text
Портал для медицинских работников

Внедрение медицинской информационной системы

  • 5 мая 2018
  • 37

Для улучшения качества медицинского обслуживания многие медицинские предприятия все больше и больше обращаются к информатизации системы. В соответствии с этой целью клиники начинают использовать медицинские информационные системы, или МИС. Процесс это небыстрый, включающий в себя три ступени: составление плана, проведение подготовительных работ, начало использования. Разберем отдельно каждую ступень.

1 ступень. Составление плана

Время выполнения: до трех месяцев.

Вы не затратите на эту ступень больше трех месяцев, если правильно все спланируете, поставите четкие цели и определите, какие задачи нужно будет решить для их достижения.

Как известно, медицинская информационная система состоит из нескольких модулей, среди которых: «Регистратура», «Приемное отделение», «Отдел госпитализации» и другие. Начинают применяться они не сразу, а по порядку, определить который каждый директор клиник должен для себя сам. Также на этапе планирования необходимо рассчитать все расходы, которые потребуются на информационную систему, определить оптимальное время, за которые вы сможете выполнить эту задачу.

Одним из основных вопросов, которые нужно решить в самом начале, – с какой компанией вы будете сотрудничать, у кого закажете МИС. От этого зависит то, нужно ли будет создавать специальный отдел в клинике, обслуживающий новую систему, или в этом вам поможет компания, у которой вы ее приобретете. Подумайте, какой из двух вариантов вам подходит больше, какой будет более выгодный, более удобный. Очень важно не только запустить систему, но и постоянно заниматься ее техническим обслуживанием.

Помимо покупки самой программы, скорее всего, вам потребуется приобрести и некоторую технику.

2 ступень. Подготовительные мероприятия

Время выполнения: от полугода до года.

Эта ступень самая важная и ответственная, от нее на 90% зависит дальнейший успех. Постарайтесь объективно оценить работу клиники, разных ее отделов и подразделений. Отметьте, как было до начала использования медицинской информационной системы, и как бы вы хотели, чтобы стало после.

Оцените, как передается и хранится информация в клинике, подумайте о том, все ли вас в этом устраивает, все ли необходимые документы оформлены, может быть, чего-то не хватает? Если не хватает, то следует как можно скорее решить этот вопрос.

Одним из достоинств МИС является возможность получения доступа к нормативным и справочным документам в любой момент. Решите, какие именно это будут документы в вашей клинике.

Ответьте на вопрос: оказание медицинских услуг в клинике ведется в соответствии со всеми существующими нормами и требованиями? Действительно ли в медицинской организации есть все необходимые документы? Они заполняются правильно? Если ответ отрицательный, то все недочеты нужно исправить.

Если говорить не о собственно медицинской деятельности клиники, а рассматривать ее как бизнес, то важно обратить внимание на его ведение. Все ли здесь корректно, нет ли сбоев в бизнес-процессах? Без внедрения информационных систем вряд ли все может работать без проблем и нареканий.

В любой работе, чтобы в кратчайшие сроки добиться оптимального результата, нужно назначать ответственных людей, это касается и распространения в клинике МИС. Выберите в клинике сотрудников разных специальностей, которые получат техническое задание, связанное с автоматизацией клиники. Хорошо если, у этих специалистов будет возможность сконцентрироваться именно на этом процессе. В ответственной за это задание группе потребуется выбрать лидера.

Займитесь также технической стороной вопроса. Для этого подготовьте все необходимое оборудование, рассчитайте точное количество сотрудников, нужно, чтобы техники хватило на всех.

Однако не спешите закупать новые компьютеры, ознакомьтесь сначала с требованиями выбранной медицинской информационной системы. Если потребуется прокладка компьютерной сети, то не пренебрегайте схемой расположения посадочных мест сотрудников, это позволит сократить расходы.

Для предварительной систематизации работы клиники, в процессе ее подготовки к использованию медицинской информационной системы лучше собрать всю информацию о ней в специальных справочниках. Среди таковых могут быть:

  • Справочник медицинских препаратов (с полным указанием названия, стоимости и прочей необходимой информации);
  • Перечень медицинских изделий и расходных материалов (также с подробным указанием важной для дальнейшей работы информации);
  • Перечень медицинской техники, в зависимости от того, для оказания какой услуги оно применяется;
  • Список сотрудников;
  • Перечень оказываемых медицинских услуг;
  • Количество клиентов.

Перечень таких справочников можно найти на сайтах Федерального и Территориального фондов обязательного медицинского страхования, а также на сайте Министерства здравоохранения РФ.

На этапе подготовки к внедрению МИС следует сделать некоторые процессы автоматизированными. Перечислим их.

Разделение клиентов на группы (сегментация). Проанализируйте клиентов клиники и разделите их на группы, например, по способу оплаты, обстоятельствам оказания медицинских услуг.

Удобная программа с гибкой системой работы по любой из групп клиентов, которую вы можете задать самостоятельно, – «Клиника онлайн». Сегментируйте базу по необходимым паарметрам и оптимизируйте взаимодейсвтеи с пциентами, повышая ихз лояльность и возвращаемость.

Выделите в отдельные группы посетителей с талонами на оказание Высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) или с талонами на помощь по ОМС. Внутри этих групп можно выделить тех, кто нуждается в госпитализации или просто в консультации. Также важно отметить тех клиентов, кто пришел впервые, кто пришел второй раз и тех, кто ходит регулярно.

Ведение процесса диагностики и лечения. Данный процесс всегда сопровождается большим количеством документов. Удобнее заполнять их в электронном виде, распечатывать только при необходимости. Это позволит вам систематизировать все документы, быстро получать нужную информацию. Для этого заведите электронную медицинскую карту, в этой же системе храните результаты комиссий, направления на анализы и другие исследования. Талоны также принимаются в электронном виде.

