Независимая оценка качества медицинских услуг

242

Независимая оценка качестваВ статье расскажем, как независимая оценка качества медицинских услуг медицинскими организациями влияет  на работу медучреждений,  что оценивают, и можно ли считать критерии оценки - объективными?

Независимая оценка качества услуг медицинскими организациями  – способ, с помощью которого общественность имеет возможность повлиять на качество работы медучреждений.

Из статьи Вы узнаете:


Независимая оценка качества медицинских услуг

Впервые независимые общественные советы оценили работу ряда медучреждений около двух лет назад.

По итогам оценочных мероприятий все стационары и поликлиники получили ряд практических рекомендаций.

  • на официальных порталах медучреждения должны размещать сведения о своей работе, как того требует закон;
  • особое внимание необходимо уделять тому, в каком санитарной состоянии находятся кабинеты врачей и другие помещения медучреждений;
  • оценка качества медицинских услуг показала, что недостаточно внимания уделяется оборудованию помещений для ожидания в очереди – пациентам негде присесть, во многих больницах отсутствуют кулеры с водой;
  • для качественного оказания услуг медицинскими организациями важно улучшать информированность пациентов о состоянии их здоровья;
  • медперсонал должен следовать в своей работе нормам профессиональной деонтологии и этики;
  • оборудовать помещения медучреждений необходимо с учетом потребностей пациентов с ограниченными возможностями здоровья;
  • врачебный прием необходимо вести с применением электронной записи, для чего медучреждения подключаются к единой электронной регистратуре;
  • пациенты должны иметь возможность выразить свое мнение об услугах медучреждения, заполнив специальную форму в самой организации или на ее сайте.

Независимая оценка качества в медучреждениях проводится с учетом рекомендаций, которые утверждены приказом Минздрава РФ № 240 от 14.05.2015 года.

Независимая оценка качества медицинских организаций: форма общественного контроля

Оценка качества медицинских услуг создана для решения важнейших задач:

  • повысить качество медпомощи, оказываемой медучреждениями;
  • предоставлять пациентам актуальную и правдивую информацию о качестве медицинского обслуживания в конкретной организации.

Экспертиза качества медпомощи и контроль безопасности и качества медицинской деятельности не могут входить в содержание общественной оценки.

Это связано с тем, что к проведению независимой оценки привлекается общественность, а качество медуслуг должны оценивать люди, которые имеют профессиональное представление об их содержании.

Главным объектом независимой оценки, как формы общественного контроля, являются условия оказания медуслуг, поэтому профессиональная составляющая этих услуг проводится отдельно.

Для проведения оценки в городе, населенном пункте или регионе РФ создается общественный совет, в который входят представители разных профессий.

Портал независимой оценки качества медицинских услуг

Все пациенты вправе высказать свое мнение по поводу качества услуг, оказываемых медучреждениями, на официальных порталах учреждений здравоохранения, участвующих в программе государственных гарантий, сайтах Минздрава и других органов государственной власти.

Для этого на каждом портале размещается специальная анкета, которую пациенты могут заполнить онлайн. Кроме того, непосредственно в медучреждениях пациенты и их родные могут заполнить бумажную версию такой анкеты.

Как оценивать условия

Независимая оценка качества оказания медицинских услуг предполагает, что лечебный процесс может быть оценен по базовым критериям:

  1. Представленность информации об услугах в медучреждении.
  2. Доступность услуг и удобство пребывания в медучреждении.
  3. Время, проведенное пациентом в ожидании обслуживания.
  4. Профессионализм, компетентность и расположенность медперсонала к больному.
  5. Общий вывод пациента по итогам посещения организации.

Независимая оценка медицинской деятельности основана на рекомендациях Минздрава Российской Федерации. Однако, региональные органы здравоохранения вправе разрабатывать аналогичные документы.

Как формируются рейтинги медицинских организаций

Как формируются рейтинги медицинских организаций
посмотреть/скачать>>

При этом важно, чтобы региональные документы не противоречили рекомендациям Минздрава, чтобы в результате система независимой оценки на территории всей страны был единообразной.

На основе показателей, которые утверждены приказом Минздрава РФ № 787н от 28.11.2014 года, раскрываются критерии оценки качества медуслуг. Обобщив эти показатели и критерии в совокупности, регионы РФ формируют сводные рейтинги медучреждений, прошедших оценку.

Лечебный процесс в стационарах и поликлиниках различается. В связи с этим различаются и критерии независимой оценки для разных организаций.

Некоторые показатели универсальны:

  • например, оценка вежливости, открытости и профессионализма медработников;
  • независимая оценка качества медицинских услуг по наличию информации о медуслугах в организации и на ее сайте.

Другие показатели для медучреждений разного типа различаются – полностью или в некоторой части.

Сравнительная характеристика показателей и критериев проиллюстрирована далее.

