text
Портал для медицинских работников

Основные принципы охраны здоровья граждан

  • 2 июля 2018
  • 460

Правовая ответственность в обеспечинии здоровьяВ статье рассмотрим основные принципы охраны здоровья, утвержденные федеральным законодательством.

Основные права граждан в области охраны здоровья, приоритеты интересов пациента, первостепенная роль охраны здоровья детей и социальная защита лица в случае потери трудоспособности.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Под охраной здоровья граждан представлен комплекс мер, нацеленных на предупреждение патологий, сохранение и укрепление здоровья человека, оказание ему необходимой медицинской помощи.

Принципы охраны здоровья

Принципы охраны здоровья установлены ст. 4 Федерального закона РФ № 323-ФЗ. Основные принципы в сфере здравоохранения закрепляют следующие права граждан на:

  1. Реализацию гарантий и прав жителей РФ в области охраны здоровья. 
  2. Доступную и качественную медпомощь.
  3. Неприемлемость отказа в медпомощи из любых соображений.
  4. Первостепенное значение интересов больного.
  5. Первостепенную роль охраны детского здоровья.
  6. Соцзащиту человека в случае потери здоровья.
  7. Основополагающую роль профилактики.
  8. Бережное отношение к врачебной тайне.

Нормативные документы, которые регулируют управление качеством медицинской помощи

Принципы являются руководящими положениями, в соответствии с ними определяется содержание правового регулирование системы здравоохранения. Основные принципы можно рассматривать с двух точек зрения.

Во-первых, они выражают общие закономерности правового института.

Во-вторых, систематизируют нормы, которые действуют в правовом поле, распространяются на всех субъектов и обязательны к исполнению.

Права граждан на получение медицинской документации: новые правилаПрава граждан на получение медицинской документации: новые правила
посмотреть/скачать>>


В соответствии с основными принципами происходит совершенствование правовых норм. Принципы являются руководящими идеями и в то же время связующим звеном между государственной системой здравоохранения и интересами граждан.

Когда и как отвечать на письменное обращение пациента

Грамотный и своевременный ответ руководителя избавит медорганизацию от судебного разбирательства, внеплановой проверки, материальных потерь.

Татьяна Вячеславовна ЕрохинаТатьяна Вячеславовна Ерохина, канд. юрид. наук, доцент кафедры публичного права факультета экономической безопасности и таможенного дела Саратовского социально-экономи­ческого института (филиала) РЭУ имени Г.В. Плеханова :

если пациент не получит ответа или получит отписку, его недовольство возрастет. Велик риск, что он обратится в вышестоящие инстанции, надзорные органы, суд.

Эксперт разработала инструкции по составлению ответов на обращения граждан, а также типовые формы ответов.

Они доступны для скачивания подписчикам или пользователям демодоступа журнала «Правовые вопросы в здравоохранении».

Скачать образцы

Виды принципов

Основные правовые принципы можно условно разделить на общеправовые, отраслевые, и межотраслевые

  1. Общеправовые присущие всем правоотношениям.
  2. Отраслевые применимы только к одной области.
  3. Межотраслевые применимые к нескольким областям.

Например, принцип соблюдения прав граждан и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий является общеправовым принципом.

Принципы доступности и качества медицинской помощи и недопустимости отказа в оказании медицинской помощи являются отраслевыми, то есть целенаправленно связанными с системой здравоохранения.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Права граждан в области охраны здравоохранения

Каждый гражданин России имеет право на оказание ему медпомощи бесплатно или за собственный счет.

Помимо этого, пациент вправе:

  • осуществлять выбор специалиста и учреждение, в котором он планирует лечиться;
  • проходить диагностические, лечебные, реабилитационные и профилактические процедуры в условиях, отвечающих нормам СанПиН;
  • консультироваться с другими профильными специалистами;
  • получать лечение, призванное облегчить или устранить болевой синдром, связанный с его патологией;
  • назначать лиц, которые могут быть извещены о состоянии его здоровья;
  • осуществлять защиту конфиденциальных сведений медицинского характера, относящихся к нему самому;
  • отказываться от медпомощи;
  • быть проинформированным о своих обязанностях и правах, а также о своем заболевании и состоянии своего организма;
  • возмещать в соответствующем порядке вред, нанесенный ему при оказании медпомощи;
  • приглашать служителя церкви;
  • защищать свои интересы (лично или при помощи юриста или официального представителя).

