text
Портал для медицинских работников

Санитарно-просветительская работа медсестры

  • 26 января 2018
  • 19485

Санпросвет работа медсестры темы беседСанитарно-просветительская работа медсестры – неотъемлемая часть ее профессиональной деятельности.

Наиболее популярными формами санитарной пропаганды являются выпуск санбюллетеней и беседы с пациентами.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

В материале статьи: особенности санпросветработы медсестры – темы бесед, готовые памятки под скачивание, этапы психологической подготовки и убеждения пациента, а также нюансы санитарно-просветительской деятельности медсестры в поликлинике.

Наиболее частые темы для санпросветработы медсестры:

  1. Понятие п профилактика ВИЧ-инфекции.
  2. Профилактика туберкулеза.
  3. Меры профилактики и защиты от свиного гриппа.
  4. Вредные привычки и их связь с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
  5. Предупреждение постинъекционных осложнений.

Темы для санпросвет работы медсестры

Темы для санпросвет работы медсестры
посмотреть/скачать>>

Как выбрать темы бесед в санпросветработе медсестры

Чтобы санпросветработа медсестры с населением была эффективной, ее необходимо упорядочить. Лечебное учреждение, в свою очередь, должно наладить взаимодействие врачей и сестринского персонала, определить круг тем, представляющих особую важность для всех участников санитарно-просветительской деятельности, а также выделить специфичные темы в зависимости от конкретных заболеваний.

Активируйте доступ к журналу «Главная медицинская сестра» и читайте проверенные экспертами статьи:

Общие темы

Частью обучения пациента и его близких обязательно должны входить вопросы безопасного использования лекарственных препаратов, терапии боли, реабилитации, правильного питания.

Общие темы бесед для санпросветработы медсестры:

  • права больного и его представителей;
  • особенности диетического питания;
  • безопасное использование лекарственных средств;
  • контроль и лечение боли;
  • реабилитация;
  • религиозное сопровождение;
  • правила внутреннего распорядка лечебного учреждения.

Все пациенты, находящиеся на лечении и давшие согласие на такое обучение, а также их представители и близкие, проходят занятия по данным тематикам. Как правило, обучение проводится дважды в неделю с 17 до 18 часов вечера. Практика показывает, что данное время удобно для большинства участников.

► Подробнее о санпросвет работе медсестер читайте здесь:

Как организовать школу для пациентов

Пациенты туберкулезного диспансера, прошедшие обучение в школе для пациентов, больных туберкулезом, реже прерывают свое лечение. К такому выводу пришла главная медсестра ГБУЗ «Брянский областной противотуберкулезный диспансер».

Опытом управления Школой пациентов специалист поделилась с журналом «Главная медицинская сестра». В статье «Опыт работы школы для пациентов, больных туберкулезом» эксперт разъяснила:

шаблоны

Скачать шаблон формы отчета старшей медсестры о проведении занятий в школе пациента >>

Специальные темы бесед

Пациентам, имеющим конкретное заболевание, необходимо рассказывать о его особенностях, течении, лечении, профилактике, реабилитации. Для этого администрация учреждения определяет профиль отделений, по которым необходима дополнительная санитарно-просветительская работа.

Санпросвет работа медсестры темы бесед в поликлиникеЭти занятия различаются в зависимости от профиля болезни, но, тем не менее, имеют похожую структуру и включают в себя следующие темы в рамках санитарно-просветительской работы медсестры:

  • особенности питания при заболевании;
  • особенности соблюдения режима и ухода при заболевании;
  • особенности подготовки к оперативному вмешательству;
  • правила послеоперационного ухода;
  • реабилитация больного после лечения.

Занятия могут иметь форму индивидуального или группового консультирования, или самостоятельного обучения по методическим пособиям. Для этого заведующие отделения совместно со старшими медсестрами и средним медперсоналом готовят памятки, презентации, буклеты, обучающие видеофильмы.

