Выкладка товара: правила для разных типов аптек

801

Выкладка продукции в аптекеВыкладка товара как способ повысить спрос на аптечную продукцию. Рассмотрим традиционные и дополнительные виды выкладки, законы покупательского восприятия.

Как выкладка продукции позволяет увеличить прибыль? Какие правила выкладки актуальны для аптек открытого и закрытого типов? Какие ошибки могут привести к потере спроса?

Выкладка продукции в аптеке – процесс творческий и сугубо индивидуальный.

Это значит, что методы, подходящие одной аптечной организации, могут оказаться бесполезными для другой.

Опыт и желание экспериментировать, постоянно искать способы размещения товара на полках и витринах – залог успеха мерчендайзера в аптеке.

Выкладка товара очень важна, однако нельзя забывать, что пренебрежение универсальными для всех фармамаркетов и аптечных пунктов правилами и принципами приведет к тому, что их витрины мало чем будут отличаться от витрин, например, продуктового супермаркета или магазина алкогольной продукции.

Разновидности выкладки в аптеке

Классические способы выкладки товара на витрину – горизонтальный и вертикальный. Первый предполагает размещение однородного товара вдоль полки по всей длине. При втором продукция располагается сверху вниз по вертикали.   

Чаще всего аптеки комбинируют два этих способа выкладки, либо используют так называемую дисплейную выкладку – товар раскладывается корпоративными блоками в рамках одного бренда или производителя.

Пример 1. Использование дисплейного способа выкладки

На витрине расположена продукция их категории парафармацевтики блоками – БАДы, аптечная косметика, медтехника и др.

Помимо основных, активно применяются и вспомогательные способы выкладки. Они выполняют не только демонстрационную, но и имиджевую функцию, следовательно, позволяют выделить конкретную аптеку в ряду конкурирующих организаций, привлекают новых покупателей и повышают лояльность постоянных клиентов.

Существуют следующие вспомогательные способы выкладки:

  • промо-выкладка;
  • выкладка-консультация;
  • праздничная выкладка;
  • декоративная выкладка;
  • выкладка-напоминание;
  • выкладка социальной направленности.

Остановимся подробнее на каждой из них.

Промо-выкладка

Сюда включаются товары, участвующие в специальных предложениях. Как правило, они располагаются на отдельном оборудовании –например, в промо-шкафу. Это могут быть образцы товара по специальной цене, участвующие в акции, новинки и продукция, спрос на которую находится в стадии формирования. 

Выкладка-консультация

Это не простая выкладка – она оформляется при участии провизора-консультанта или врачей узких специальностей. ЕЕ цель – популяризация профилактики определенных болезней или пропаганда здорового образа жизни. Это может быть комплексная выкладка товаров для поддержания мужского и женского здоровья, для профилактики ОРВИ и гриппа, для укрепления иммунитета и др.

Праздничная выкладка

Цель данной выкладки – представление аптечного товара в качестве идеи для подарка. Как правило, она составляется с учетов календарных праздников – 8 марта, 23 февраля, Нового года, Дня защиты детей и др.

6 причин возврата лекарств. Как вести себя фармацевту?

6 причин возврата лекарств. Как вести себя фармацевту?
посмотреть/скачать>>

Декоративная выкладка

Данная выкладка привлекает внимание покупателей за счёт объемно-пространственной композиции. Например, в выкладке линии аптечной косметики используются декоративные детали, рождающие у человека ассоциации в продаваемым товаром.

Выкладка-напоминание

Это своеобразная подсказка для покупателя. Так, в период сезонных простуд группы витаминно-минеральных комплексов для детей и взрослых выделяют напоминанием: «Не забудьте о витаминах!»

Выкладка социальной направленности

Витрину с витаминно-минеральными комплексами для беременных женщин можно оформить шелфтокером «Позаботьтесь о своем малыше!». Помимо этого, аптека может организовать Школу будущих мам, в рамках которой приглашенные специалисты проведут консультации, где расскажут о том, что нужно делать беременной женщине, чтобы сохранить сове здоровье и родить крепкого ребенка, а также порекомендуют товары и препараты, которые пригодятся женщине уже после родов.

Дополнительные виды размещения товаров в аптеке с открытой выкладкой формируются по фокусным точкам, то есть по дополнительным местам в торговом зале, привлекающим внимание покупателей. 

Законы покупательского восприятия

Человек по-разному получает сведения о предметах, занимающих различное положение в пространстве. Это нельзя не учесть при оформлении витрин в аптеке.

