text
Портал для медицинских работников

Какими будут новые модели поликлиники

  • 6 марта 2018
  • 342

Медико - санитарная помощьПилотный проект «Бережливая поликлиника» гармонично встроился в систему первичной медико-санитарной помощи и доказал эффективность.

Переход от пилотного проекта к приоритетному закономерен с точки зрения необходимости перемен в первичной медико- санитарной помощи в масштабе страны.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Предпосылки внедрения принципов бережливости в здравоохранение

На Совете при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам глава государства поставил перед здравоохранением задачу — к 2025 году увеличить продолжительность жизни до 76 лет и добиться, чтобы граждане попадали на прием к врачу и проходили обследование без нервов и очередей, а врачи избавились от ненужной бумажной работы и больше времени уделяли пациенту.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Президент отметил, что главный критерий успеха проектов в сфере здравоохранения — значимые ощутимые результаты, которых ожидают люди: точная и быстрая диагностика, действенное лечение, доброжелательное отношение к пациенту.

Президент указал на важность профилактики заболеваний, популяризации здорового образа жизни и поручил продолжать активно работать в этом направлении.

В течение последних 10 лет удовлетворенность населения медпомощью растет. В 2006 году 30% опрошенных были удовлетворены уровнем медуслуг, в 2016 — 40%.

Одно из основных направлений деятельности здравоохранения — оказание первичной, в том числе первичной специализированной, медпомощи. Доля первичной помощи в общем объеме медуслуг — 60%. Однако больше половины опрошенных помощью не удовлетворены.

Пример карты внутреннего контроля и безопасности медицинской деятельности

Пример карты внутреннего контроля и безопасности медицинской деятельности
посмотреть/скачать>>

Выполнить задачи, которые поставил Президент Российской Федерации, можно только путем перезагрузки системы первичной помощи.

Сегодня в объеме первичной помощи 40% — посещения с профилактической целью, 60% — посещения по поводу обострений хронических заболеваний. Приоритеты нужно трансформировать.

Профилактические посещения должны составить не менее 60%, по поводу обострений и новых заболеваний — не более 40%.

От констатации факта и исправления ошибок при сформировавшемся хроническом процессе надо переходить к профилактике заболеваний,

Чтобы повысить удовлетворенность помощью, нужно учитывать много факторов. Есть недостатки, которые видны только через призму эмоциональной потребности пациента.

Это длительное ожидание в регистратуре, длительный дозвон или невозможность дозвониться в поликлинику, отсутствие понятного расписания работы врачей и навигации в поликлинике, длительное ожидание в очереди к врачу, в процедурный кабинет, затянутые сроки диспансеризации, пересечение потоков здоровых и больных, отсутствие комфортных зон ожидания, грубость медперсонала.

Проект бережливая поликлиника

Рис. Динамика ожидаемой продолжительности жизни при рождении

Бережливая поликлиника: как начинался проект

Бережливая поликлиника — многогранное понятие. Его суть в том, чтобы беречь время пациента, которое он тратит на получение медпомощи, и создать поликлинику, ориентированную на пациента.

Имидж медработникаОбраз бережливой поликлиники — это и бережное отношение к медработникам. Бережливость проявляется в том, чтобы перераспределить загрузку медперсонала, организовать рабочее место с учетом эргономики.

Нужно создать позитивный имидж медработника, который будет совпадать с ожиданиями пациента. В основе должны быть корпоративная культура и высокие профессиональные качества.

Пилотный проект по совершенствованию системы первичной медико-санитарной помощи «Бережливая поликлиника» стартовал в октябре 2016 года по инициативе Администрации Президента Российской Федерации.

Проект был реализован совместно Министерством здравоохранения Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом». Цель проекта — внедрить в повседневную практику технологии бережливого производства.

Пилотными площадками стали 6 поликлиник из Ярославской, Калининградской областей и Севастополя.

