text
Портал для медицинских работников

С чего начать автоматизацию медицинской клиники

  • 4 мая 2018
  • 16

В современном мире клинике очень важно выстроить продуктивные отношения с компаниями-разработчиками. При таком большом выборе информационных систем, которые они предлагают, руководителям клиник необходимо хорошо понимать, какая именно схема подойдет именно им.

Точное определение типовых задач вашей компании и соответствующе подобранная программа значительно улучшит качество вашей работы, в то время как неадекватная оценка рабочих задач может только все испортить.

В связи с этим, переход на автоматизированную систему документооборота займет определенное количество времени. В этой статье мы рассмотрим те вопросы, над которыми стоит задуматься перед принятием решения о внедрении новых информационных систем.

Как подготовиться к автоматизации клиники

Перед внедрением любого новшества в работу компании необходимо сделать все расчеты и подготовить материальную базу. То же самое касается и перехода на автоматизированные системы.

Так, например, во многих случаях, закупки новых компьютеров и проведения локальной сети оказывается недостаточно. Нужно заранее обсудить со специалистами подготовленный проект внедрения и всю необходимую материальную инфраструктуру, так установка пойдет быстрее.

Важным этапом является процесс обучения сотрудников клиники. Зачастую, рабочее место для этой цели не подходит, поэтому стоит выделить отдельное помещение и необходимую технику.

После того, как проведен анализ всех предложений и выбрана самая подходящая IT-компания составляется план по вводу новой программы в работу, в котором описываются цели модернизации, этапы проведения соответствующих работ и указываются временные рамки.

Стоит отметить, что начинать внедрение эффективнее с того, чем непосредственно клиника и занимается, т.е. с медицинского обслуживания пациентов и их учета.

На протяжении всего процесса работы с новой программой очень важна роль главного врача медицинской организации. Специалистам компании-разработчика будет гораздо проще работать с инициативным руководителем, который точно знает, в чем нуждается его учреждение и видит дальнейшую его работу.

Важно, чтобы человек чувствовал себя ответственным за развитие клиники в будущем, ее экономический прогресс и необходимость модернизации, иначе перспективы информатизации медицинских учреждений встанут под вопрос.

Успех проекта по внедрению напрямую зависит от активного участия главврача в его составлении. Он должен продумать, кто будет представлять медицинское учреждение в команде модернизации.

Этому человеку придется напрямую общаться со специалистами компании-разработчика, причем лучше, если он будет выбран не из административного штата, а из медперсонала, т.е. человек, который хорошо себе представляет, что такое работа клиники.

Важно понимать, что на его плечи ляжет вся ответственность по управлению проектом со стороны медицинской организации.

Для большей эффективности процесс внедрения лучше разбить на несколько этапов, в которых будут присутствовать контрольные точки. Нельзя говорить о том, что существует какая-то одна модель планирования, которая подойдет для любого проекта, однако, некоторые самые важные моменты будут похожи.

Так, если говорить о плане введения новой информационной системы в работу клиники, то основные этапы будут заключаться в следующем:

  1. Разработка пошаговых действий команды по внедрению.
  2. Установка и налаживание интерфейса пользователей.
  3. Создание и подгонка образцов документов.
  4. Разработка инструментов для создания отчетов и  фиксирования статистических показателей;
  5. Заполнение баз данных.

Стоит отметить, что для выполнения каждого из этих этапов необходимо участие представителя медицинского учреждения.

Кроме всего прочего, в самом начале было бы не лишним найти так называемых «ключевых пользователей». Эти сотрудники станут неким связующим звеном между рядовым пользователем программы и ее разработчиком.

Они должны понимать систему и алгоритм работы в целом, не ограничиваясь несколькими функциями. Важно, чтобы на всем протяжении процесса модернизации их дополнительная нагрузка не осталась незамеченной, администрации клиники необходимо заниматься их постоянным мотивированием.

Важные особенности организации внутренней работы клиники

Медицина, как и любая другая отрасль нашей жизни, нуждается в постоянной модернизации. С уверенностью можно сказать, что разработка информационной системы для работы медицинского учреждения задача не из легких.

Для того, чтобы создать качественный продукт, удобный в использовании, разработчикам необходимо тщательно ознакомиться с работой организации, выявить все слабые места и с учетом всей доступной информации создать необходимые алгоритмы, которые помогут медперсоналу быстро и качественно оказывать помощь и услуги, и получать положительные отзывы пациентов.

Для начала следует определить любой медицинский технологический процесс как набор циклических действий.

Прежде всего, происходит сбор информации о пациенте и его состоянии, на основе этих знаний, медперсонал принимает решение о дальнейших действиях, спустя какое-то время до врача доходит новая информация, которая образовалась благодаря принятым решениям и процесс начинается сначала.

На данный момент, этот процесс сопровождается огромным количеством бумаг. Разработчики, когда видят сложившуюся ситуацию, рекомендуют руководителям отказаться от заполнения документов совсем и перевести все в электронный вид.  Зачастую, поспешное принятие подобного решения может привести к неприятностям.

В системе работы целой медицинской организации врач и пациент являются только лишь одной ее составляющей. Результат, который получит пациент, во многом зависит от того, как врач будет работать с информацией и что с ней произойдет в других подразделениях клиники.

