text

❅ ЗАМОРАЖИВАЕМ ЦЕНЫ ДО 20%! Подписаться »

Здравоохранение

Закон о рекламе и медицинские услуги

  • 11 июня 2018
  • 767

Закон о рекламе медицинских услугЗакон о рекламе медицинских услуг не принят в виде отдельного акта, но основные требования приводятся в ФЗ «О рекламе».

Рассмотрим детально требования этого закона и особенности правового регулирования продвижения медицинских услуг.

Статья 24 Закона о рекламе для медицинских услуг

Несовершеннолетние

Закон о рекламе медицинских услуг 2018 в ст. 24 содержит ограничение относительно трансляции такой рекламы несовершеннолетним детям. Так, показывать лицам, не достигшим совершеннолетнего возраста запрещено любую рекламу, в которой представлены лечебно-диагностические методы, лекарственные средства, медоборудование и медизделия, методы народной медицины.

Ограничение распространения рекламы медуслуг несовершеннолетним соответствует конвекции о правах ребенка ООН, ратифицированной в СССР в 1990 году. Там указывается, что в силу своей психической и физической незрелости ребенок нуждается в специальной заботе и охране, в том числе и в правовой защите.

Поэтому реклама для детей не должна вызывать у них желания пробовать это лекарство, несмотря на то, что оно может быть в привлекательной и красочной упаковке.

Конкретные случаи заболевания

Реклама медицинских услуг закон о рекламе 2018 года запрещает демонстрировать в рекламе медицинских услуг ссылку на реальные случаи излечения пациента от болезни, а также об улучшении состояния его здоровья в результате приема рекламируемого средства или медицинского изделия.

Реклама медуслуг на телевидении, по радио, в журналах

Когда реклама медицинских услуг демонтируется по телевидению или в печатном издании, она должна сопровождаться предупреждением, которое должно соответствовать следующим характеристикам:

  1. В печатном издании или печатной рекламе (баннере, листовке) область для предупреждения должна составлять не менее 5%, что должно быть заложено в изначальном макете.
  2. В радиопрограмме для предупреждения должно быть выделено не менее 3 секунд.
  3. В рекламе на телевидении для предупреждения выделяется не менее 5 секунд эфирного времени, площадь выделенного кадра для предупреждения составляет не менее 7%.

Как включить «Сарафанное радио» для рекламы

Закон о рекламе и медицинские услугиПередавать информацию «из уст в уста» – один из наиболее успешных методов, чтобы привлечь новых пациентов. Прием состоит в том, чтобы побудить людей говорить о медорганизации хорошие вещи.

Готовая инструкция, как сделать «сарафанное радио» успешным, можно скачать в Справочной системы «Главный врач».

В рекомендации эксперт дает готовые интрукции и алгоритмы расчета для продвижения услуг. Рекомендация доступна клиентам системы и пользователям демодоступа >>

Исключения

Те ограничения, которые накладывает закон о рекламе медицинских услуг, не применяются в нескольких случаях:

  • когда реклама размещается в специальных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;
  • когда реклама медуслуг и медизделий будет транслироваться на конференциях, семинарах и выставок для специалистов в сфере здравоохранения и фармацевтики.

Потребителями такой рекламы в обоих случаях должны быть только фармацевтические и медицинские работники.

Упоминание названий лекарств в рекламе медицинской услуги

Закон о рекламе медицинских услуг не запрещает рекламодателям в рекламе препарата указывать его конкретное название.

Однако, возможный потребитель услуги должен быть предупрежден в рекламе о том:

  1. Какие существуют показания и противопоказания для приема конкретного препарата.
  2. Что перед применением этого препарата необходимо пройти консультацию у медицинского специалиста.

Речь идет о предупреждении, требования к которому нами были рассмотрены выше. Для этого в макете рекламы предусматривается специальное рекламное пространство, а в телевизионном или радиоэфире выделяется время для предупреждения.

 Закон о рекламе и медицинские услуги Как применять инструменты маркетинга для продвижения медуслуг, читайте в рекомендации>>

Соответственно, данные требования не будут действовать в том случае, если реклама препарата будет транслироваться исключительно в местах, где проводятся конференции, семинары и выставки медицинского сообщества.

В остальных случаях нужно предупреждать потребителя услуг и препаратов о том, что существуют определенные противопоказания для их применения.


Как врач может рекламировать свои услуги

Как закон о рекламе медицинских услуг предписывает медицинским специалистам рекламировать свои услуги? Рассмотрим на примере.

В медучреждении работает врач-терапевт, который имеет дополнительную специализацию и сертификат специалиста, как врач-диетолог. При этом у самой клиники лицензии на диетологию нет. Может ли врач рекламировать свои услуги в этой клинике, используя контактные данные этой организации?

В соответствии с ФЗ «О рекламе», под рекламой понимается любая информация, которая распространяется в разных формах и разными способами и направлена на неопределенный круг лиц. Основное назначение рекламы – привлечь внимание к услуге или продукту, помочь его продвижению на рынке.

Закон о рекламе медицинских услуг 2018Объектом рекламы, как устанавливает закон о рекламе медицинских услуг, могут быть товар, услуга или работа, результаты какой-либо интеллектуальной деятельности и т.д.

Когда медучреждение запускает какую-либо рекламу, объектом рекламирования в этом случае является не врач или организация, а оказываемые в организации услуги.

Если врач все же решил в этом случае рекламировать свои услуги, используя контактные данные организации, которая не имеет разрешительной лицензии на диетологию, необходимо учесть следующее:

  • рекламодатель отвечает за достоверность рекламы;
  • в рекламе должна содержатся информация о товаре и условиях его приобретения. При этом не допускается искажение смысла информации, которые могут ввести потребителя в заблуждение.

Таким образом, анализируя закон о рекламе медицинских услуг, мы может заключить, что, размещая такую рекламу, врач может ввести потребителей своих услуг в заблуждение.

Если пациент увидит рекламу об оказании услуг врача-диетолога в медучреждении или его рекламных материалах, он может подумать, что эту услугу оказывает и само медучреждение, что не соответствует действительности, т.е. эта организация даже не имеет лицензии на соответствующую деятельность.

Кроме того, если мы обратимся к ФЗ «О защите прав потребителей», мы узнаем еще об одном требовании из п. 2 ст. 9. Поскольку пациентам оказывается услуга, которая подлежит лицензированию, в рекламе такой услуги потребителю должна сообщаться информация о номере медицинской лицензии и сроках ее действия.

Очевидно, что в рассматриваемой ситуации ни медучреждение, ни врач предоставить такую информацию не смогут.

Ответственность за нарушение закона

Закон о рекламе медицинских услуг должен соблюдаться всеми медучреждениями без исключения.

За нарушение отдельных требований закона к организации могут быть применены санкции:

  • штраф в размере до 2,5 тыс. рублей – для физических лиц;
  • штраф в размере до 20 тыс. рублей – для должностных лиц;
  • штраф в размере до 500 тыс. рублей – для юридических лиц.

Также медучреждение может обратить внимание на ст. 25 ФЗ «О рекламе», которая касается особенностей рекламирования пищевых добавок и БАДов, а также детского питания, за нарушение которой также применяется административный штраф по ст. 14.3 КоАП.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Гость, Вы выиграли доступ к Справочной системе «Главный врач»!

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.