text
Портал для медицинских работников

Схемы "утечек" денег из медорганизаций

  • 14 мая 2018
  • 144

Дополнительные затратыНадзорные органы контролируют только процедуру закупок, а анализ цен проводят формально. Начальная цена и закупочная соотносятся как нереальная цифра с завышенной.

Медорганизации регулярно направляют информацию в федеральные и региональные регистры. Это лишние трудозатраты. Аналитические данные контролирующие структуры могут рассчитать на основе первичных.

Учреждения ежегодно дважды подают сведения, сколько нужно дополнительных затрат на ремонт, переоборудование, противопожарную безопасность и т. д. Но эту информацию ведомства не используют.

Николай Прохоренко, директор по медицине УК «МЕДГАРД», член правления Российского общества по организации здравоохранения и общественного здоровья, в статье задался вопросом, что еще в государственной системе «лишнее».

Исходные данные

Лишнее — это все, что не относится к качеству и доступности медпомощи. Я сравнил государственные и частные клиники. За основу взял равный объем реализации медуслуг, который они оказывают, — 450 млн рублей в год. Общая площадь очень близка. Отличие в том, что у госучреждения это госзаказ, а у частного — платные медуслуги.

Форма плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд

Форма плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд
посмотреть/скачать>>

Приказ о продлении закупок по 223-ФЗ, решение об осуществлении закупки в соответствующем году не принято

Приказ о продлении закупок по 223-ФЗ, решение об осуществлении закупки в соответствующем году
посмотреть/скачать>>


Сопоставил численность и ежемесячный доход по категориям сотрудников, закупочные цены на медикаменты, расходные материалы, медоборудование, затраты на IT-обеспечение.

Из сравнения убрал расходы, которые объективно полезны в государственной сфере, — системная, организационная, методическая и экспертная деятельность, целевые госпрограммы, обеспечение преемственности, межведомственное взаимодействие, клиническая база вузов, обеспечение массовых мероприятий. Нивелировал разницу по персоналу, которая зависит от объема и спектра медпомощи.

Позвонил в четыре региона знакомым главврачам и их заместителям — проверил расчеты. Убрал все, с чем коллеги не согласились. По минимуму оценил завышение цен и негативные факторы. За основу экстраполяции взял годовой объем ОМС — 1,7 трлн рублей.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Сравним, куда идут деньги в частной медицине.

Больше сотрудников в фронт-офисе — регистратуре, отделе продаж, сервисных работников, маркетологов. Работников хозслужбы — в 2 раза меньше.

Ежемесячный доход врачей — на 15% выше. Средний медперсонал получает столько же, прочий — на 20% меньше.

Служебного транспорта и работников гаража — в 4 раза меньше.

Сэкономленные средства частные клиники тратят на строительство, аренду, покупку и обновление медоборудования.

 Схемы Правила и исключения в проведении закупок: пошаговая инструкция>>

169 миллиардов рублей в год — переплата по госзакупкам

Надзорные органы контролируют только процедуру закупок, а анализ цен проводят формально. Начальная цена и закупочная соотносятся как нереальная цифра с завышенной.

Закупочные цены выше рыночных. Назову минимальное завышение: медикаменты и перевязочные средства — 15%, расходный материал и лабораторная посуда — 20%, регламентное обслуживание, медоборудование и детали — 20%, годовая амортизация нового оборудования — 40% за 10 лет, т. е. 4% в год.

Не эффективные затратыНапример, наша компания купила аппарат УЗИ экспертного класса у дилера за 3,9 млн рублей, а на торгах по Закону № 44-ФЗ такой же стоит от 7,9 до 11 млн.

Нет исключения для проведения закупок горюче-смазочных материалов, хотя бензин на заправках в рознице дешевле. Это понятно: госконтракт требует выдать водителям карточки, сделать ежемесячный электронный отчет, заморозить сумму обеспечения. Бензин нужно вывести из системы госзакупок и покупать по рыночной цене.

Переплата за IT-обеспечение — 20%. Медорганизации сами покупают «1С», «Парус», «Гарант» или «Консультант». Если приобрести IT-обеспечение сразу на область, цена в 2 раза меньше. Обновление баз по удаленному доступу снижает себестоимость продукта. Но руководители отрасли не предлагают этот вариант.

Централизованная закупка прав на антивирусные и офисные программы, справочно-информационные, экономические и бухгалтерские сервисы, типовые расходные материалы, например, картриджи, может сэкономить большие бюджетные деньги.

Итого переплата по госзакупкам — минимум 169 млрд рублей в год.

Активируйте доступ к журналу «Здравоохранение» и читайте проверенные экспертами статьи:

78 миллиардов рублей в год — расходы на ненужный персонал

Ненужный персонал — работники медорганизаций, чья деятельность не имеет прямого отношения к доступности и качеству медпомощи. То есть медработников из этих расчетов я исключил. Посмотрел, чем заняты «лишние» сотрудники.

Организуют госзакупки. Затраты на ненужный персонал вызваны порядком госзакупок. Трудоемкая процедура, риск судов и штрафов по промежуточным действиям, частые проверки, большие сроки замораживания обеспечительных сумм — без дополнительных штатных единиц государственная клиника не справится.

Отвечают на запросы контролирующих органов. Государственные медорганизации регулярно направляют сведения в федеральные и региональные регистры. Аналитические данные можно рассчитать на основе первичных. Однако контролирующие органы требуют заново предоставить сведения — в бумажной и электронной форме, т. е. приходится еще и сканировать.

Когда работал в государственной медорганизации, только на один ответ на запрос Пенсионного фонда ушло 15 пачек бумаги. А трудозатраты? Два сотрудника выбирали файлы по периоду, три дня печатали, прошивали, подписывали. Хотя все данные есть в электронном виде.