Для реализации выбраны такие проблемные направления, как перераспределение нагрузки между врачами и средним медперсоналом, оптимизация внутренней логистики, разделение потоков пациентов, переход на электронный документооборот, сокращение бумажной документации, открытая регистратура и новый облик поликлиники, организация профосмотров и диспансеризации на принципах непрерывного потока пациентов.

Результаты: в 2 раза увеличилось время работы врача непосредственно с пациентами, в 5 раз сократилось время оформления записи к врачу, до 8 раз — очереди, в 12 раз — ожидание у кабинета.

Создана комфортная и доступная среда для пациентов поликлиник, сократились сроки прохождения диспансеризации и профилактических медосмотров у детей.

Активируйте доступ к журналу «Заместитель главного врача» и читайте проверенные экспертами статьи:

Мероприятия и эффект проекта

О проблемных вопросах, которые беспокоят посетителей поликлиник, организаторы узнавали от пациентов. С этой целью собрали мнения и предложения по улучшению работы в пилотных поликлиниках. Медработники принимали участие в опросе с точки зрения организации рабочих мест, построения логистических потоков и пр.

В поликлиниках провели комплексный ремонт с применением современных дизайнерских решений. Обустроили входные группы, регистратуру, места ожидания, в том числе для посетителей с ограниченными возможностями.

Улучшили напольную и настенную навигацию, внедрили новые подходы к формированию графика работы специалистов и вспомогательных кабинетов.

Оптимизировали оснащение рабочих мест медперсонала. Внедрили информационные системы и ресурсы, которые позволяют уменьшить бумажную работу. В результате сократилось время ожидания, в том числе при проведении диспансеризации.

Увеличилось время непосредственного контакта между врачом и пациентом на приеме. Медперсонал активизировал действия по пропаганде здорового образа жизни.

Результаты пилотных поликлиник — в таблице.

Показатель Было Стало Результат
Время ожидания в очереди у регистратуры 36 мин 9 мин В 4 раза
Время пребывания в поликлинике 108 мин 77 мин В 1,4 раза
Время дозвона в регистратуру, call-центр 12,6 мин 3 мин В 4,2 раза
Количество визитов в медорганизацию при проведении профилактических осмотров 11 3 В 3,7 раза
Время ожидания пациентом приема врача у кабинета 96 мин 12 мин В 8 раз
Время ожидания в очереди в процедурный кабинет 47 мин 10 мин В 4,7 раза
Время работы врача непосредственно с пациентами 3 мин 6 мин В 2 раза

Территориальные фонды ОМС в ряде пилотных регионов вели мониторинг доступности, комфортности и удовлетворенности населения организацией первичной медико-санитарной помощи.

Мониторинг выявил устойчивый рост удовлетворенности респондентов работой врачей и диагностических подразделений, организацией работы поликлиник по всем направлениям. Таким образом, цель повысить удовлетворенность качеством работы первичного звена достигнута.

Активируйте доступ к журналу «Управление качеством в здравоохранении» и читайте проверенные экспертами статьи:

Новый приоритетный проект «Создание новой модели медорганизации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь»

Летом 2017 года Президиум Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил новый приоритетный проект «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь».

Цель проекта — путем создания новой модели поликлиники на принципах бережливого производства повысить удовлетворенность качеством амбулаторной помощи до 60 процентов к 2020 году и до 70 процентов — к 2022 году. Проект вошел в госпрограмму «Развитие здравоохранения», утвержденную постановлением Правительства от 26.12.2017 года № 1640.

Проект будут реализовывать 33 субъекта РФ, с последующим тиражированием модели в 85 субъектах. В проект вошли мероприятия, которые показали эффективность в проекте «Бережливая поликлиника».

Теперь предстоит перейти от «Бережливой поликлиники к «Бережливому здравоохранению» в масштабах страны, в каждой медорганизации независимо от уровня и вида медпомощи.

Для успеха нужны предложения медработников по реализации проекта, высокий уровень вовлеченности, пациентоориентированность и непрерывность процесса совершенствования медпомощи.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

×

×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.