Пациент отказывается от оплаты медицинских услуг: как действовать?

998

Пациент не оплатил услугуЧто делать врачу, если пациент не оплатил медуслугу, и ушел из медучреждения, никак это не мотивируя?

Не дожидайтесь такой ситуации – составьте алгоритм, приведенный в статье, которым могут воспользоваться медработники, столкнувшиеся с подобной ситуацией.

Рассмотрим практические ситуации, и как в них следует поступать.

Оплата медицинских услуг – обязанность пациента

Пациент, который обратился в медучреждение за получением медицинских услуг, в соответствии с договором, обязан их оплатить. Такой договор не предоставляет ему право в одностороннем порядке не исполнять свои обязанности.

Такая позиция полностью соответствует ГК РФ. Договор с медучреждением является возмездным. По договору одна сторона, которой выступает пациент, обязана после получения услуг оплатить их. Сроки оплаты также предусмотрены договором.

Подобный порядок отражен в ч. 1 ст. 781 ГК РФ.

Оплата медицинских услуг возможна одним из трех способов:

  1. В полном объеме частично или в полном объеме перед их оказанием.
  2. Сразу после получения необходимой услуги. Здесь возможны два варианта: оплатить сразу все услуги или воспользоваться рассрочкой, в том случае если медучреждение ее позволяет.
  3. Оплатить услугу после ее получения в течение срока, определенного договором.

Договор оказания платных медицинских услуг может содержать в себе любой из этих трех вариантов.

Однако, законом предусматривается и другой порядок для некоторых случаев. Это случаи, если объектом договора выступает не медицинская услуга, а работа, выполненная медицинскими специалистами.

Например, изготовление зубного протеза зубным техником. По такому договору оплатить изготовление зубного протеза заказчик-пациент обязан только тогда, когда он примет эту работу.

Такие правила предусмотрены ФЗ «О защите прав потребителей». Оплата до выполнения работы или перечисление аванса возможно только в том случае, если такое условие предусмотрено договором и пациент с этим согласен.

Пациент не оплатил мед услугу: что делать врачу

Самый простой вариант возможен в том случае, если изначально договором об оказании платных медуслуг предусмотрено, что услуга пациентом должна быть оплачена пациентом до ее получения. В таком случае проблем не возникает – врач не оказывает услугу до тех пор, пока пациент не оплатит ее.

Если необходимо мотивировать пациентов на то, чтобы оплачивать услуги заранее или вносить предоплату, такое условие в договоре следует формулировать так:

  1. «услуга оказывается заказчику после внесения оплаты/предоплаты в размере...».
  2. «исполнитель оказывает услугу пациенту после внесения предоплаты/оплаты в соответствии с ГК РФ»;

Однако, если по условиям договора на оказание услуг оплата медицинских услуг производится после ее оказания, медучреждение сильно рискует. Ведь пациент может отказаться от оплаты.

Право врача отказаться от пациента

Право врача отказаться от пациента
посмотреть/скачать>>

В этом случае возможно три варианта развития событий, которые предлагается рассмотреть далее.

Услуга была оказана пациенту, но он ушел

Пример: врачом было назначено пациенту проведение рентгенограммы легких. После получения назначения пациент прошел необходимое исследование, однако, не пошел оплачивать ее в кассу и просто ушел.

Допускается вариант, что пациент ушел из медучреждения по уважительной причине. К примеру, человеку сообщили, что его родственник получил травму и он заболел. Также пациента, который отпросился с работы для посещения врача, могли срочно вызвать на работу, и он просто не успел заплатить.

Еще одна ситуация – после прохождения исследования пациент понял, что у него серьезные проблемы со здоровьем, вследствие чего он расстроился и забыл оплатить услугу под влиянием чувств.

Но часто бывает так, что пациент изначально повел себя недобросовестно – ушел из медучреждения для того, чтобы не тратить свои средства на оплату уже полученной услуги.

Как в таком случае поступить врачу?

На рисунке ниже представлен алгоритм того, что следует сделать специалисту, который обнаружил, что пациент ушел из медучреждения, не оплатив полученную услугу.

Действия медорганизации

Когда все способы связаться с пациентом не сработали, врач должен доложить о сложившейся ситуации своему руководителю – главному врачу.

Образец такой докладной записки представлен в приложении.

