text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Показатели эффективности бережливой поликлиники

  • 24 апреля 2018
  • 709

Внедрение проектаОсновные направления в бережливом производстве — это безопасность, качество, своевременность, стоимость, высокая корпоративная культура.

Бережливая поликлиника ориентирована на сбережение основного ценностного ресурса — времени как пациента, так и медперсонала. К 2023 году принципы бережливого производства должны внедрить все амбулаторно-поликлинические подразделения в стране.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Философия бережливого производства

Философия бережливого производства: облегчить труд и получить больше продукции или услуг при уменьшении трудозатрат за счет снижения потерь в процессе при безусловном повышении качества.

Методические рекомендации к проекту

Методические рекомендации к проекту "Бережливая поликлиника"
посмотреть/скачать>>

Образец ТПР

Образец ТПР "Бережливая поликлиника"
посмотреть/скачать>>

Паспорт проекта

Паспорт проекта "Бережливая поликлиника" МЗ РФ
посмотреть/скачать>>


История подхода «Бережливое производство» началась в 1920-е годы с появлением массовых производств. Основоположником является один из основателей японской автомобильной компании Тайити Оно. Он изучил опыт лучших предприятий мира и классифицировал информацию как Философию, Принципы и Инструменты бережливого производства.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Из российского опыта Тайити Оно взял научную организацию труда (НОТ). Поэтому принципы и инструменты бережливого производства кажутся знакомыми, что играет положительную и отрицательную роль.

Положительную — потому что люди легко принимают известное или знакомое. Отрицательную — потому что старшее поколение воспринимает бережливое производство как новое название НОТ, а его внедрение — как попытку вернуть старые методы. Путаница возникает из-за смешения понятий «фотография рабочего дня» и «картирование процесса».

Различие в том, что фотография рабочего дня ставит задачу отследить действия, а картирование процесса — провести мониторинг действий и разделить их на действия, которые создают или не создают ценность для заказчика товара или услуги.

Бережливое производство в медицине стало активно использоваться с 1990-х годов. В 2006 году по инициативе Lean Enterprise Academy (Великобритания) состоялась первая в ЕС конференция по вопросу внедрения бережливого производства в сфере здравоохранения.

Внедрение бережливого производства в отечественной медицине

В октябре 2016 года на государственном уровне в России принято решение о начале широкомасштабного применения философии, принципов и инструментов бережливого производства в здравоохранении.

В апреле 2017 года на первой конференции по применению принципов бережливого производства подведены первые итоги пилотного проекта и принято решение распространить опыт на всей территории страны.

В июле 2017 года Правительство решило открыть приоритетный проект «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». Сегодня в проекте участвуют 40 регионов.

Ресурсы системыУспеху в развитии процессов на принципах бережливого производства способствовали три фактора:

  • вовлечение руководителей первого уровня;
  • вовлечение всего персонала;
  • грамотное сочетание личных, корпоративных и государственных интересов в работе по внедрению принципов бережливости, формирование культуры медорганизации по принципам бережливого производства.

Одни лишь технологии не сделают поликлинику успешной. Основным ресурсом внедряемой производственной системы является персонал.

Успех приходит, когда сотрудники, от рядовых до высшего руководства, нацелены на полное исключение потерь и постоянное совершенствование организации работы.

Коэффициент эффективности процесса

Основным показателем эффективности работы принят коэффициент эффективности — соотношение времени, создающего ценности в процессе, к времени всего процесса (в процентах):

Формула эффективности

где Кэф — коэффициент эффективности процесса,

ВСЦ — время создания ценности,

ВП — время потерь (время, в течение которого ценности не создаются).

Ценностью считаются действия, которые необходимы самому потребителю услуг (пациенту) и за которые он готов платить.

На практике коэффициент эффективности всегда меньше 20 процентов, то есть возможно повысить эффективность процесса минимум в два раза.


Подходы бережливого производства

Для успешной работы используют основные 4 подхода бережливого производства.

  1. Стандартизация работы. Визуализированный алгоритм включает продолжительность цикла операций, последовательность выполнения, количество находящихся в работе материалов и предметов на конкретном рабочем месте. Пример: алгоритм действий медсестры при заборе крови (постановке инъекции, снятии электрокардиограммы), в котором действия наглядно визуализированы и рассчитаны по времени, чтобы исключить ненужные движения.
  2. Система всеобщего обслуживания оборудования (англ. Total Productive Maintenance, TPM). Система включает совмещение эксплуатации оборудования с постоянным техническим уходом и разделение ответственности между ремонтными и эксплуатационными службами. Постоянный мониторинг и содержание оборудования в исправном состоянии снижают уровень потерь из-за поломок и ремонтных работ на протяжении жизненного цикла оборудования. Больше пациентов смогут пройти исследование без рисков и очередей при сохранении качества, а расходы на капремонт будут меньше.
  3. Быстрая переналадка оборудования (англ. Single Minute Exchange of Die, SMED). В процессе переналадки выделяют две группы операций: «внешние» — когда не надо останавливать оборудование, например подготовка инструментов и материалов, и «внутренние» — когда оборудование нужно остановить. Успех обеспечивает максимальный перевод «внутренних» операций во «внешние» за счет технологических и организационных изменений.
  4. Кайдзен — непрерывные улучшения. Основа бережливого производства — уверенность в том, что абсолютно все можно и нужно улучшить. Нет нерешаемых проблем, а есть сложные задачи. Стратегия улучшения должна быть сконцентрирована на потребностях пациента — потребителя услуги. Любые действия должны приводить к повышению удовлетворенности медперсонала и пациента.