Необходимо быть уверенным, что при принятии решения по состоянию здоровья пациента были учтены все необходимые мнения других лиц, другими словами, информация точно и вовремя должна дойти до всех, кому это необходимо.

Важным шагом в истории развития медицины было создание медицинских карт пациента, или истории болезни. В связи с тем, что карты сопровождаются огромным количеством дополнительных бумаг, можно сказать, что медицина находится на пороге информационного взрыва.

Однако, именно благодаря истории болезни, лечебно-оздоровительный процесс перестал быть результатом субъективного мнения одного врача, и сейчас является итогом работы медицинского учреждения как целостного организма, когда к мнению лечащего врача добавляется опыт работы, знания и умения его коллег.

Характерной чертой работы современного медицинского учреждения является функциональное разделение медицинского персонала. Другими словами, в клиниках появляется все больше специалистов узких профилей и таких же узкоспециализированных подразделений.

Подобная ситуация влечет за собой рост информации, которая должна находится в постоянном обороте. Увеличение количества информации приводит к сбоям в работе, так как велика вероятность того, что пройдя через некоторое количество рук, она будет искажена, либо будет доставлена с опозданием.

Так, на плечи заведующих отделениями ложится дополнительная нагрузка по обеспечиванию своевременного и качественного оборота информации внутри своего коллектива. В то же время, руководитель всей клиники обязан наладить работу на всей подведомственной ему территории.

Для этого ему необходимо быть хорошим аналитиком: видеть и понимать схему работы в целом, уметь выявлять ее слабые стороны, чтобы в дальнейшем не упустить возможность роста и развития.

Нужно понимать, что полученная непосредственно лечащим врачом информация будет использована и обработана не только им самим, но и другими лицами.

Так, например, информация пройдет через руки бухгалтера, который сделает необходимые расчеты, аптекаря, который подготовит необходимые лекарственные средства, сотрудника лаборатории, которые сделает необходимые анализы и много других, связанных одной работой, сотрудников.

В современных условиях, наличие огромных объемов бумажной документации не просто тормозит работу всего коллектива, но и снижает качество предоставляемых услуг, падает эффективность медицинского обслуживания. Однако, медорганизация обычно имеет все ресурсы, чтобы выполнить свои обязанности на должном уровне.

Несколько удивительно то, как сами врачи не видят проблемы. Возможно, это объясняется тем, что каждому из них хватает проблем на своем рабочем месте. Но, как мы говорили ранее, руководитель должен включить в команду внедрения человека, который хорошо знает медицинский технологический процесс.

Поэтому при подборе такого сотрудника, убедитесь, что он не просто знает, что происходит в организации, но и способен проанализировать ситуацию. Подсказать разработчикам, на что стоит обратить внимание, сможет объяснить схему повседневной работы клиники.

Благодаря его ответственному отношению к заданию, руководителю удастся модернизировать работу учреждения, облегчить работу врача с документами и сделать так, что клиент останется довольным.

Проблема защиты медицинских данных

Переход на электронную систему ведения документооборота сопровождается определенными рисками. Так, чтобы избежать ситуации утечки информации, как медицинской, так и коммерческой, необходимо еще на этапе планирования модернизации клиники задуматься о том, как обезопасить себя и своих клиентов.

К тому же, следует знать, что в соответствии с Федеральным законом РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ, вся медицинская информация о пациенте определена как специальная категория персональных данных, требующая дополнительных мер защиты.

Расчетами и подбором мер защиты может заняться специализированная консалтинговая компания, работающая на рынке информационной безопасности. На данный момент, эта сфера довольно хорошо развита, поэтому у администрации клиники есть выбор, обратиться ли к крупной компании федерального масштаба, либо же довериться менее известной, местной.

Такие фирмы часто предлагают заказчикам провести некий аудит их IT-инфраструктуры, и только на основе его результатов заниматься разработкой плана закупок и написанием внутренних документов.

Однако, есть возможность сделать это самим, если в штате организации имеется специальный человек, т.е. эксперт, знающий, как правильно оценить риски и понимающий, что такое информационная безопасность.

В таком случае, он может найти несколько фирм с различными предложениями, объяснить специалистам компаний, что бы он хотел получить в результате и узнать, каким образом они могли бы это осуществить. Затем, получив ряд коммерческих предложений, выбрать из них наиболее подходящее под ваши потребности, а также самое выгодное.

Таким образом, клиника может минимизировать затраты на обеспечение информационной безопасности.

Более того, стоит внимательно отнестись к тому, где и что следует установить.

Так, например, программы по защите персональных данных могут вызвать неудобства в использовании компьютеров, на которых, как раз, и ведется обработка и регламентирование данных.

Поэтому, стоит разделять такую технику, и остальную, на которой решаются другие задачи организации, и устанавливать на ней более простые программы, помогающие, например, в борьбе со спамом или вирусами.

Так же, возможно установить специальную программу, предотвращающую утечку (DLP система), которая поможет руководителю вычислить сотрудника, «сбрасывающего» важную коммерческую информацию за пределы сети клиники.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.