Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Закон о рекламе и медицинские услуги

  • 23 января 2019
  • 1080

Закон о рекламе медицинских услугЗакон о рекламе медицинских услуг не принят в виде отдельного акта, но основные требования приводятся в ФЗ «О рекламе».

Рассмотрим детально требования этого закона и особенности правового регулирования продвижения медицинских услуг.

Больше статей в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении» Активировать доступ

Несовершеннолетние

Закон о рекламе медицинских услуг 2018 в ст. 24 содержит ограничение относительно трансляции такой рекламы несовершеннолетним детям. Так, показывать лицам, не достигшим совершеннолетнего возраста запрещено любую рекламу, в которой представлены лечебно-диагностические методы, лекарственные средства, медоборудование и медизделия, методы народной медицины.

Ограничение распространения рекламы медуслуг несовершеннолетним соответствует конвекции о правах ребенка ООН, ратифицированной в СССР в 1990 году.

Там указывается, что в силу своей психической и физической незрелости ребенок нуждается в специальной заботе и охране, в том числе и в правовой защите.

Как не платить штрафы за ошибки в прейскуранте на медуслуги, расскажем в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении».

Поэтому реклама для детей не должна вызывать у них желания пробовать это лекарство, несмотря на то, что оно может быть в привлекательной и красочной упаковке.

Закон о рекламе 2019 года запрещает демонстрировать в рекламе медицинских услуг ссылку на реальные случаи излечения пациента от болезни, а также об улучшении состояния его здоровья в результате приема рекламируемого средства или медицинского изделия.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Реклама медицинских услуг: на телевидении, по радио, в журналах

Когда реклама медицинских услуг демонтируется по телевидению или в печатном издании, она должна сопровождаться предупреждением, которое должно соответствовать следующим характеристикам:

  1. В печатном издании или печатных носителях (баннере, листовке) область для предупреждения должна составлять не менее 5%, что должно быть заложено в изначальном макете.
  2. В радиопрограмме для предупреждения должно быть выделено не менее 3 секунд.
  3. На телевидении для предупреждения выделяется не менее 5 секунд эфирного времени, площадь выделенного кадра для предупреждения составляет не менее 7%.

Как включить «Сарафанное радио» для рекламы

Закон о рекламе и медицинские услугиПередавать информацию из уст в уста – один из наиболее успешных методов, чтобы привлечь новых пациентов. Прием состоит в том, чтобы побудить людей говорить о медорганизации хорошие вещи. Готовую инструкцию, как сделать «сарафанное радио» успешным, можно скачать в Системе «Главный врач».

Скачать инструкцию

Исключения

Те ограничения, которые накладывает закон о рекламе медицинских услуг, не применяются в нескольких случаях:

  • когда реклама размещается в специальных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;
  • когда реклама медуслуг и медизделий будет транслироваться на конференциях, семинарах и выставок для специалистов в сфере здравоохранения и фармацевтики.

Потребителями такой рекламы в обоих случаях должны быть только фармацевтические и медицинские работники.

Упоминание названий лекарств в рекламе медицинской услуги

Закон не запрещает рекламодателям в рекламе препарата указывать его конкретное название.

Однако, возможный потребитель услуги должен быть предупрежден в рекламе о том:

  1. Какие существуют показания и противопоказания для приема конкретного препарата.
  2. Что перед применением этого препарата необходимо пройти консультацию у медицинского специалиста.

Речь идет о предупреждении, требования к которому нами были рассмотрены выше. Для этого в макете рекламы предусматривается специальное рекламное пространство, а в телевизионном или радиоэфире выделяется время для предупреждения.

Как применять инструменты маркетинга для продвижения медуслуг,читайте в Системе Главный врач.

Соответственно, данные требования не будут действовать в том случае, если реклама препарата будет транслироваться исключительно в местах, где проводятся конференции, семинары и выставки медицинского сообщества.

В остальных случаях нужно предупреждать потребителя услуг и препаратов о том, что существуют определенные противопоказания для их применения.

Как врач может рекламировать свои услуги

Как закон о рекламе медицинских услуг предписывает медицинским специалистам рекламировать свои услуги? Рассмотрим на примере.

В медучреждении работает врач-терапевт, который имеет дополнительную специализацию и сертификат специалиста, как врач-диетолог. При этом у самой клиники лицензии на диетологию нет. Может ли врач рекламировать свои услуги в этой клинике, используя контактные данные этой организации?

В соответствии с ФЗ «О рекламе», под рекламой понимается любая информация, которая распространяется в разных формах и разными способами и направлена на неопределенный круг лиц. Основное назначение рекламы – привлечь внимание к услуге или продукту, помочь его продвижению на рынке.

Закон о рекламе медицинских услуг 2018Объектом рекламы, как устанавливает закон о рекламе медицинских услуг, могут быть товар, услуга или работа, результаты какой-либо интеллектуальной деятельности и т.д.

Алгоритм разработки маркетинговой стратегии посмотрите в Системе Главный врач.

Когда медучреждение запускает какую-либо рекламу, объектом рекламирования в этом случае является не врач или организация, а оказываемые в организации услуги.

Если врач все же решил в этом случае рекламировать свои услуги, используя контактные данные организации, которая не имеет разрешительной лицензии на диетологию, необходимо учесть следующее:

  • рекламодатель отвечает за достоверность рекламы;
  • в рекламе должна содержатся информация о товаре и условиях его приобретения. При этом не допускается искажение смысла информации, которые могут ввести потребителя в заблуждение.

Таким образом, анализируя закон о рекламе медицинских услуг, мы может заключить, что, размещая такую рекламу, врач может ввести потребителей своих услуг в заблуждение.

Если пациент увидит рекламу об оказании услуг врача-диетолога в медучреждении или его рекламных материалах, он может подумать, что эту услугу оказывает и само медучреждение, что не соответствует действительности, т.е. эта организация даже не имеет лицензии на соответствующую деятельность.

Кроме того, если мы обратимся к ФЗ «О защите прав потребителей», мы узнаем еще об одном требовании из п. 2 ст. 9. Поскольку пациентам оказывается услуга, которая подлежит лицензированию, в рекламе такой услуги потребителю должна сообщаться информация о номере медицинской лицензии и сроках ее действия.

Очевидно, что в рассматриваемой ситуации ни медучреждение, ни врач предоставить такую информацию не смогут.

Ответственность за нарушение закона

Закон о рекламе медуслуг должен соблюдаться всеми медучреждениями без исключения.

За нарушение отдельных требований закона к организации могут быть применены санкции:

  • штраф в размере до 2,5 тыс. рублей – для физических лиц;
  • штраф в размере до 20 тыс. рублей – для должностных лиц;
  • штраф в размере до 500 тыс. рублей – для юридических лиц.

Также медучреждение может обратить внимание на ст. 25 ФЗ «О рекламе», которая касается особенностей рекламирования пищевых добавок и БАДов, а также детского питания, за нарушение которой также применяется административный штраф по ст. 14.3 КоАП.

logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Правовые вопросы здравоохранения»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к системе «Главный врач»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.