Площадь витрины по горизонтали делится на три зоны:

  1. Левая – «холодная» (покупатели не акцентируют на ней свое внимание).
  2. Центральная – «горячая» (сюда приходится основное внимание покупателей).
  3. Правая – «теплая» (покупки здесь более активны, чем в «холодной зоне», но менее активны, чем в «горячей»).

Зная об этих зонах, можно располагать наиболее прибыльные позиции в центральной части витрины, справа – продукцию высокой ценовой категории, слева – низкой.

По вертикали витрина делится на 4 уровня:

  • уровень ног (сюда приходится меньше всего покупательского внимания);
  • уровень глаз (наиболее удачное место для выкладки);
  • уровень рук (соответствует «теплой» зоне покупок).

Наиболее прибыльные ассортиментные позиции располагаются на уровне рук и глаз.

Правила для аптеки с открытой выкладкой

Правило одной линии

Товары в торговом зале аптеки с открытой выкладкой размещаются в линию как можно ближе к краю полки. Покупатель должен видеть название продукции. По горизонтали продукция располагается слева направо со стороны покупателя по мере увеличения размера упаковок – от м аленькой к большой. По вертикали имеют значение уровни витрин.

Правило мерчендайзингового окружения

Близкие по содержанию отделы и товарные группы располагаются рядом, так как они должны дополнять друг друга. «Разрыв» категорий нежелателен.

Правило приоритетных товарных групп

На витрины в первую очередь выкладывают наиболее востребованные и прибыльные товары, продукцию высокой ценовой категории и импульсного спроса, сезонные препараты, а также товары, участвующие в акциях и наиболее рекламируемые лекарства.

Стратегические ассортиментные позиции размещают на наиболее удачных местах торгового зала и на торговом оборудовании.

Правило эффективного запаса

Каждый товар выкладывается в количество трехдневного запаса. Если покупателю нужны две упаковки препарата, а на витрине присутствует только одна, он может уйти из аптеки без покупки.

Правило заполненной витрины

Если на витрине образовалось свободное место, товарный ряд обязательно должен быть восстановлен. Пробелы на витрине или одиноко стоящая упаковка выглядят непривлекательно, значит, приведут к потере покупателя.

Правило дублирования

К товару небольшого размера на верхних полках витрины можно привлечь внимание, если выставить в ряд две и более его упаковки.

Правило стен замка

Привлечь внимание покупателя к малоизвестному бренду можно, если по краям от него разместить популярные марки продукции. Такие «стены замка» поддержат менее продаваемые позиции.

Правило ценников

Ценники крепятся не на упаковки товаров, а в полосе ценникодержателя – строго под товаром, которому они соответствуют. Ситуация, когда препарата нет на витрине, а ценник на него при этом присутствует, недопустима.

Правила для аптеки закрытой выкладки

Правило блоков

Товары располагаются блоками по всему пространству витрины с учётом категорий продукции. Если пространство позволяет, товарные блока размещаются свободно – это создает у покупателя ощущение гармонии. Товар можно разместить полукругом, в шахматном порядке или использовать специальные горки и подставки.  

Правило двух пальцев

Полки на стеллажах должны быть расположены так, чтобы от товара до края верхней полки осталось 3-4 см. Если полки не соответствуют размеру продаваемой продукции, товар приходится ставить один на другой – это выглядит непривлекательно.

Правило повторения

Товар можно повторять в разных ассортиментных категориях, чтобы напомнить о нем покупателю.

Правило постоянства

Перестановка в аптеке производится не чаще 1 раза в сезон. Если аптека постоянно переставляет товар с места на место, это непременно скажется на покупательском спросе в худшую сторону.

Правило ценников

Ценник в аптеке закрытого типа размещается с правой стороны упаковки, возможно, ближе к середине. Желательно располагать ценники на одном уровне – так витрина будет выглядеть опрятно. Дорогие товары размещаются ближе к покупателю.

Правила стен замка, заполненной витрины, мерчендайзингового окружения

Данные правила также используются в аптеках закрытого типа. Однако такие аптеки ограничены в торговом пространстве, следовательно, наиболее продаваемые категории товаров, а также сезонная продукция и товары первой необходимости здесь размещаются как можно ближе к кассовой зоне.

Также полезно использовать так называемый принцип «кросс-мерчендайзинга» - товары из разных ценовых категорий, связанные с удовлетворением одной потребности, выкладываются парами.

Такая выкладка товара в аптеке дает покупателю возможность комплексно решить возникшую у него проблему.  

Читайте в ближайших номерах журнала «Новая аптека»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...


      Мероприятия








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×