Здравоохранение

Кабинет неотложной помощи в поликлинике

  • 16 февраля 2018
  • 9528

Кабинет неотложной помощи в поликлиникеКабинет неотложной помощи в поликлинике – функциональное подразделение, наличие которого позволяет оперативно реагировать на неотложные состояния пациентов, помогать им с выездом на дом.

Расскажем подробно об организации кабинета, о стандартах его оснащения в поликлинике.

Больше статей в журнале «Заместитель главного врача» Активировать доступ

Организация кабинета неотложной медпомощи в структуре поликлиники

Кабинет неотложной помощи в поликлинике – вспомогательное структурное подразделение, которое способствует повышению качества медпомощи, оказываемой пациентом с неотложными и острыми состояниями, которые не требуют применения мер экстренного характера.

Организация неотложной помощи в поликлинике происходит по правилам, которые утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ № 543н от 15.05.2012 года.

Пример регионального приказа о службе неотложной помощи, положение о кабинете НМП

Пример регионального приказа о службе неотложной помощи, положение о кабинете НМП
посмотреть/скачать>>

Любой пациент, которому необходима подобная помощь, должен получить ее безотлагательно. Для этого он обращается к регистратору, который направляет его в кабинет неотложной медицинской помощи в поликлинике.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Основные задачи кабинета

Отделение (кабинет) неотложной медицинской помощи организуется в поликлинике для решения нескольких задач:

  1. Оказание взрослым и детям медуслуг неотложного характера в соответствии с установленным перечнем поводов к вызову врача подразделения.
  2. Профессиональное совершенствование медработников, их умений и навыков.
  3. Улучшение качественных характеристик труда медработников.
  4. Внедрение в деятельность медучреждения современных методик оказания медуслуг.
  5. Развитие и совершенствование различных методов и форм оказания неотложной медпомощи.

Чтобыоткрыть кабинет неотложной помощи в поликлинике нужно утвердить новую структурную единицу, разработать локальные акты, подобрать помещение и сотрудников, установить режим работы.

Подробнее о каждом шаге читайте в рекомендации системы Главный врач.

Создание кабинета врача

Скачать Приказ о создании кабинета

Основные функции

Приказ по неотложной медицинской помощи выделяет следующие функции организации такой помощи:

  • медпомощь пациентам, которым требуется безотлагательная, неотложная помощь;
  • выезд на дом к прикрепленным пациентам по вызову;
  • регистрация поступивших звонков и обращений, а также их передача в отделение скорой медпомощи;
  • проведение срочной транспортировки пациентов в отделение скорой медпомощи при необходимости;
  • оформление письменного отказа от помещения в стационар;
  • внесение необходимых записей в формы обязательных документов;
  • в случае летального исхода – подтверждение смерти пациента;
  • налаживание активного сотрудничества и взаимодействия между разными подразделениями медучреждения;
  • консультирование пациентов и их родственников по возникающим вопросам;
  • соблюдение в работе требований СанПиН;
  • заполнение необходимой отчетной и учетной медицинской документации в соответствии с установленными требованиями к ее форме;
  • участие в консультациях, лекциях, семинарах, а также других мероприятий поликлиники, в которых принимает участие персонал кабинета или отделения неотложной помощи;
  • организация неотложной помощи в поликлинике предполагает соблюдение персоналом в работе требований охраны труда, режима медучреждения, правил внутреннего трудового распорядка.

Чек-лист перед проверкой

Чек-лист перед проверкой "Организация неотложной помощи в поликлинике"
посмотреть/скачать>>

В стационарах скорой помощи появятся «умные» отделения

В материале журнала «Здравоохранение» расскажем о противоречия в законах, регулирующих действие бригад скорой помощи.

Принята программа развития здравоохранения до 2020 года, в которой есть раздел по скорой медицинской помощи. Профильная комиссия и Общество скорой медицинской помощи подготовили Концепцию развития скорой медицинской помощи в Российской Федерации. Так, к 2020 году ставится задача, чтобы 90% вызовов скорой помощи осуществлялись в 20-минутный интервал.

В статье подписчики могут узнать генеральный план развития скорой помощи на ближайшие годы, а также, что за «умные» приемные отделения готовятся к внедрению в систему скорой помощи.