Таким образом, выделяют три группы прав гражданина с области охраны здоровья:

  1. Право на медпомощь.
  2. Права, производные от прав на медпомощь.
  3. Право на информирование.

Можно ли скрывать о пациента информацию о состоянии его здоровья?

Ответ: нельзя. Дело в том, что сведения о здоровье пациента – это врачебная тайна, но касается она именно больного, но никак не лечащего врача и другого медперсонала.

Право пациента на сохранение медицинской тайны вытекает из права на неприкосновенность частной жизни. Именно пациент может определять режим сведений, которые могут стать публичными или уже стали ими в связи с его излечением.

По этой причине врач не может скрывать от больного информацию о состоянии его здоровья, а также разглашать ее кому-либо, кроме пациента, без его согласия.

Активируйте доступ к журналу «Здравоохранение» и читайте проверенные экспертами статьи:

Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи

Первостепенное значение интересов больного при оказании ему медпомощи предполагает:

  • следование медработниками моральным нормам, проявление уважения и гуманизма;
  • внимание к состоянию пациента при оказании помощи, а также, по возможности, к обычаям его народа;
  • уход за больным;
  • обеспечение условий, при которых возможно посещение больного близкими родственниками и совместное пребывание с ним.

Почему нельзя не предоставлять пациенту информацию, касающуюся его здоровья?

Ответ: отказ больного от получения сведений об исходе вмешательства противоречит принципу получения информированного согласия на оказание медпомощи.

В результате под удар попадает в первую очередь администрация больницы, потому что, если врач пойдет на поводу у больного и не предоставит ему эту информацию, пациент в случае нежелательных последствий и вреда, скорее всего, обратится в соответствующие органы за защитой своих прав.

Также известны случаи злоупотребления правами – пациент подал в суд и на заседании утверждал, что он не был осведомлен о неблагоприятных последствиях проведенной манипуляции.

Приоритет обеспечения детей

Физическое и эмоциональное здоровье детей – основной элемент их благополучного взросления. Дети подлежат особой охране, включающей в себя как заботу об их здоровье, так и защиту их прав в области здравоохранения.

Помимо этого, им отдается первостепенное значение при оказании медицинской помощи.

Все лечебные учреждения и общественные объединения признают и соблюдают права детей в сфере здоровья.

Властные органы должны разрабатывать, внедрять и реализовывать программы: направленные на:

  • сокращение летальности матерей и новорожденных младенцев;
  • предоставление медикаментов, медизделий, питания;
  • выработку у детей и взрослых потребности в ведении ЗОЖ:
  • совершенствование объектов социальной среды, направленных на отдых, оздоровление и реабилитацию детей;
  • совершенствование работы медорганизаций, необходимых для лечения детского населения.

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья

Соцзащита граждан, потерявших здоровье, обеспечивается путем реализации мер, направленных на:

  1. Социальное обеспечение.
  2. Определение нуждаемости человека в соцзащите, восстановлении и постороннем уходе.
  3. Присвоение больному группы инвалидности либо установление временной нетрудоспособности.

Правовая ответственность в сфере охраны здоровья

Медучреждения и другие организации постоянно сотрудничают друг с другом и несут правовую ответственность в сфере охраны здоровья в рамках своих полномочий.

С 2018 года при инспекциях учреждений здравоохранения надзорные органы будут применять проверочные листы, включающие в себя перечень контрольных вопросов.

Они будут касаться требований, выполнение которых наиболее важно с позиции предупреждения ситуаций, связанных с нанесением вреда здоровью населения.

Стоит сказать о том, что предмет таких инспекций не будет выходить за пределы списка вопросов, содержащихся в проверочных листах.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных врачей
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.