дополняются следующими показателями:

  1. Результативность оказания медпомощи:
    • частота установления пациентам инвалидности в трудоспособном возрасте;
    • частота наступления осложнений в виде сердечно-сосудистых болезней;
    • частота вызовов бригад скорой помощи.
  2. Характеристика процесса оказания гражданам медуслуг:
    • учет обоснованных жалоб от больных;
    • случаи распространения внутрибольничных инфекций;
    • расхождение диагнозов, постановленных разными специалистами;
    • наличие осложнений после сложных операций;
    • наличие повторных госпитализаций в определенном периоде;
  3. Оснащенность медучреждения необходимыми ресурсами для оказания услуг:
    • наличие необходимого медицинского оборудования и инструментария;
    • наличие необходимых медицинских специалистов;
    • наличие квалификационных категорий у специалистов.

Качество оказания медуслуги оценивают по общим критериям. Полный перечень скачайте в Системе Главный врач.

Независимая оценка качества оказания медицинских услуг

Скачать критерии

Кому готовиться к независимой оценке медицинских услуг

Сегодня процедура актуальна для всех медучреждений Российской Федерации, которые работают по программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

При этом не имеет значения организационно-правовая форма таких организаций – все их пациенты вправе выразить свое мнение через портал независимой оценки качества услуг.

Однако, частные клиники могут добровольно принять участие по своему желанию.

Каждый общественный совет ежегодно составляет перечень медучреждений, в которых она будет проведена. При этом действует общее правило – перечень формируют так, чтобы в каждом медучреждении проверки проводились с определенной периодичностью.

Уполномоченные органы размещают сформированные перечни на своих официальных порталах (portal).

Информация, которая необходима для проведения стандартизированной оценки услуг оказываемых медорганизацией, которые ведут врачебный прием, собирается их разных источников.

Это две группы источников:

  1. Информация, которую предоставляют сами пациенты – путем заполнения опросных листов, анкет и форм на портале.
  2. Открытые данные о медучреждениях, представленные в интернете.

Медучреждения должны содействовать созданию оптимальных условий для оценивания их деятельности. В частности, ФЗ «Об охране здоровья» предусмотрел обязанность медучреждений информировать в доступной форме граждан о предоставлении медуслуг, раскрывать сведения о специалистах, которые непосредственно оказывают те или иные услуги.

Кроме того, в целях охраны здоровья больных важно, чтобы медучреждения предоставляли общественникам советам иную информацию, которая требуется в конкретном случае.

Законодательство в отношении независимой оценки предусматривает дополнительные обязанности медучреждений:

  • предоставлять участникам системы независимого контроля запрашиваемую информацию о своей работе;
  • отвечать на запросы общественных советов и предоставлять им сведения, кроме тех, доступ к которым запрещен;
  • реагировать на результаты контроля – учитывать предложения общественников, делать соответствующие выводы и устранять замечания;
  • предпринимать все необходимые меры для защиты прав пациентов и других организаций в своей работе.

Объективны ли показатели

Экспертиза проводится с применением утвержденных показателей.

Однако, в ряде случаев они носят субъективный характер.

Приведем несколько примеров:

  • компетентность медработников

Этот показатель присутствует во всех анкетах для граждан, но не каждый пациент без специализированного образования может объективно оценить профессионализм медработников.

  • доступность и открытость информации о медучреждении

Оценивается лишь факт размещения информации, зачастую ее содержание на анализируется.

  • показатели для медучреждений разного типа, кроме поликлиник и стационаров не различаются

На практике это вызывает определённые трудности, поскольку медучреждения различаются также по другим признакам. В связи с этим необходима их дополнительная дифференциация.

Это упростит поиск нужной информации для пациентов на портале независимой оценки государственных услуг.

Чего ждать медорганизациям при независимой оценке качества медицинских услуг

Проведение независимой оценки услуг не оказала большого влияния на повседневную деятельность медучреждений.

Высокое место в рейтинге по результатам редко поощряется, а неудовлетворительные результаты мало влияют на работу медучреждений. Результаты представляют собой сигнал для медучреждений о том, что какие-то показатели необходимо улучшить, не более.

Кроме того, независимая оценка качества медицинских услуг во многом носит формальный и рекомендательный характер.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к справочной системе «Главный врач»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Управление качеством в здравоохранении»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.