Порядок оснащения кабинета неотложной помощи

Оснащение кабинета неотложной помощи является одним из лицензионных требований к организациям, которые желают осуществлять медицинскую деятельность.

В соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, требованиями приказа Минздрава РФ № 121н от 11.03.2013 года, лицензированию подлежит неотложная медпомощь в случае оказания:

  1. Первичной помощи в поликлинике (добрачебной).
  2. Первичной медпомощи в стационаре врачом.
  3. Первичных специализированных медуслуг в условиях поликлиники.

Положение о преемственности медпомощи между СМП и поликлиникой, в т.ч. кабинетом неотложной помощи

Положение о преемственности медпомощи между СМП и поликлиникой, в т.ч. кабинетом неотложной помощи
посмотреть/скачать>>

Для оказания данных видов помощи создается кабинет неотложной помощи в поликлинике, амбулатории, в семейном медицинском центре и т.д.

На доврачебном этапе оказания медуслуг неотложного характера пациентам помогает фельдшер, который работает на базе кабинета неотложной помощи.

Врачи терапевтического и педиатрического профиля участвуют в оказании врачебной неотложной медпомощи в соответствии с требованиями ФЗ «Об охране здоровья».

Оснащение кабинета неотложной медицинской помощи в поликлинике зависит от профиля конкретного специалиста. Так, например, в приказе Минздравсоцразвития РФ № 366н от 16.04.2012 года содержится стандарт оснащения кабинета участкового врача-педиатра.

Приказом Минздравсоцразвития РФ № 543н от 15.05.2012 года утвержден стандарт оснащения центра семейной медицины, в которых прием и оказание неотложной помощи осуществляют врачи общей практики.

В оказании специализированной неотложной помощи участвуют врачи разных специальностей в соответствии с профилем своей деятельности.

При этом если пациент нуждается в неотложных услугах кардиологического профиля, его направят в специализированный кардиологический кабинет для специальной помощи врача-кардиолога. Стандарты оснащения при этом должны соответствовать приказу Минздрава РФ № 918н от 15.11.2012 года.

Стандарт оснащения кабинета неотложной помощи будет зависеть от того, какой вид неотложной специализированной медпомощи необходим пациенту.

Например:

  • приказ Минздрава № 901н от 12.11.2012 года (оснащение кабинета для оказания помощи больным с травмами);
  • приказ Минздрава № 902н от 12.11.2012 года (оснащение кабинета неотложной помощи в поликлинике по офтальмологическому профилю).

Таким образом, организация специализированных неотложных услуг напрямую зависит от профиля специалиста, который их оказывает.

Как организовать кабинет неотложной помощи в поликлинике по каждому профилю – подробно описано в стандартах оснащения, утвержденных Минздравом.

Три стандарта качества медпомощи, чтобы улучшить работу клиники

шаблоны

Иркутский диагностический центр встроил в систему менеджмента качества на основе ISO принципы бережливого производства и международные стандарты JCI.

С учетом требований стандартов Центр выделил несколько групп потенциальных рисков: связанные с инфраструктурой, пациентами и персоналом. Определили временные потери, лишние передвижения персонала, дефекты и риски медицинских ошибок. На основе проведенного анализа специалисты Центра разработали новую схему процесса неотложной помощи и внедрили новые СОПы. Читайте об успешном опыте коллег в журнале «Здравоохранение»

Скачать СОПы и чек-лист

Порядок работы

В локальном акте медучреждения должен быть определен порядок работы кабинета, в котором специалисты оказывают пациентам неотложные медуслуги.

Протокол осмотра пациента при оказании неотложной медицинской помощи

Протокол осмотра пациента при оказании неотложной медицинской помощи
посмотреть/скачать>>

Прежде всего, определяется штатная численность этого кабинета, а также порядок формирования его штата. Возможны два варианта:

  • в кабинете будут работать специально выделенные специалисты на постоянной основе;
  • помогать больным будут врачи и медсестры других отделений на основании графика сменности.

При оказании первичной медико санитарной помощи врачи выезжают к пациентам на дом. При неотложных обстоятельствах бригада должна прибыть к пациенту не позднее, чем через 2 часа после вызова.