Образец докладной записки о взыскании задолженности с пациента

Образец докладной записки о взыскании задолженности с пациента
посмотреть/скачать>>

Самое главное, в докладной следует описать то, как получилось так, что пациент не оплатил мед услугу. Укажите, что услуга была ему оказана в полном объеме, в какое время она была оказана и при каких обстоятельствах.

Врачу следует описать и то, что им были предприняты попытки связаться с пациентом, которые оказались безрезультатными.

В конце излагается просьба – оказать содействие в получении оплаты с этого пациента.

Далее, назначенное главным врачом ответственное лицо, как правило, это юрист, должен составить письменную претензию, адресованную самому пациенту.

Пример претензии:

Претензия об исполнении денежного обязательства              

В претензии также нужно указать все детально, сделать ссылку на заключенный договор оказания медицинских услуг, указать сроки, в которые должны была быть получена оплата медицинских услуг.

Если пациент не ответил на претензию или отказался оплачивать медуслуги – медицинская организация имеет полное право обратиться в суд. Для этого составляется исковое заявление или заявление о вынесении судебного приказа о взыскании заложенности по оплате медицинских услуг.

Суд рассмотрит обстоятельства дела, и, если договор оказания платных медуслуг составлен правильно, и нарушений со стороны медучреждения не было – деньги будут возвращены медучреждению в ходе исполнительного производства.

Пациента не устроила медицинская услуга

Например, пациенту провели ультразвуковое исследование, назначенное врачом. Напомним, что перед этим он заключил договор на оказание платных услуг.

Он считает, что эта услуга была проведена специалистами некачественно, поэтому категорически отказывается оплачивать ее. При этом он ссылается, что в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей» он имеет право на это. Верно ли это?

Получив такое заявление от пациента, попросите его составить письменную претензию, в котором он должен изложить все свои доводы, объяснить, почему услуга была некачественной.

Если он отказался это делать – попросите его рассказать свои доводы устно, и зафиксируйте общение с ним в письменном виде.

Зачем нужна претензия от пациента? Если в медучреждение поступает обращение от пациента по поводу качества медицинских услуг, его должна рассмотреть комиссия врачей вместе с главным врачом.

По результатам рассмотрения претензии пациента комиссия врачей оформляет свое решение в виде протокола. Если выяснится, что услуга была оказана в оговоренном договором объеме и качественно, то претензия самого пациента признается необоснованной.

После этого юрист медучреждения может сделать копию выписку такого решения и направить ее вместе с претензией пациенту.

Помните, что ни в коем случае нельзя угрожать пациенту, когда он не оплатил услуги. Это может впоследствии трактоваться в пользу пациента, а медработники могут быть привлечены к предусмотренной законом ответственности.

После направления претензии пациенту нужно ожидать, оплатит он услуги или нет. Если он не оплатил их – обращайтесь в суд. Судебный приказ может быть выдан только в том случае, если пациент не будет оспаривать качество медицинских услуг. Если спор все же будет – разбираться необходимо в порядке искового судопроизводства.

Пациент ушел, обещав оплатить услугу позднее

Ситуация возникает, когда пациенту услуга уже оказана, но он ссылается на то, что у него с собой недостаточно денежных средств для того, чтобы оплатить ее в полном объеме.

Пациент в таком случае уходит, обещая, например, что оплатит остаток оплаты через неделю. Как поступить в таком случае врачу, если пациент не оплатил мед услугу и ушел?

Конечно, врач может поверить в добросовестность пациента и отпустить его. В таком случае необходимо уведомить его о том, что остальные услуги ему не будут предоставляться до тех пор, пока оплата не будет внесена.

Однако, есть и другой вариант. Нужно предложить пациенту заключить дополнительное соглашение к договору об оказании медуслуг, в котором будет прописано условие о рассрочке платежа.

Укажите, в какие сроки пациент должен вносить оплату за оказанные медуслуги и в каком размере. Также укажите в договоре то, что остальные услуги пациенту в соответствии с договором будете оказаны только после того, когда он внесёт оплату за предыдущие услуги.

Советуем заранее разработать и утвердить для всего медучреждения порядок работы с «проблемными» пациентами. Действительно, в ряде случаев пациент может забыть оплатить услуги или уйти по уважительным причинам.

Но в других случаях подобные планы действий помогут врачам не устраивать необоснованные конфликты и минимизировать денежные и временные расходы медучреждения.

Читайте в ближайших номерах журнала «Правовые вопросы в здравоохранении»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...


      Мероприятия








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×