Нужно создать электронный федеральный интегратор показателей деятельности медорганизаций и законодательно запретить контролирующим органам запрашивать хоть одну цифру, которую можно получить из регистра или с помощью внутренних расчетов.

Топ-4 зон неэффективности в здравоохранении

  1. Структурный дисбаланс сети и объемов медпомощи.
  2. Чрезмерная длительность пребывания пациентов в круглосуточных стационарах.
  3. Использование методов и средств с недоказанной результативностью.
  4. Низкая загрузка дорогостоящего медоборудования.

Участвуют в формальных проверках и подают сведения, которые никому не нужны. Например, медорганизацию проверяет Счетная палата. Администрация, юристы, завотделениями должны присутствовать, пояснять, подписывать бумаги.

 Схемы Как получить обратную связь от сотрудников, расскажет эксперт в нашей рекомендации>>

Один из показателей — эффективность работы врача: функции, должность, занятость и т. п. Инспекторы делают вывод, что кто-то работает более интенсивно, кто-то менее, койки где-то загружены, где-то нет.

А зачем нужны эти сведения, если минздравы и фонды ОМС не могут доказать исполнительной власти необходимость больших затрат?

В результате потребность в медуслугах мы удовлетворить не можем. Нормативные сроки ожидания плановых операций выполнить нельзя, потому что заказ на территории распределяется без учета накопленной очередности. Получается, проверка носит формальный характер.

Медорганизации ежегодно дважды подают сведения, сколько нужно дополнительных затрат на ремонт, переоборудование и т. д. Хоть раз эту информацию учли? Нет.

Составляются отчеты о целевом использовании средств и о раздельном учете по видам медпомощи. Но точно просчитать затраты многопрофильного стационара с поликлиникой в разрезе видов медпомощи невозможно. Неизвестно, какие выводы делают ведомства, которые анализируют отчеты. Но отчетность мы ведем.

Посылают кадровые запросы. Приходит новый работник. Кадровая служба видит, что трудовая книжка неправильно заполнена. Исправить запись может только лечебное учреждение, где сотрудник работал раньше. Надо посылать запрос, уточнять. Отличная идея — создать федеральный регистр медработников.

Еще одна лишняя нагрузка на кадровиков связана с тем, что сотрудники медучреждений участвуют в организации выборов, митингов, демонстраций. Кадровая служба готовит соответствующие сведения, общается с работниками, что тоже отнимает время.

Занимают место по протекции. Есть абсолютно лишние сотрудники. Кого-то приняли по просьбе вышестоящего руководства, проверяющих органов. Есть почетные пенсионеры. Для качественной и доступной медпомощи эти кадры не нужны.

Затраты на лишний персонал я оценил по зарплатам и стоимости рабочего места. Сотруднику надо выделить кабинет, купить стол, компьютер, телефон, шкаф, стул. В стоимость входит годовая амортизация имущества. Получилось — 78 млрд рублей в год, 116 тысяч рабочих мест.

Повторю, это минимум, с чем согласились все эксперты, которых я опросил. И деятельность этих работников не имеет отношения к качеству и доступности медпомощи.

Ненужные затраты — 14% бюджета медорганизаций

Итак, завышение цен по госзакупкам — 169 млрд рублей в год. Прибавляем расходы на содержание персонала, который выполняет ненужную работу, — 78 млрд в год. Получаем 247 млрд рублей в год — лишние затраты медорганизаций.

Если составить пропорцию к годовому бюджету ОМС — 1,7 трлн рублей. По аналогии с 450 млн рублей заказа в госучреждении. Итого ненужные затраты поглощают 14% бюджета медорганизаций.

Можно с этим не соглашаться, но вопрос не в цифрах, а в том, что эти затраты лишние и не имеют отношения к повышению качества медпомощи.

 Схемы Чтобы сократить расходы медорганизации достаточно правильно организовать управление лекарствами и медизделиями. Опыт Краевой клинической больницы>>

Почему сложилась такая ситуация? Считаю, что существуют три основные причины на всех уровнях принятия решений.

  • Первая — неинформированность или нежелание быть информированным, а также недостаток квалификации, в первую очередь управленцев.
  • Вторая — стремление к административному комфорту. В частности, воздействие на нижерасположенный зависимый уровень для обеспечения простоты контроля, перекладывание своих функций, необоснованные меры административной подстраховки перед вышестоящим уровнем управления.
  • Третья — личная материальная заинтересованность лица, принимающего решение.

Мы платим огромную цену за сложившийся порядок работы отрасли и контроль ее деятельности. Эти затраты не нужны, но без кардинальной смены парадигмы управления и обучения в здравоохранении они сами никуда не исчезнут.

Было бы большой ошибкой рассматривать эти «ненужные» затраты как возможность для экономии и урезать финансирование здравоохранения. Эти деньги нужно направить на реформирование управления отраслью, чтобы достичь приемлемых показателей здоровья населения, повысить удовлетворенность медпомощью и улучшить благосостояние медработников.

Мнение экспертаКомментарий эксперта, Сергея Дорофеева, канд. мед. наук, вице-президента Нацмедпалаты, заслуженного врача РФ.

Не берусь судить, насколько корректны цифры. Но с посылом, что в здравоохранении назрели системные изменения, согласен. Прежде всего, это касается организационно-правовых форм учреждений и методов экономического управления, в т. ч. в системе ОМС.

У нас лечебные учреждения немного зашорены в организационно-правовой форме. Зачастую это бюджетные организации, где все очень зарегламентировано.

Но никто не запрещал развивать автономные, которые отличаются по возможностям, в т. ч. оперативного руководства.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных врачей
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.