text
Портал для медицинских работников

Преемственность лекарственной терапии: поликлиника – стационар

  • 8 июля 2018
  • 83

Преемственность лекарственной терапии: поликлиника – стационарВ стационар часто поступают пациенты с заболеваниями, которые требуют постоянной лекарственной терапии, не связанной с причиной госпитализации.

Так, многие пациенты с гипертонической болезнью, поступающие на операцию, принимают гипотензивные препараты и антиагреганты.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

При госпитализации и выписке есть опасность прервать плановую терапию или изменить ее некорректно. Как снизить риски, читайте в статье. Опытом делятся специалисты ОАО «Медицина» — первой российской клиники, аккредитованной по стандартам JCI.

Половина пациентов при выписке из стационара получают некорректные рекомендации по плановой лекарственной терапии. Не всегда указаны нужные препараты, бывают дубли и неверные дозы.

Форма перед госпитализацией, образецФорма перед госпитализацией, образец
посмотреть/скачать>>

Бланк отказаБланк отказа
посмотреть/скачать>>


В результате течение соматических заболеваний может ухудшиться. Последствия средней степени тяжести наступают в 33% случаев (рисунок).

Заболевания

Планирование госпитализации

При плановой госпитализации нужно сообщить пациенту, что во время стационарного лечения необходимо продолжать терапию по поводу заболеваний, не связанных с причиной госпитализации. А также заранее скорректировать плановую терапию, если необходимо.

Задача 1. Собрать полный анамнез о плановой лекарственной терапии при поступлении пациента в стационар. Проблема в том, что пациенты забывают название и дозы препаратов, которые принимают. Причины — волнение, когнитивные расстройства, большое количество рекомендаций от разных специалистов.

Решение. Мы разработали форму, которую пациент может заполнить дома, без спешки. Форма перед госпитализацией в стационар, ее выдает врач поликлиники, когда направляет больного на госпитализацию.

Объясняет, что надо вписать все препараты, которые принимает пациент, дозы и кратность приема, информацию об аллергических реакциях и лекарственной непереносимости. Так врач стационара сразу получит нужную информацию.

Дополнительно мы разместили форму на сайте клиники в разделе «Советы пациенту перед госпитализацией».

Внимание. Если у больного есть когнитивные расстройства, к составлению списка надо привлекать членов семьи или сиделку.

Работа по выделению клинико-статистических групп (подгрупп)

Министерством здравоохранения Свердловской области совместно с медицинскими организациями были предложены варианты выделения новых подгрупп КСГ, разработана модель перехода на оплату по КСГ.

При проведении работы по дифференциации КСГ стояло три важных задачи:

  • соответствие стоимости случая и реальных затрат на лечение пациента;
  • сохранение объема финансирования профиля в целом;
  • повышение качества и доступности оказываемой населению медицинской помощи.

Для иллюстрации проведенной работы представлены данные по отдельным профилям – офтальмология, травматология и онкология (химиотерапия), а также созданные и внедренные на основе предложений медицинского сообщества области КСГ по медицинской реабилитации пациентов неврологического профиля.

Полный анализ маршрутизации позволяет исключить неоптимальное распределение средств.

Методы расчета доступны клиентам и пользователям по демодоступу журнала «Здравоохранение»

Клинико-статистические группы

Скачать методику >>

Задача 2. Вовремя отменить препараты, которые противопоказаны перед операциями. Есть группа препаратов, которые при планировании хирургического лечения важно своевременно отменить.

Например, препараты антитромботической терапии. У каждого лекарства свои сроки и схемы отмены, которые врач поликлиники должен учитывать при планировании. Иначе есть риск сорвать операцию.

Решение. Мы утвердили рекомендации по периоперационному ведению больных, которые получают длительную антитромботическую терапию. За основу взяли Федеральные клинические рекомендации. У врачей поликлиники документ всегда под рукой — в распечатанном и электронном виде, по ссылке на компьютере.