На районного терапевта возлагаются функции по руководству кабинетом и контроля его деятельности. Также он проверяет табель оснащения кабинета неотложной помощи в поликлинике, его соответствие установленным нормативам и стандартам.

В составе кабинета действует основная функциональная единица – выездная бригада фельдшеров. Количество таких бригад зависит от режима работы кабинета, а также от его нагрузки.


Пример порядка направлений в кабинет неотложной помощи

  1. Назначается ответственный за кабинет неотложной помощи в поликлинике, организацию его работы, а также своевременность регулирования на поступившие вызовы. Это может быть районный педиатр или заведующий поликлиникой.
  2. Вызовы поступают в кабинет из регистратуры или из оперативного отделения скорой медпомощи. Сообщения передаются по телефону или при личном обращении.
  3. Регистратор кабинета неотложной медицинской помощи или иной ответственный медработник вносит в специальный журнал информацию о поступивших вызовах.
  4. С начала для и до конца рабочей смены заведующий поликлиникой каждый час сортирует принятые вызовы в зависимости от приоритета их выполнения и распределяет их. Далее составляются графики работы специалистов кабинета неотложной помощи, а также графики дежурств профильных врачей, среднего медперсонала, которые выезжают к пациентам на дом.
  5. В течение 2-х часов с момента поступления вызов должен быть обслужен фельдшером кабинета неотложной помощи по участковому принципу.
  6. Во время работы регистратуры при личном обращении граждан регистратор при необходимости направляет пациентов в кабинет неотложной помощи. Если у него есть сомнения в необходимости оказания неотложной медицинской помощи – регистратор обращается к врачу или заведующему отделением.
  7. При наличии неотложного состояния больной вправе миновать регистратуру, обратившись сразу в кабинет неотложной помощи в поликлинике.

Пример перечня случаев оказания неотложной медицинской помощи

Существует множество поводов, по которым пациенты могут обратиться в кабинет неотложной помощи в поликлинике – это болевой синдром, обострения хронических заболеваний, а также другие поводы.

Кабинет неотложной помощи в поликлинике

Кабинет неотложной помощи

Алгоритм сортировки при поступлении пациента в экстренный терминал детской больницы

Медицинская сортировка – быстрая оценка состояния пациентов при их поступлении в больницу, чтобы определить очередность оказания медицинской помощи по жизненным показаниям.

В сортировке участвуют медицинская сестра и профильный специалист.

Медицинский сотрудник оценивает состояние пациента и выявляет неотложные и приоритетные признаки.

Относит поступающего пациента к одной из трех групп:

  1. С неотложными (экстренными) признаками;
  2. Приоритетными признаками;
  3. Несрочными признаками.

Полный алгоритм действий, а также таблица-памятка для скачивания доступен клиентам в Системе «Главный врач».

Алгоритм сортировки при поступлении пациента в экстренный терминал детской больницы

Скачать алгоритм

Отличия в оказании неотложной помощи в кабинете поликлиники от стационара

Чем отличается кабинет неотложной помощи в поликлинике и в стационаре при приемном покое? Можно ли в медучреждении разделить два этих подразделения?

В первую очередь, различаются условия оказания медпомощи. В поликлинике они амбулаторные, во втором случае – стационарные.

Памятка-пример: дифференциация скорой и неотложной помощи

Памятка-пример: дифференциация скорой и неотложной помощи
посмотреть/скачать>>

Разделение по нозологическим единицам в данном случае не совсем оправдано – в одной ситуации пациенту может понадобиться длительная госпитализация, а в другом – будет достаточно кратковременного визита в кабинет неотложной помощи в поликлинике.

Вместе с тем, разделить функции этих кабинетов можно опираясь на стандарты медицинской помощи. Это связано с тем, что в каждом медицинском стандарте описаны подробные условия оказания медпомощи, формы ее предоставления и т.д.

Так, если речь идет о кабинете неотложной помощи в поликлинике, применяться будет стандарт оказания первичной неотложной медико-санитарной помощи, в случае организации такого кабинета в стационаре – соответствующий стандарт для приёмного отделения стационара.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.