При выявлении проблем надо концентрироваться не на критике и выявлении виновных, а на способах улучшения, которые помогут устранить недостатки. То есть думать о том, как улучшить процесс, а не почему нельзя улучшить. Жить по принципу: «А что сегодня мы изменили в лучшую сторону?». Отсутствие изменений в процессах сегодня приведет к отставанию завтра.

Инструменты бережливого производства

Технология бережливого производства использует 4 инструмента.

  1. Картирование — позволяет выявлять потери, это первый шаг к изменениям в процессе. Картирование помогает отобразить на листе информационный и материальный потоки, рассчитать коэффициент эффективности процесса. Например, применительно к организации работы кабинета забора крови, картирование позволяет построить процесс (модель) действий медсестры, их последовательность при выполнении манипуляции с учетом затрат времени на действие, которое создает ценность.
  2. Система канбан«5С» — предусматривает пять шагов, направленных на повышение культуры производства и эффективности процессов. Каждый шаг начинается с буквы «С»: сортировка, соблюдение порядка (всему свое место), содержание в чистоте (уборка), стандартизация (поддержание порядка), совершенствование (формирование привычки).
  3. Канбан — позволяет организовать доставку материалов или продукции точно вовремя, в точной последовательности и необходимом объеме. Это же касается своевременности и качества медуслуг. Например, прием пациента врачом-специалистом точно в назначенное по записи время.
  4. Визуализация — инструмент для вовлечения и информирования персонала или пациентов. Главная задача визуализации — информировать простым и понятным способом, чтобы пациент или медработник могли за 30 секунд увидеть информацию и понять, на что обратить внимание, чтобы принять решение. Например, пациент не тратит время на поиски кабинета, а быстро доходит до места по наглядно обозначенному маршруту. Или медработник четко видит, где лежат запасы медизделий, например шприцы или катетеры.

Показатели бережливой поликлиники

Бережливая поликлиника должна соответствовать 7 показателям:

  • лидерство — руководители медорганизации и структурных подразделений открывают и реализуют личные проекты для решения выявленных проблем;
  • оптимальная и удобная внутренняя логистика для посетителей — пациент не тратит лишнее время на перемещения, чтобы получить медуслугу;
  • удобная эргономика на рабочих местах — персонал не тратит время на поиск инструментов и медизделий, которые нужны для оказания медицинской помощи;
  • выравнивание загрузки медперсонала — медорганизация перераспределяет нагрузку с врача на медсестру, передает функции регистратора администратору поликлиники или оператору call-центра;
  • исключение очередей перед кабинетами — поликлиника выстраивает логистику таким образом, чтобы исключить пересечение потоков;
  • решение проблем в процессах с минимальными затратами;
  • электронный документооборот.

Принципы бережливого производства

Формировать образ бережливой поликлиники помогают 13 принципов бережливого производства.

  1. Стратегическая направленность — работу надо планировать на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный период.
  2. Ориентация на создание ценности для потребителя — любую деятельность нужно рассматривать с позиции усиления ценности для потребителя и применять правило «Думай как заказчик». Главный врач (руководитель) должен быть лидером не только для медперсонала, но и для закрепленных за поликлиникой граждан.
  3. Организация потока создания ценности для потребителя — все процессы и операции надо выстроить как непрерывный поток создания ценности.
  4. Постоянное улучшение — целью постоянного улучшения является увеличение ценности для потребителя, улучшение потока создания ценности, сокращение потерь.
  5. Вытягивание — организация процессов, при которой поставщик производит ровно столько, сколько нужно потребителю, и только тогда, когда нужно.
  6. Сокращение потерь — деятельность по всестороннему сокращению или устранению потерь надо рассматривать как основу улучшения потока создания ценности и снижения затрат.
  7. Визуализация и прозрачность — управлять процессами надо таким образом, чтобы все участники видели процесс создания ценности и имели о нем необходимую информацию.
  8. Приоритетное обеспечение безопасности — построение потоков создания ценности для потребителя и сокращение потерь следует рассматривать совместно с рисками опасных ситуаций, заботой о лицах с ограниченными возможностями (например, применять азбуку Брайля).
  9. Построение корпоративной культуры на основе уважения к человеку — уважение к работнику, его достоинству, компетентности, ответственности, творчеству должно стать основой корпоративной культуры. Нужно отмечать вклад сотрудников в развитие поликлиники благодарностями и грамотами, обеспечивать возможности личностного и карьерного роста.
  10. Соблюдение стандартов — неукоснительное соблюдение стандартов, регламентов, инструкций является необходимым условием функционирования и постоянного улучшения процессов.
  11. Принятие решений, основанных на фактах, — для принятия верных и своевременных решений все события и проблемы следует регистрировать и рассматривать на месте возникновения, применять правила «иди и смотри» и «видеть своими глазами».
  12. Встроенное качество — необходимый уровень качества услуги должен быть на всех этапах оказания услуги. В этом поможет принцип «трех НЕ» — не принимай, не делай, не передавай брак.
  13. Установление долговременных отношений с поставщиками — долговременные отношения следует рассматривать как условие постоянного улучшения и сокращения потерь в цепи поставок. Риски, затраты, прибыль, обмен информацией и знаниями нужно разделить между заинтересованными участниками.
Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Вам выдан доступ к журналу «Заместитель главного врача»
3 дня
Вам выдан доступ к журналу «Заместитель главного врача»
№340987

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Заместитель главного врача»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.