text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Как действовать когда, пациент отказался оплатить медуслуги

  • 5 июля 2018
  • 106

Отказ пациента оплачивать услугиЕсли пациент отказывается платить за медицинскую услугу по договору, подайте докладную записку на имя главного врача, заранее сформулируйте алгоритмы для ответственных сотрудников медорганизации.

Затем составьте претензию в адрес пациента, направьте ее заказным письмом с уведомлением о вручении.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Когда пациент не отвечает и на это, подготовьте в суд заявление о выдаче судебного приказа. Как еще можно реагировать, когда пациент не платит, читайте в статье.

Когда пациент должен оплачивать услуги

Заказчик обязан оплатить услуги по договору возмездного оказания услуг в сроки и в порядке, которые указаны в этом договоре. Это предусматривает часть 1 статьи 781 Гражданского кодекса РФ.

Претензия об исполнении денежного обязательстваПретензия об исполнении денежного обязательства
посмотреть/скачать>>

Докладная запискаДокладная записка
посмотреть/скачать>>

Заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по оплате медицинских услугЗаявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по оплате медицинских услуг
посмотреть/скачать>>


Пациент как потребитель услуги обязан ее оплатить и не вправе в одностороннем порядке отказаться от оплаты (ст. 309 ГК РФ).

Оплатить услугу можно тремя способами:

  1. Перед ее оказанием полностью или частично.
  2. Сразу после оказания — полностью или в рассрочку.
  3. После оказания услуги в течение конкретного времени.

В договоре можно прописать любой из перечисленных способов. Порядок оплаты будет другим, если объектом гражданских прав выступает работа, а не услуга.

Пример работы в медицине — изготовление зубного протеза. Пациент-потребитель обязан оплатить работу полностью лишь после того, как примет ее (ст. 37 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей»).

Но если потребитель согласен, он может при заключении договора оплатить работу в полном размере либо выдать медорганизации аванс.

Положение о порядке оказания платных услуг в сфере здравоохранения

Как быть, если пациент не платит

Если вы установили в договоре условие, согласно которому пациент оплачивает услугу до ее оказания, проблем не возникает. Пациент не заплатил — вы не оказываете услугу.

Чтобы мотивировать пациента внести предоплату, укажите в условиях договора одну из двух формулировок:

  • «оказание медицинских услуг осуществляется только после внесения оплаты»;
  • «выполнение обязательств исполнителем (медицинской организацией) начинается после внесения оплаты пациентом (потребителем)» (ст. 327.1 ГК РФ).

Если же по условиям договора пациент оплачивает услугу после ее оказания, вы рискуете. Пациент может передумать платить. Рассмотрим три варианта развития событий.

Пациент скандалит и угрожает проверками. Как решить ситуацию мирно?

В журнале «Правовые вопросы в здравоохранении», эксперт-практик подробно разобрал конфликтную ситуация между пациентом и ЛПУ. 

Юрист системыАлексей Панов, юрист, управляющий ООО «Центр медицинского права»:

У медорганизации всегда есть два варианта, чтобы решить ситуацию мирно: выплатить компенсацию или расторгнуть договор.

О том, какой вариант выбрать ЛПУ, и на что опираться при этом, могут прочитать подписчики и пользователи демодоуступа. + Шаблон для скачивания "Согласие о расторжении договора".

Прочитать полную версию статьи >>

Вариант 1. Пациент получил услугу и ушел. Врач назначил пациенту ультразвуковое исследование. Пациент был на исследовании, но до кассы не дошел — исчез из медорганизации. У него могли быть уважительные причины.

Например, пациенту срочно понадобилось уйти, потому что член семьи внезапно заболел или получил травму. Пациента мог вызвать начальник, и у него не было времени стоять в очереди в кассу.

Наконец, в ходе исследования человек мог узнать о серьезных проблемах со здоровьем, расстроиться и забыть об оплате. Но он мог и просто сбежать, чтобы сэкономить свои деньги. Как поступить в таком случае, мы показали в алгоритме.

Чтобы составить докладную записку, претензию и заявление о выдаче судебного приказа, воспользуйтесь образцами — они приведены в приложениях.


Вариант 2. Пациента не устроило качество услуги, и он отказывается платить. Пациенту оказали услугу — ультразвуковое исследование. Он утверждает, что услуга выполнена некачественно, и отказывается платить. Ссылается на свои права потребителя.

Нормативные документы, которые регулируют управление качеством медицинской помощи

Заранее разработайте четкие алгоритмы действий для сотрудников в каждом случае. Это поможет вам минимизировать временные затраты, если пациент не согласен оплатить медицинскую услугу.

Предложите пациенту написать претензию и изложить доводы — почему, по его мнению, услуги были некачественными. Если он не хочет этого делать, предложите ему высказать претензию и доводы в устном виде и зафиксировать обращение в порядке пункта 3 статьи 13 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Когда есть обращение пациента по поводу качества медицинской помощи, главврач обязан рассмотреть его совместно с врачебной комиссией. Это установлено пунктами 4.6, 4.24 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н).

Врачебная комиссия рассматривает конкретный случай и оформляет протокол решения (п. 16 Порядка). При условии, что услуга оказана качественно, комиссия подтверждает это и признает жалобу необоснованной. Теперь вы можете оформлять выписку из протокола решения (п. 18 Порядка) и направлять ее пациенту вместе с претензией.

Если пациент отказывается платить, направьте в суд заявление о выдаче судебного приказа. Но обратите внимание, что должник вправе возразить против его исполнения (ст. 129 ГПК РФ), в том числе сослаться на ненадлежащее качество.

Тогда судья вынесет определение об отмене судебного приказа и разъяснит взыскателю, то есть вам, что заявленное требование можно предъявить в порядке искового производства (ст. 129 ГПК РФ).

Медорганизации придется готовить в суд исковое заявление о взыскании долга по общим правилам искового производства.

Вариант 3. Пациент обещает заплатить, но когда — неизвестно. Вы оказали пациенту платную медицинскую услугу, но у него нет необходимой суммы для оплаты. Клиент утверждает, что сможет расплатиться позднее, через две недели.

Сотрудники медорганизации могут поверить пациенту на слово. Тогда достаточно уведомить пациента, что дальнейшее оказание услуг приостановлено до их оплаты.

Основные ошибки составления договора на оказание платных медицинских услуг (по мнению Роспотребнадзора)

Но есть другой вариант. Медорганизация может изменить условия договора об оплате в письменном виде — скорректировать дату оплаты медицинской услуги или сформировать условие о рассрочке платежа.

Укажите, какие суммы и к какой дате должен внести пациент. Отметьте в договоре, что медорганизация продолжит оказывать услуги только после того, как пациент погасит сумму долга.

Обходитесь без угроз, они могут навредить

Если пациент упорно отказывается платить, не угрожайте ему рассказать о диагнозе, разместить его фото в социальных сетях как должника и т. д. Эти неправомерные действия содержат признаки состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 163 УК РФ.

Правоохранительные органы вправе привлечь медицинских работников к ответственности. Вам не помогут оправдания вроде «мы вынуждены были таким образом возвращать долг», «у нас не было другого выхода».

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.