Сравнительные показатели

В частности, мы видим, что для стационарных и амбулаторных медицинских услуг различны показатели доступность медуслуг, времени ожидания в очереди и комфортности пребывания пациента в медучреждении. Разным является и показатель удовлетворенность услугами.

Критерии оценки качества оказания медицинских услуг

Независимая оценка качества медицинских услуг медицинскими организациями должны быть всесторонней и объективной. Для этого оцениваются как условия предоставления услуг пациентам, так и содержание медуслуг, то есть их качество с медицинской точки зрения.

Так, результаты независимой оценки при формировании рейтингов медучреждений дополняются следующими показателями:

  1. Результативность медпомощи:
    • частота установления пациентам инвалидности в трудоспособном возрасте;
    • частота наступления осложнений в виде сердечно-сосудистых болезней;
    • частота вызовов бригад скорой помощи.
  2. Характеристика процесса оказания гражданам медуслуг:
    • учет обоснованных жалоб от больных;
    • случаи распространения внутрибольничных инфекций;
    • расхождение диагнозов, постановленных разными специалистами;
    • наличие осложнений после сложных операций;
    • наличие повторных госпитализаций в определенном периоде;
  3. Оснащенность медучреждения необходимыми ресурсами для оказания услуг:
    • наличие необходимого медицинского оборудования и инструментария;
    • наличие необходимых медицинских специалистов;
    • наличие квалификационных категорий у специалистов.

Кому готовиться к независимой оценке медицинских услуг

Сегодня независимая оценка качества оказания медицинских услуг актуальна для всех медучреждений Российской Федерации, которые работают по программе государственных гарантий. При этом не имеет значения организационно-правовая форма таких организаций – все их пациенты вправе выразить свое мнение через портал независимой оценки качества медицинских услуг.

Однако, частные клиники могут добровольно принять участие в оценке по своему желанию.

Каждый общественный совет ежегодно составляет перечень медучреждений, в которых будет проведена независимая оценка качества медицинских услуг. При этом действует общее правило – перечень формируют так, чтобы в каждом медучреждении проверки проводились с определенной периодичностью.

Уполномоченные органы размещают сформированные перечни на своих официальных порталах (portal).

Как медицинским организациям собрать информацию

Информация, которая необходима для проведения стандартизированной оценки организаций, ведущих врачебный прием, собирается их разных источников.

Это две группы источников:

  1. Информация, которую предоставляют сами пациенты – путем заполнения опросных листов, анкет и форм на портале.
  2. Открытые данные о медучреждениях, представленные в интернете.

Медучреждения должны содействовать созданию оптимальных условий для оценивания их деятельности. В частности, ФЗ «Об охране здоровья» предусмотрел обязанность медучреждений информировать в доступной форме граждан о предоставлении медуслуг, раскрывать сведения о специалистах, которые непосредственно оказывают те или иные услуги.

Кроме того, в целях охраны здоровья больных важно, чтобы медучреждения предоставляли общественникам советам иную информацию, которая требуется в конкретном случае.

Законодательство в отношении независимой оценки предусматривает дополнительные обязанности медучреждений:

  • предоставлять участникам системы независимого контроля запрашиваемую информацию о своей работе;
  • отвечать на запросы общественных советов и предоставлять им сведения, кроме тех, доступ к которым запрещен;
  • реагировать на результаты контроля – учитывать предложения общественников, делать соответствующие выводы и устранять замечания;
  • предпринимать все необходимые меры для защиты прав пациентов и других организаций в своей работе.

Объективны ли показатели

Независимая оценка качества медицинских услуг медицинскими организациями проводится с применением утвержденных показателей.

Однако, в ряде случаев они носят субъективный характер. Приведем несколько примеров:

  • компетентность медработников

Этот показатель присутствует во всех анкетах для граждан, но не каждый пациент без специализированного образования может объективно оценить профессионализм медработников.

  • доступность и открытость информации о медучреждении

Оценивается лишь факт размещения информации, зачастую ее содержание на анализируется.

  • показатели для медучреждений разного типа, кроме поликлиник и стационаров не различаются

На практике это вызывает определённые трудности, поскольку медучреждения различаются также по другим признакам. В связи с этим необходима их дополнительная дифференциация.

Это упростит поиск нужной информации для пациентов на портале независимой оценки государственных услуг.

Чего ждать медицинским организациям при независимой оценке качества медицинских услуг

Независимая оценка качества медицинских услуг медицинскими организациями не оказала большого влияния на повседневную деятельность медучреждений.

Высокое место в рейтинге по результатам оценки редко поощряется, а неудовлетворительные результаты мало влияют на работу медучреждений. Результаты оценки представляют собой сигнал для медучреждений о том, что какие-то показатели необходимо улучшить, не более.

Кроме того, независимая оценка качества медицинских услуг во многом носит формальный и рекомендательный характер.

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление качеством в здравоохранении»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...


      Мероприятия








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×