Возможно для автоматизации и для перехода на электронный вариант ведения документов, вам потребуется что-то отсканировать, а уже потом добавить полученное изображение в медицинскую информационную систему.

Если в вашей клинике есть аптека, то МИС даст вам дополнительные преимущества. Сотрудники аптеки смогут увидеть, какие препараты чаще всего назначаются, что нужно заказать.

Сбор и анализ информации. Написание отчетов – обязательный элемент работы любой медицинской организации. Для того чтобы быстро и правильно составить отчет, нужно уметь собирать и анализировать данные.

При использовании МИС вам не придется этого делать, потому что все сведения уже будут собраны в системе. Отметим, что данные представлены очень наглядно, в виде таблиц, графиков и схем. Актуальность информации зависит от ваших сотрудников, если они своевременно вносят все сведения и поправки, то данные всегда будут соответствовать действительности.

Регистрация медицинских услуг. Ядро информационной системы – медицинская услуга. Вокруг нее формируются остальные элементы лечебного процесса: сотрудники клиники, медицинская техника, клиенты, необходимые документы, финансовые затраты и прочее.

Каждый посетитель клиники, с учетом того, сам он оплачивает свое лечение или пользуется талоном на ОМС, относится к одной из нозологических групп, которая учитывает сущность и характер течения отдельных болезней, классифицирует их по сходным признакам. В соответствии с каждой группой выделяются медицинские услуги, которые будут рекомендованы пациентам. К оказанию каждой услуги полагается протокол, заполнять который рекомендуется в электронном виде. Чтобы учесть все необходимые сведения и в дальнейшем иметь возможность их проанализировать, укажите: способ и причину поступления пациента, диагноз по общепринятой классификации, наличие осложнений, лечение, средства, которые применялись, использованная техника, итоги, задействованные сотрудники.

С помощью анализа полученных данных вы сможете выработать специальный подход к каждому пациенту в зависимости от его заболевания, понять, насколько полезны те или иные методы лечения.

Контроль расходов. Медицинская информационная система помогает контролировать все расходы. К расходам относятся также списанные лекарственные средства, использованные материалы. Возможно подключение специального инструмента, который делает не только общую таблицу всех расходов, но и индивидуальную.

Контроль денежных трат. Если выше говорилось о расходах в значении расходных материалов, то сейчас речь пойдет о финансовых расходах.

МИС позволяет контролировать расходы на отдельную услугу, на каждого клиента. Это позволит правильно назначить стоимость услуг. Не сделать цену чересчур завышенной, но и не занизить ее, не работать себе в убыток.

Самое удобное в системе, пожалуй, то, что она может создать как общий, так и детализированный отчет. То есть руководитель клиники может оценить ситуацию в целом по больнице или, наоборот, увидеть данные о каждом конкретном пациенте и его визите к доктору. Такая система позволяет всегда держать под контролем расходы и доходы, не закупать слишком много лишних расходных материалов.

Составление плана. Не упускайте в своей работе такой важный элемент как планирование. Оно позволит повысить эффективность работы вашего медицинского учреждения. Например, начните каждый день анализировать количество госпитализированных пациентов, принимая во внимание их заболевание, примерно рассчитывая, сколько еще дней они проведут в клинике. Таким образом, вы сможете избежать простоя операционных и палат.

То же самое можно сказать о расходных материалах и медицинских препаратах. Правильно составленный план не позволит вам совершить ошибку и закупить много лишнего, сэкономит денежные средства.

Контроль осуществления медицинской деятельности. С помощью медицинской информационной системы вы сможете следить за тем, насколько качественно работают ваши сотрудники, соблюдают ли они требования безопасности.

Чтобы повысить качество обслуживания – введите в системе автоматическую возможность доступа работников к конкретным медицинским услугам, учитывая срок действия их сертификата, но и график работы. Например, если у работника истек срок действия сертификата, то он не сможет зайти в программу. Эта система также поможет вам не допустить подобных ситуаций, вы всегда будете заранее видеть, что срок сертификата заканчивается.

Если вы откроете доступ к системе для сотрудников кадрового отдела, то и они смогут оценить эффективность работы каждого специалиста, а при необходимости изменить чей-то график работы.

Для безопасного оказания услуг важно также состояние медицинской техники, она всегда должна быть исправной. Если вы укажете в МИС даты технического обслуживания, то она заблаговременно напомнит вам о них.

3 ступень. Начало использования

Время выполнения: от трех до шести месяцев, учитывая, что вы все корректно спланировали на предыдущем, самом важном этапе. В противном случае процесс может затянуться более чем на год.

На этой ступени осуществляется установка и настройка техники и самой программы. Ваши сотрудники или представители компании-поставщика проверят, правильно ли все работает, исправят ошибки. Сразу договоритесь с установщиками о том, кто в дальнейшем будет заниматься техническим обслуживанием.

После установки оборудования необходимо будет провести обучение всех сотрудников, которые будут в дальнейшем работать с МИС. Важно, чтобы обучение началось как можно быстрее и сотрудники сразу приступили к использованию программы, только так вы сможете увидеть, насколько эффективно работает программа. Работа с персоналом также может быть достаточно длительным процессом (от 1 до 2 месяцев).

Не переживайте, если на первых этапах работы с медицинской информационной системой будут допускаться ошибки. Это нововведение потребует постоянного вашего контроля, особенно в начале. Но будьте уверены в том, что результат не заставит себя ждать, и вы заметите, что качество обслуживания в вашей клинике повысилось.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.