Раз в год проводим для врачей занятие по периоперационному ведению больных. Ответственный за организацию — клинический фармаколог.

Внимание. При неотложных операциях надо применять схемы экстренного прерывания эффектов антитромботической терапии. Они описаны в клинических рекомендациях. Надо, чтобы в отделениях неотложной хирургии эти препараты были доступны круглосуточно.

Проблема преемственности лекарственной терапии существует в госпиталях по всему миру. Международные организации пытаются ее решить.

В частности, рекомендации прописаны в стандартах объединенной международной комиссии JCI. Рекомендации публикует американский Институт по безопасному применению медикаментов (ISMP).

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Поступление пациента в стационар

В стационаре важно обеспечить непрерывность терапии по поводу различных заболеваний у коморбидных больных. Врач должен выяснить, какие лекарства пациент применял дома. А затем следить, чтобы он продолжил их правильно принимать до выписки.

Задача 1. Не прерывать плановую терапию. На первичном осмотре врачи стационара забывают спросить пациента о плановой терапии, которую он получает. И терапия прерывается. Часто это происходит у пациентов с неотложными состояниями и больных хирургических отделений.

Решение. В МИС клиники мы добавили раздел «Плановая терапия» в протокол первичного осмотра в стационаре. Теперь врачи не забывают задать необходимые вопросы.

Внимание. Особенно опасно прерывать плановую терапию лекарствами, которые имеют синдром отмены. Например, бета-блокаторами, препаратами для лечения сахарного диабета, антиаритмическими средствами.

Задача 2. Контролировать пациентов, которые поступают в стационар со своими препаратами. Многие пациенты поступают в стационар с личными препаратами и продолжают их принимать. Это экономит деньги больницы, но и создает риски. Врач не знает, как пациент хранил препараты дома и насколько правильно принимает. Высока вероятность побочных явлений и недостаточной эффективности лекарств.

Решение. Считаем правильным, когда в стационаре пациент получает лекарства только от медсестер — и из больничной аптеки, и личные. Все препараты лечащий врач вносит в лист назначений.

Мы объясняем пациентам, что лучше использовать лекарства больницы. Если переубедить не удается, просим подписать отказ от приема медикаментов клиники (приложение 2. Образец отказа). Забираем личные препараты, помещаем в отдельную коробку. Маркируем ее и храним в соответствии с требованиями на упаковке лекарств.

Медсестра, когда забирает у больного препараты, проверяет целостность упаковки, читаемость названия, сроки годности. Делает на коробке отметку о контроле.

При выписке пациент получает препараты обратно.

Внимание. Иногда больной настаивает, что будет принимать препараты самостоятельно. В этом случае медсестра должна ежедневно спрашивать его, что принимал, когда и в каких дозах.

А в случаях с ингаляторами при астме или шприц-ручками для инсулина, проверять, правильно ли пациент их использует.

Для чего нужны результаты диспансеризации

Для чего нужны результаты диспансеризацииПо результатам первого этапа диспансеризации терапевт определяет, к какой из трех групп здорвья относится пациент, планирует тактику его медицинского наблюдения, при необходимости, отправляет на второй этап диспансеризации.

Анна Калинина, руководитель отдела первичной профилактики ФГБУ «НМИЦ профилактической медицины» Минздрава России, профессор, д. м. н. и Петр Ипатов, ведущий научный сотрудник ФГБУ «НМИЦ профилактической медицины» Минздрава России, профессор, д. м. н. в рекомендации Системы Главный врач дали разъяснения, как определить, к какой группе здоровья относится пациент и как, в зависимости от группы, назначить тактику меднаблюдения, читать рекомендацию >>

Активируйте доступ к журналу «Здравоохранение» и читайте проверенные экспертами статьи:

Выписка из стационара

При выписке пациенту нужно дать полный перечень лекарств, которые он должен принимать дома по поводу всех своих заболеваний.

