text
Портал для медицинских работников

Синдром эмоционального выгорания у медработников

  • 17 апреля 2018
  • 687

Эмоциональное истощениеСиндром эмоционального выгорания у медицинских работников имеет целый комплекс симптомов, выявление которых на ранней стадии позволяет помочь специалистам медучреждения.

Расскажем, как выявить симптомы синдрома, как в России и мире организуется профилактика эмоционального выгорания врачей.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Специфика синдрома эмоционального выгорания у медработников

Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников характеризуется психоэмоциональным отношением, а также негативными проявлениями по отношению к родным, коллегам и пациентам. Вследствие этого снижается эффективность работы сотрудника, поэтому такое состояние важно вовремя предотвращать.

Эмоциональное выгорание медиков характеризуется следующими особенностями:

  1. Психологические и эмоциональные ресурсы сотрудника истощены.
  2. Главной предпосылкой для развития такого состояния является несоответствие возможностей человека к существующим условиям труда.
  3. Деятельность медперсонала связана с повышенной личной ответственностью, а также высокими психологическими нагрузками, что само по себе является серьезной предпосылкой для синдрома эмоционального выгорания.
  4. Наличие симптомов этого синдрома указывает на то, что сотрудник длительное время находится в условиях психологической перегрузки и стресса. Они могут проводить к дезинтеграции разных психологических сфер.

Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников профилактика которого будет рассмотрена далее, не возникает стихийно, а развивается по определёнными стадиям.

Во многом их развитие зависит от личности самого медработника и условий его деятельности. Однако, если знать стадии этого процесса, предотвратить его дальнейшее развитие можно на раннем этапе.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра».
Активировать доступ


Фазы и симптомы эмоционального выгорания

Важно вовремя выявить синдром эмоционального выгорания у медицинских работников, поэтому далее будут рассмотрены основные фазы его развития и характерные для них симптомы.

Фаза напряжения

Запускающим фактором для развития эмоционального выгорания является нервное напряжение. Напряжение имеет динамический характер, что связано с усилением и постоянным воздействием факторов, которые травмируют психику.

Упражнение: контроль в стрессовой ситуации

Упражнение: контроль в стрессовой ситуации
посмотреть/скачать>>


Симптомами нервного напряжения являются:

  • переживание травмирующих обстоятельств. Этот симптом проявляется в том, что человек постепенно осознает все те факторы профессиональной деятельности, которые его травмируют, то есть неустранимы и трудны сами по себе. Эмоциональному истощению предшествует растущее напряжение, накапливается негодование и отчаянье. Если на этом этапе ситуация не разрешается, начинают развиваться прочие явления эмоционального выгорания;
  • Уровень эмоционального выгораниямедработник постепенно ощущает чувство неудовлетворенности собой. Это связано с тем, что в результате невозможности преодолеть психотравмирующую ситуацию человек поневоле становится недовольным собой, а также своей профессией;
  • синдром «загнанности в клетку». Этот симптом логически продолжает развивающийся ранее процесс. Медработник чувствует интеллектуальный и эмоциональный тупик, безысходность, поскольку повлиять на ситуацию он фактически самостоятельно не может;
  • развивающийся синдром эмоционального выгорания у медицинских работников характеризуется таким симптомом, как депрессия и тревога. В результате происходящей ситуации напряжение нарастает, сотрудник окончательно разочаровывается в себе и в своей профессии. В данной фазе этот симптом является крайней точкой напряжения.

Фаза резистенции

Эмоциональное выгорание медиков характеризуется и фазой резистенции, выделение которой является условным. Резистенция – это сопротивление, и фактически человек начинает противостоять возникающему напряжению с самого начала.

Защита о напряжения происходит на фоне следующих характерных черт:

  1. Возникают избирательные эмоциональные реакции. Эмоциональная отдача сотрудника ограничивается, он выборочно реагирует на общение со своими коллегами и прочими рабочими контактами.
  2. Эмоционально-нравственная дезориентация, которая продолжает неадекватное реагирование. Это связано с тем, что медработник не проявляет должного эмоционального реагирования на другого субъекта, защищает заявленную стратегию, а других субъектов представляет недостойными, не заслуживающимиэмоциональную отдачу.
  3. Расширяется сфера экономии эмоций. На данном этапе человек, у которого развивается синдром эмоционального выгорания у медицинских работников, начинает распространять свое эмоциональное отношение не только на коллег, но и на родных и близких.
  4. Редукция профессиональных обязанностей. Она проявляется в том, что медработник пытается избежать или сократить обязанности, которые у него требуют некоторых эмоциональных затрат.

Фаза истощения

Энергетический тонус сотрудника, у которого развивается синдром эмоционального выгорания у медицинских работников, начинает падать, нервная система в целом ослаблена.

Неотъемлемым атрибутом личности становится эмоциональная защита в форме выгорания.

Она имеет определенное выражение, проявляющееся в следующих признаках:

  • эмоциональный дефицит. Медработник начинает эмоционально не справляться с оказанием помощи пациентам, он не может им сопереживать и сочувствовать. Со временем этот симптом усиливается, и медработник все чаще начинает проявлять не положительные, а отрицательные эмоции. Дополнением симптома выступают: раздражительность, капризы, обиды;
  • Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников профилактикаэмоциональная отстраненность. Специалист стремится вытеснять любые эмоции из сферы, связанной с его непосредственной профессиональной деятельностью. Эмоциональный отклик перестают вызывать как позитивные, так и негативные обстоятельства. Это своего рода эмоциональная защита, которая приобретается за несколько лет обслуживания пациентов. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников на этой стадии характеризуется также и тем, что в других сферах сотрудник проявляет полнокровные эмоции. В период активности этой фазы личность медработника уже деформируется, что наносит ему серьезный ущерб;
  • деперсонализация и личностная отстраненность. Настроение сотрудника в процессе профессионального общения постоянно меняется. Интерес к субъектам профессиональной деятельности практически полностью утрачен, отношение к нему – как к неодушевленному предмету, как к объекту манипуляций;
  • психовегетативные и психосоматические нарушения. Сами мысли о субъектах профессиональной деятельности вызывают у медработника плохое настроение, чувство страха, бессонницу, обострение хронических болезней. При этом психика сотрудника уже практически не справляется с нагрузками.

