Новые клинические рекомендации: проинформируйте врачей

1862

Клинические рекомендации 2018Проверяя качество медицинской помощи, эксперт ориентируется на клинические рекомендации. Если услуги не соответствуют рекомендациям – медучреждению грозят санкции.

Как довести до сведения врачей новые клинические рекомендации? Как они применяются в контроле качества медицинской помощи? Расскажем подробно.

Новые клинические рекомендации при оказании медпомощи

Эксперты качества медпомощи в обязательном порядке проверяют – соответствует ли она клиническим рекомендациям.Такие рекомендации постоянно обновляются, и рядовому специалисту отслеживать новинки очень трудно. В такой ситуации невозможно качественно подготовиться к проверке страховой компании.

Однако, прежде чем рассмотреть пути решения проблемы, предлагаем вспомнить, что такое клинические рекомендации и как именно они применяются.

Клинические рекомендации: понятие и цель применения

На данный момент действующее законодательства не дает официального определения терминам «протоколы лечения» и «клинические рекомендации».

Прямое толкование понятие позволяет понять, что это регулярно разрабатываемые документы, которые нужны для того, чтобы ориентировать врача на оказание надлежащей и правильное медицинской помощи в индивидуальной клинической ситуации пациента.

Каждый отдельный документ разрабатывается для конкретного состояния или заболевания. В клинические рекомендации входит информация о методах выявления и лечения заболевания, о профилактике пациентов, о различных факторах и условиях, которые могут существенно повлиять на результаты лечения.

Иными словами, клинические рекомендации – это обобщенный практический опыт многих медицинских специалистов, которые сталкивались с разными вариантами течения заболевания и его исхода.

Опыт врачей, отраженный в клинических рекомендациях, базируется на многочисленных научных исследованиях, проведенный по одной отдельно взятой тебе. Для этого анализируется информация, взятая из различных научных источников, как отечественных, так и западных.

Как снизить психологическое сопротивление пациента + примеры

Как снизить психологическое сопротивление пациента + примеры
посмотреть/скачать>>

Поскольку опыт специалистов постоянно пополняется знаниями, новые клинические рекомендации появляются с завидной регулярностью, ведь и наука не стоит на месте.

Клинические рекомендации, основанные на передовом научном опыте – эффективный инструмент повышения качества медицинской помощи:

  • в практику врачей внедряются эффективные методы ведения пациентов
  • существующие знания врачей унифицируются в одну, удобную для применения форму.

Благодаря применению этих документов, например, любой врач, работающий в сельской или городской больнице, лечат пациентов с инфарктом миокарда или пневмонией по одинаковым стереотипным схемам. Подробно эти схемы описываются и детализируются в клинических рекомендациях.

Однако, не стоит полагать, что медработники обязаны всецело следовать клинической рекомендации, не ориентируясь на свой собственный профессиональный опыт. Для специалиста не менее важно клиническое мышление, поэтому он может в определенных случаях отступать от рекомендованных действий.

В любом случае, именно медработник всегда несет ответственность за принимаемые в работе решения.

В ФЗ «Об охране здоровья» сказано, что новые клинические рекомендации разрабатывают профессиональные некоммерческие медицинские организации.

Любой специалист может ознакомиться с клиническими рекомендациями на сайтах этих организаций, а также в единой базе Федеральной электронной медицинской библиотеки.

Клинические рекомендации при экспертизе качества медпомощи

Другой важный аспект существования клинических рекомендаций – страховые компании, которые проводят экспертизу качества медицинской помощи, активно применяют их в практической деятельности.

Регламентируется это следующими документами:

  • приказ ФФОМС № 230 от 01.12.2010 года (для медучреждений, действующих в системе ОМС);
  • приказ Минздрава РФ № 226н от 16.05.2017 года (для всех медучреждений). Документ отсылает к критериям оценки КМП. В частности, одним из критериев качества является соблюдение медработниками клинических рекомендаций в процессе оказания медицинских услуг.

Таким образом, если врач в своей работе на любых этапах оказания помощи больному не будет соблюдать клинические рекомендации или не обоснует, почему та или иная рекомендация им не соблюдалась, проверяющие медучреждение эксперту могут расценить это как некачественное оказание медицинской помощи.

Последствия для медицинского учреждение – штрафные санкции, а также уменьшение оплаты медицинской помощи или ее полная неоплата.

Поэтому если врач отступил от клинических рекомендаций в той или иной степени, он должен объяснить эксперту суть этих противоречий.

Например:

  • у пациента есть противопоказания для проведения той или иной процедуры;
  • у пациента есть сопутствующие болезни, которые препятствуют проведению конкретной процедуры;
  • также нужно описать, какие были проведены назначения, которые не были описаны в клинических рекомендациях.

Новые клинические рекомендации: как информировать врачей

В идеале каждый медицинский работник должен самостоятельно следить за обновлениями клинических рекомендаций по своему профилю деятельности.

Однако, медучреждение должно обезопасить себя от штрафов страховых компаний, поэтому рекомендуем предупреждать врачей о выходе новых или обновлении старых клинических рекомендаций.

Для такой работы главный врач должен назначить ответственного сотрудника. Например, это может быть его заместитель по поликлинической работе.  В должностную инструкцию специалиста необходимо внести обязанности по мониторингу изменений в клинических рекомендациях и по ознакомлению врачей с новыми документами.

Читайте бесплатно в системе «Главный врач»:

Как можно организовать такие изменения:

  1. Если должностная инструкция является приложением к трудовому договору сотрудника, то изменения вносятся одновременно в трудовой договор и должностную инструкцию составлением дополнительного соглашения.
  2. Если должностные инструкции в медучреждении являются отдельными документами, независимыми от содержания трудового договора, то порядок следующий:
  • составляется должностная инструкция сотрудника в новом варианте;
  • также нужно утвердить изменения к инструкции, в которых перечисляются все поправки, которые были внесены.

Если соответствующий сотрудник согласен на возложение на него новых обязанностей, главный врач утверждает новую редакцию документа и знакомит специалиста с ней в письменной форме.

Также следует утвердить, в каком порядке будет подтверждаться факт ознакомления врачей с новыми клиническими рекомендациями. Один из вариантов – информация доводится до сведения врача, о чем он подписывается в специальном листе ознакомления.

Подобный порядок позволит врачам повысить информированность врачей, а в конечном счете – избежать штрафов от страховых компаний и повысить качество оказания медицинской помощи.

Читайте в ближайших номерах журнала «Заместитель главного врача»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...


      Мероприятия








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×