Задача 1. Скорректировать перечень лекарств для плановой терапии. Распространенная проблема — врачи-специалисты в разделе «рекомендации» выписного эпикриза отмечают лишь препараты, которые лично назначили пациенту. А про сопутствующую терапию забывают. В свою очередь, больные считают, что после выписки надо принимать только лекарства из эпикриза. Плановая терапия прерывается.

Решение. В выписном эпикризе вместо одного раздела, который посвящен рекомендациям по лекарствам, мы сделали два. Первый — продолжение лекарственной терапии, назначенной в стационаре. Второй — продолжение плановой лекарственной терапии. Врач заполняет оба раздела.

Внимание. Хирурги перед операцией, как правило, отменяют антитромботическую терапию, т. к. боятся кровотечения. Но в определенные сроки после операции лечение надо возобновить.

Поэтому лечащий врач, когда составляет выписной эпикриз, должен проверить перечень препаратов, которые пациент получал при выписке. Затем по каждой позиции решить, что пора отменить.

Задача 2. Указать в выписке продолжительность курса. При выписке доктор не всегда указывает курс приема препаратов. Пациент продолжает принимать лекарства неопределенно долгое время. Развиваются побочные действия.

Решение. Мы стандартизировали в выписном эпикризе раздел рекомендаций по лекарственной терапии. Обязательные блоки — название, лекарственная форма, доза, кратность приема и продолжительность курса.

Внимание. Некоторые препараты при выписке назначают по требованию. В частности, капотен при повышении АД или нурофен при болях.

Что такое «повышенное АД», врач и пациент могут понимать по-разному. При назначении препаратов по требованию надо писать точные показания для приема. Допустим, «при повышении АД более, чем 160/100 мм рт. ст.».

А также указывать максимальную суточную дозу, максимальную кратность приема и условия, при которых следует обратиться к врачу.

Например, «потребность в приеме капотена сохраняется ежедневно», или «на фоне ежедневного приема нурофена по требованию болевой синдром возникает и сохраняется более недели».

Амбулаторный этап

Зачастую врачи амбулаторного звена доверяют коллегам из стационара и после выписки продолжают следовать их рекомендациям по лекарственной терапии. При этом есть риск пропустить ошибку.

Задача. Проверить выписной эпикриз. Врач поликлиники должен проверить выписной эпикриз и, если есть ошибки, исправить.

Решение. Врачи поликлиники при первом визите пациента после выписки из стационара обращают особое внимание на раздел эпикриза «Продолжение плановой лекарственной терапии».

Проверяют правильность дозы, кратность приема и продолжительность курса. Сравнивают этот список с перечнем препаратов, которые пациент получал до госпитализации. На каждом следующем приеме пациента список препаратов актуализируют. Решают, где изменить дозу, а что отменить.

Внимание. Пациентыпосле выписки из стационара не всегда принимают все назначенные препараты. Рекомендуем врачам на каждом приеме контролировать пациентов по перечню. Например: «Давайте пройдемся по списку препаратов, которые были вам назначены. Расскажите, что вы принимаете и каким образом».

Контроль качества

Завотделением при проверке историй болезни пациентов стационара прослеживает преемственность лекарственной терапии. Проверяет, как в первичном осмотре заполнили раздел «Плановая терапия», указали названия препаратов, дозы и кратность приема. Смотрит, все ли лекарства в первый же день перенесли в лист назначений и не потеряли за время стационарного лечения.

При контроле выписного эпикриза завотделением проверяет соответствие плановой терапии при поступлении и при выписке. Если во время госпитализации плановую терапию изменили, в выписном эпикризе должны указать причину. Например, консультация специалиста.

Соматически отягощенные, коморбидные пациенты требуют особого внимания врачей амбулаторного и стационарного звена. Только вместе они могут обеспечить непрерывность лекарственной терапии.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.