Памятки и статьи для организации санпросвет работа медсестры

  1. Физические упражнения при артериальнаой гипертонии
  2. Памятка для медицинских сестер «Вы консультируете пациенток»
  3. Памятка для пациенток «Узнайте больше о гормональной контрацепции»
  4. Аптечка маленького путешественника
  5. Осторожно: педикулез!
  6. Памятка родителям, которые выезжают с детьми за рубеж
  7. Вирусный гепатит В
  8. Вестибулярная тренировка – способ преодоления головокружения
  9. Клещевой энцефалит: сезон открыт
  10. Первая помощь при эпилептическом приступе
  11. Эпилепсия – разрушаем стереотипы
  12. Памятка «Диагностика и лечение отравлений растительными ядами»
  13. Советы молодым мамам по уходу за новорожденными

Психологическая подготовка в санпросветработе медсестры

Рассмотрим подробно 4 основных этапа убеждения больного:

  1. Информирование.
  2. Разъяснение.
  3. Аргументация.
  4. Доказательство.

Эти этапы последовательно разворачиваются в процессе общения медсестры и пациента. Убеждение пациента можно считать успешным, если он может самостоятельно обосновать принятое им решение, дать оценку его положительным и отрицательным сторонам.


Какие документы необходимы для работы школы пациентов

Эксперт журнала «Главная медицинская сестра» разъяснил, какие нормативные акты регламентируют работу школ пациентов, каковы общие правила работы школ, какие документы школа пациентов должна разработать и утвердить.

Шишов М.А.

М. А. Шишов, канд. мед. наук, доц. кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФПК и ППС Ростовского государственного медицинского университета, Ростов-на-Дону:

Принципы группового профилактического консультирования (школ пациентов) изложены в письме Минздрава России от 29.08.2013 № 14-2/10/2-6432 «О направлении Методических рекомендаций “Организация проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого населения”».

Информирование

Под информированием понимается предоставление больному всей информации по конкретной теме доступными для него методами, средствами и формами. Данный этап крайне важен, так как пациенту необходимо контролировать лечебный процесс при подготовке к любому медицинскому вмешательству и манипуляции.

Оценка эффективности бесед с пациентом, скачать опросный лист

Оценка эффективности бесед с пациентом, скачать опросный лист
посмотреть/скачать>>

Потеря контроля над ситуацией влечет за собой усиление тревожности, способствует появлению необоснованных страхов, препятствует принятию решения.

Чтобы пациент мог адекватно воспринять информацию, которую выдает медсестра, она должна соответствовать «принципу трех А»:

  • адаптированность к возрасту, интеллектуальному уровню и образованию больному;
  • актуальность – информация должна быть нужной, своевременной и отвечать потребностям больного;
  • альтернатива – право выбора действий и решений должно оставаться за пациентом.

Следующие этапы детализируют этап информирования, однако рассматриваются все же как самостоятельные этапы убеждения.

► Об особенностях проведения санпросвет работы читайте здесь:

Разъяснение

Данный этап представляет собой уточнение и углубление предоставленных ранее сведений. Он необходим для того, чтобы пациент лучше понял содержание и смысл проблемы.

Позиция медсестры в итоге должна стать понятной пациенту. Для этого необходимо опираться на его личный опыт, использовать конкретные модели поведения, ситуации и образы.

Аргументация

Аргументация – это объяснение взаимосвязи между единицами информации. Необходима для дополнительной мотивации больного.

Аргумент для пациента – это значимые для него сведения. Определить интерес к беседе можно определить по его реакции – взгляд и поза направлены в сторону говорящего (в данном случае это медицинская сестра), он поддерживает зрительный контакт, задает интересующие его вопросы. Логический стиль убеждения помогает аргументации.

Доказательство

Доказательство являет собой показ преимуществ одной или двух альтернатив по сравнению с другими. Оно необходимо, чтобы направить выбор пациента. Однако если медсестра пытается убедить больного в своей правоте, доказательство часто является разрушительным для ее позиции.

Поэтому целесообразнее рассматривать доказательство в качестве обоснования возможных выборов больного с передачей ему определенной доли ответственности за принятое решение. Предложение альтернатив укрепляет позицию медсестры и делает ее более убедительной, так как само по себе право выбора снижает сопротивление пациента.

Как убедиться, что пациент понял рекомендации

как убедиться, что пациентправильно понял рекомендацииПри обучении пациента навыкам введения препаратов или ухода за собой не спрашивайте: «Вы поняли меня?» Он ответит утвердительно, даже если ничего не понял. Чтобы удостовериться в том, что пациент все правильно понял, задайте несколько наводящих вопросов:

  • Через какое время после еды вы будете принимать лекарство?
  • Чем вы будете его запивать?