Профилактика эмоционального выгорания

Исходя из тех фаз, которые были рассмотрены выше, профилактика синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников имеет огромное значение.

В России и за рубежом эти меры профилактики существенно различаются, они будут рассмотрены далее.

Активируйте доступ к журналу «Главная медицинская сестра» и читайте проверенные экспертами статьи:

За рубежом

Синдром профессионального выгорания, как отмечают зарубежные исследователи, характерен в первую очередь для «помогающих» профессий, среди медиков, в частности, такой синдром встречается наиболее часто.

Профилактика синдрома происходит по 3-фазной схеме:

  1. Признание проблемы.
  2. Обратное развитие проблемы.
  3. Устойчивость.

Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников эффективно предотвращается с помощью тренингов.

Наиболее популярными являются две программы:

  • сеансы групповой психотерапии по методу Балината;
  • когнитивно-поведенческая психотерапия (CBT).

Эффективной является программа, разработанная немецкими специалистами, которая включает в себя обширный перечень компонентов:

  • психологические беседы и консультации;
  • фитнес и скандинавская ходьба;
  • водная гимнастика;
  • массаж;
  • лекции о методах преодоления стресса;
  • консультации по правильному питанию;
  • расслабляющие ванны.

В России

В 2016 году впервые было обращено широкое внимание общественности на синдром профессионального выгорания медработника. В частности, было предложено внести данный синдром в перечень социально значимых болезнью.

С целью его предотвращения было вынесено предложение отправлять в длительный отпуск специалистов, которые отработали в медучреждении более 5 лет, а, следовательно, более подвержены профессиональному выгоранию. Будет ли поддержана данная инициатива или нет, на данный момент неизвестно.

В 2016 году также был открыт Центр психологической поддержки сотрудников здравоохранения в г. Чита.

В центре работают 7 психологов, которые отвечают за следующие направление работы:

  • проведение консультаций и тренингов на развитие коммуникативных навыков;
  • обучение специалистов навыкам бесконфликтного общения;
  • реализация программ стрессоустойчивости среди медработников;
  • разработка правил общения с больными;
  • поддержка пациентов.

Крое того, психологи изучают синдром эмоционального выгорания у медицинских работников, его предпосылки, оценивают психологический климат в коллективе. Также специалисты выявляют признаки поведенческой деформации у врачей, обсуждают с ними удовлетворенность работой и вознаграждением за свой труд.

Всемирная организации здравоохранения предлагает свои рекомендации по предотвращению синдрома профессионального выгорания у медиков при проявлении самых первых его симптомов.

Действия по профилактике:

  1. Не предъявлять излишних требований к сотрудникам, которые оказывают медпомощь пациентам;
  2. Удовлетворяющие задания должны быть распределены между сотрудниками равномерно;
  3. Рабочие процессы, которые вызывают слишком сильный стресс, должны быть модифицированы;
  4. Формирование специальных психологических групп поддержки;
  5. Возможность сотрудников при необходимости работать не на полную ставку;
  6. Мотивация сотрудников к участию в жизни коллектива, в том числе для принятия решений, которые влияют на условия их работы.

Направления профилактики эмоционального медицинских работников

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников осуществляется в следующих направлениях:

  • просвещение сотрудников о синдроме выгорания, его признаках и сущности;
  • создание комнат отдыха для сотрудников в медучреждении;
  • работа психолога с медицинским коллективом;
  • проведение антистрессовых мероприятий и групповых тренингов;
  • организация активного отдыха с коллективом;
  • обучение сотрудников методам релаксации для снятия психоэмоционального напряжения;
  • поддержка хобби сотрудников.

Методы профилактики

Одним из самых эффективных методов профилактики эмоционального выгорания является обучение конкретных специалистов антистрессовым мероприятиям на рабочем месте.

Еще одно направление работы – обучение врачей методам восстановления себя и саморегуляции. Это особенно важно в условиях, когда сотрудник имеет многочисленные контакты с людьми.

Саморегуляция позволяет управлять своим психоэмоциональным состоянием с помощью специального дыхания, поддержки мышечного тонуса, ориентировки на конкретные слова и мысленные образы.

Для того, чтобы эти методы имели практическую эффективность, необходимоиспользовать их в комплексе или в определенных сочетаниях.

Анкетирование для выявления синдрома эмоционального выгорания

Рассмотренные нами признаки, которыми характеризуется синдром эмоционального выгорания у медицинских работников позволяет провести диагностику наличия предпосылок такого состояния у ваших подчиненных.

Анкета для выявления синдрома эмоционального выгорания

Анкета для выявления синдрома эмоционального выгорания
посмотреть/скачать>>

Варианты анкетирования могут быть разнообразными, при этом сотрудники должны иметь возможность отвечать на вопросы анкеты анонимно. Однако, персонализация при прохождении анкетирования позволяет выявить личности тех сотрудников, которые действительно нуждаются в дальнейшей помощи и поддержке.

Если результаты анкетирования выявят сотрудников, подверженных эмоциональному выгоранию, целесообразно провести с ними индивидуальные беседы или групповые тренинги и мастер-классы. Как правило, такие специалисты действительно нуждаются в помощи и осознают это.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.