text
Портал для медицинских работников

Как сообщать пациентам плохие новости

  • 30 ноября 2017
  • 1637

Возраст и состояние пациентаКак сообщать пациентам плохие новости о неизлечимой болезни? Как сказать близким о смерти больного? Алгоритм действий, правила подбора нужных слов. 

Сообщение плохих новостей – очень непростая задача, но, к сожалению, иногда работникам лечебных учреждений все же приходится с этим сталкиваться.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Если сделать это некорректно или в неподходящий момент, можно еще больше усугубить и без того тяжелое психическое состояние больного или близких ему людей.

Поэтому врачам как никому другому важно уметь подбирать нужные слова. Парадокс заключается в том, что в этой ситуации плохо и тому, кто говорит, и тому, кто слушает. Как сообщать пациентам плохие новости так, чтобы обе стороны сложившейся ситуации могли справиться с ней и принять ее?

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Сообщение о неизлечимой болезни

Сказать больному или его родственникам о том, что его заболевание не подается лечению, и врачи вряд ли смогут чем-то помочь, поможет следующий алгоритм:

  1. Спросите у больного или его родственников о том, что они знают о диагнозе и какую информацию хотят услышать в данный момент – общую, детальную или прогноз. Здесь все очень индивидуально и зависит от возраста и состояния пациента, а также от того, есть ли рядом с ним близкий человек.
  2. Расскажите больному о его текущем состоянии, о результатах исследований, о том, что считается показателями нормы. Пациент должен знать обо всех возможных вариантах течения своей болезни. Вы должны говорить простым понятным языком, по возможности избегая медицинской терминологии.
  3. Проявите сопереживание. Часто люди, давно работающие в паллиативной медицине, слышат вопрос: «Вы так давно здесь работаете, как у вас получается это выдерживать? Вы же, наверное, все пропускаете через себя». Но сопереживать вовсе не означает пропускать через себя чужую боль. Это в первую очередь умение чувствовать и понимать ее. Будьте искренними, дайте больному выговориться, высказать все свои тревоги и опасения. Но воздержитесь от банальной фразы в адрес самого больного или его близких «Я понимаю, как вам сейчас тяжело», потому что это неправда – вы не можете этого понимать.
  4. Подведите итог сказанному и изложите план дальнейших действий. Подчеркните, что заболевание пациента имеет хронический характер, поэтому ему свойственно и ровное течение, и периоды обострений. Скажите о том, что сделаете все возможное, чтобы облегчить его состояние и снять боль.

Удивительно, но в апатию и депрессию при сообщении о неизлечимой болезни чаще всего впадают пациенты молодого возраста. Это происходит и в том случае, если отсутствует положительный эффект от лечения. Возможно, в данной ситуации потребуется помощь психотерапевта.

Пациенты часто замыкаются, плачут или злятся после сообщения тяжелых новостей – это нормальная реакция психики, так проявляется страх перед неизвестностью. Для того, чтобы больной принял и осознал эту информацию и то, что с ним происходит, должно пройти какое-то время.

Нужно стараться с первой встречи налаживать с пациентом доверительные отношения. Нужно рассказать ему и его близким о планах обследования и лечения, но беседа должна быть предельно откровенной – нельзя ни сгущать краски, ни давать ложной надежды.

Если больной испытывает боль, расскажите ему об анальгетиках – как они действуют, сколько времени их необходимо принимать и др.

Смерть пациента: когда необходимо вскрытие и всегда ли нужна экспертиза

Смерть пациента: когда необходимо вскрытие и всегда ли нужна экспертиза
посмотреть/скачать>>

Обязательно скажите пациенту о том, что болезнь не выбирает, к кому приходить, и нет его вины в случившемся, а потому нужно постараться максимально облегчить жизнь в этот непростой период. Также скажите о том, что для вас важна каждая его жалоба, и чем больше вы будете знать, тем проще будет вам оказать ему необходимую помощь.


Сообщение о смерти пациента

Подготовиться к разговору с родственниками умершего больного помогут несколько правил.

  1. Сверьте персональную информацию об умершем пациенте, проговорите про себя его инициалы, возраст и дату рождения. Освежите в памяти особенности его лечения и обстоятельства смерти – очень важно при беседе ничего не забыть и не перепутать.
  2. Договоритесь о личной встрече с родственниками. Нежелание врача встретиться в родными умершего объяснимо и понятно, но все же лучше сказать им скорбную весть лично, а не по телефону. Если есть возможность, пригласите родственников в ординаторскую, стационар или в холл клиники.

Если вы все же вынуждены сообщать плохую новость по телефону, не начинайте разговор со слов «Здравствуйте» или «Добрый день». Представьтесь, назовите ваше отделение и должность. Скажите: «У меня плохие новости… (Ф.И.О. пациента) скончался (лась).

Примите наши соболезнования. Вы можете приехать в клинику?» Если собеседник ответит согласием, попросите его не торопиться, скажите, что подождете в любом случае и расскажете дальнейший порядок действий. Тон разговора должен быть ровным.

  1. В конце беседы нужно обязательно сказать о роли семьи в борьбе с болезнью. Часто у родственников погибшего остается чувство вины и ощущение, что они не сделали не все от них зависящее для того, чтобы помочь. Они говорят: «Если бы я больше общался с…, больше проявлял любви, я бы заметил, что ему плохо, я бы раньше повел его на обследование, и все было бы по-другому…». Важно объяснить родственникам, что их роль в борьбе с болезнью была огромной, что они сделали все возможное, а умерший пациент их очень любил и всегда ждал. Скажите: «Спасибо, что вы были рядом с ним, без вас ему было бы гораздо тяжелее. Он чувствовал вашу любовь».

Бывают моменты, в которые практически невозможно подобрать нужные слова. Если речь идет как раз о таком моменте, просто побудьте рядом в близкими умершего, ведь сейчас им как никогда нужна поддержка.

Простые слова сочувствия, успокаивающие прикосновения, проявление заботы (предложение присесть, попить и др.) помогут им принять тяжелую новость.

После первой острой реакции родственники обычно испытывают растерянность и спрашивают: «А что же делать дальше? Как нам теперь быть?». Подготовьте нужные документы  - заявление, информацию о морге – заранее. Действуйте по ситуации и, если близким нужно еще время и слова сочувствия – выскажите их.

Это позволит стабилизировать ситуацию. Кто-то вспоминает, каким был больной до того, как заболел, о его увлечениях, переживаниях, мыслях и словах перед смертью. Кто-то испытывает свою вину за недостаточное внимание к умершему.

Главное в этой ситуации – дать человеку высказаться. Если позволяет обстановка, можете высказать свои впечатления о погибшем. Помните, что все, что вы скажете в этот момент, останется в памяти этих людей навсегда.  

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.