Если у пациента проблемы со слухом, не рассказывайте ему правила приема лекарств устно – напишите ему подробную инструкцию.

Посмотрите подборку правил общения медперсонала с пациентами, скачайте памятку >>

Как медицинской сестре быть убедительной при ведении беседы

Даже если в поведенческом арсенале медсестры присутствуют навыки убеждения, это не гарантирует их использования при живом общении с больными.

Рассмотрим поведенческие модели, демонстрирующие внутреннюю готовность медсестры быть убедительной:

  • уверенная речь (темп – размеренный, громкость речи достаточна для того, чтобы быть услышанной и др.);
  • заинтересованная речь (благодаря ей беседа приобретает характер неформального общения, эмоционально окрашивает информацию, которую медсестра стремится донести до аудитории);
  • поведенческая гибкость (является показателем ее уверенности в себе и сохранения контроля над ситуацией общения; она способна признать ошибочность своих суждений или неполноту своего знания, может брать лидерство в свои руки или же передавать инициативу собеседнику);
  • наличие собственного мнения (медсестра не должна стесняться открыто высказывать свою позицию по тому или иному вопросу; стойкость ее мнения проверяется критикой со стороны аудитории – отказ от взглядов свидетельствует о том, что личность медсестры конформна, однако это не говорит о том, что это плохо, так как позиция не статична и может меняться со временем).

Таким образом, способность открыто высказывать свои взгляды говорит о силе личности медсестры.

Санпросвет работа медсестры в поликлинике

Основа работы по гигиеническому воспитанию и просвещению в условиях поликлиники – привлечение населения на медосмотры (как здоровых, так и больных, находящихся на диспансерном учете).

Важнейший компонент профилактики – исправление гигиенического поведения здоровых людей, имеющих риски развития тех или иных заболеваний, а также пропаганда и формирование потребности в ведении ЗОЖ.

К санпросветработе в поликлинике следует подключать всех специалистов, использовать все доступные методы, формы и средства обучения:

  • Средства обучениябеседы;
  • лекции;
  • семинары;
  • «Школы здоровья»», «Школы диабета»;
  • подготовку и раздачу различных информационных материалов.

Темы бесед в рамках санпросветработы медсестры в поликлинике следует определять в соответствии с задачами, которые ставит перед собой лечебное учреждение. В плане обязательно указываются название и темы материалов, сроки исполнения и исполнители.

Профилактика неинфекционных заболеваний, проводится в форме группового или индивидуального тематического консультирования и обучения. В первом случае в занятии принимают участие целевые группы, разделенные по половому, возрастному, профессиональному, образовательному признаку или же по сходной симптоматике и наличию тех или иных факторов риска (нозологическая форма патологии, ожирение, травмы, другие нарушения здоровья).

Обязанности медсестры по формированию здорового образа жизни

В рекомендации Справочной системы «Главная медицинская сестра» эксперт разъяснила, что входит в обязанности по санпросвещению и гигиеническому воспитанию среднего медперсонала.

Галина ГрачеваГалина Грачева, редактор-эксперт Системы «Главная медицинская сестра»:

В Едином квалификационном справочнике должностей перечислены основные должностные обязанности среднего медперсонала в отношении санпросвещения и гигиенического воспитания пациентов.

Профилактика неинфекционных патологий на индивидуальном уровне проводится в персональном режиме в ходе общения медика и больного.

Она включает в себя такие формы и методы, как:

  • опрос;
  • анкетирование;
  • консультация (очная, по телефону, посредством почтовой или электронной корреспонденции и др.);
  • беседа;
  • инструктаж.

Индивидуальная профилактическая работа должна учитывать состояние здоровья, образ жизни, режим дня и другие особенности конкретного пациента, а также характер и нюансы протекания его заболевания.

В лечебных учреждениях применяются устные, наглядные, печатные и смешанные методики санитарно-гигиенического просвещения и воспитания.

Все используемые формы, средства и методы должны быть наглядными, доступными, нести актуальные сведения и выполнять не только обучающую, но и мотивирующую функцию.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.