Портал для медицинских работников

Анализ мочи с микроскопией осадка

• 1 августа 2018

Микроскопическое исследование мочиМикроскопическое исследование мочи и ее осадка позволяет клиницисту подтвердить симптомы того или иного диагноза, выявляет наличие клеток и элементов, характерных для разных состояний.

Рассмотрим общие показатели микроскопического анализа мочи, расскажем о факторах, которые могут исказить результаты анализа.

Внимание! Для скачивания доступна новая книга:  «Молекулярно-биологические исследования» ,

Главное в статье:

Исследования анализа мочи

Расшифровка

Что может влиять на результат

Информация об исследовании

Микроскопическое исследование мочи – это комплекс различных средств диагностики, которые помогают исследователю выделить основные свойства мочи, определить ее физико-химический состав.

При общем анализе мочи с микроскопией анализа детально исследуется моча и ее осадок, точно определяется наличие в ней различных клеток, их происхождение и количество.

Зачем проводится микроскопическое исследование мочи? Моча и ее состояние может многое сказать исследователю о метаболизме в организме человека, об обменных процессах, поскольку является итогом работы почек.

В моче в различном количестве содержится вода, а также электролиты, продукты распада и клетки эпителия.

Наличие и концентрация того или иного элемента в материале говорит о разных болезнях мочевыводящих путей, почек, а также других систем органов. Некоторые же вещества в здоровом организме отсутствуют.

Микроскопическое исследование мочи позволяет узнать не только детальный состав, но и количество этих элементов в моче, а также наличие специфических соединений.

Показатели, которые сегодня доступны исследователям, позволяют специалистам получить полную информацию об обмене веществ, выявить наличие инфекций и воспалений, которые развиваются у пациента.

Ход исследования анализа мочи с микроскопией осадка

Анализ мочи микроскопия проводится в несколько этапов:

1. Подготовка материала. Для анализа необходимо приготовить не менее 10 мл утренней мочи, которая помещается в центрифугу и тщательно перемешивается. Далее включают центрифугу, где моча обрабатывается на скорости в 2 тыс. оборотов в минуту в течение 5 минут.
  2. Подготовка осадка к анализу. После вращения в центрифуге, верхний слой быстрым движением сливают из пробирки. Осадок, который остался необходимо аккуратно перенести на предметное стекло и накрыть другим стеклом сверху.

Микроскопическое исследование мочи будет более точным, если количество жидкости в осадке будет минимальным, покровное стекло должно покрыть его полностью. Если большая капля расплывется, то препарат станет многослойным и это затруднит его дальнейшее изучение.

1. Микроскопический анализ мочи. Сначала проводится общий обзор, для чего устанавливается малое увеличение (8 ґ 10). Для количественной оценки структур необходимо большее увеличение (10 ґ 40).

Наблюдения записываются. Далее проводится расшифровка полученных результатов (анализ мочи микроскопия расшифровка).

Анализ мочи с микроскопией осадка Удельный вес и осмолярность мочи, Характеристика и клинико-диагностическое значение показателей>>

Расшифровка при исследовании осадка мочи

При расшифровке результатов исследования изучаются следующие показатели:

1. Наличие бактерий в осадке (отсутствие, небольшое, большое количество).
  2. Плоский эпителий (норма для мужчин – 0-9 клет/мкл, для женщин – 0-15 клет/мкл).
  3. Лейкоциты (норма для женщин – 1-27,5 клет/мкл, для мужчин – 0-16,5 клет/мкл).
  4. Эритроциты (норма – не более 11 клет/мкл).
  5. Наличие слизи.
  6. Наличие кристаллов.
  7. Наличие цилиндров.

Эритроциты

Микроскопическое исследование мочи может выявить наличие эритроцитов, в норме они могут присутствовать в моче в небольшом количестве.

Особенности исследования:

• клетки в форме диска, имеют желтовато-зеленый оттенок;
  • в  цитоплазме не обнаруживаются включения;
  • в кислой среде эритроциты могут быть в виде звезды;
  • эритроциты имеют вид 1-2 контурных колец при длительном пребыании в материале низкой плотности, поскольку теряют гемоглобин.

Необходимо отличать эритроциты от дрожжей (грибов) и кристаллов:

1. Кристаллы различаются по размеру и резко преломляют свет.
  2. Грибы почкуются, имеют голубоватый цвет, чаще более овальные, чем эритроциты.

Анализ мочи микроскопия может выявить большое количество эритроцитов в моче.

В этом случае речь идет о гематурии, причины которой могут быть разнообразными:

• инфекции мочеполовой системы;
  • травмы и повреждения мочеполовой системы;
  • сердечная недостаточность;
  • различные новообразования;
  • васкулиты;
  • тромбозы;
  • туберкулез почки и т.д.

Лейкоциты

При проведении анализа мочи здоровым людям эти кровяные клетки встречаются нечасто. Они имеют следующие отличительные особенности:

1. Клетки зернистой округлой формы.
  2. Если плотность мочи относительно низкая, некоторые лейкоциты увеличиваются, а «активные» клетки двигаются в хаотичном движении.
  3. Быстро разрушаются в кислой среде.
  4. В моче лейкоциты представлены преимущественно нейтрофилами, однако, иногда обнаруживаются эозинофилы и лимфоциты, которые отличаются по крупной и обильной, преломляющей свет зернистости.

Причины большой концентрации:

• инфекция мочевыводительного тракта;
  • лихорадка;
  • пиелонефрит, интерстициальный нефрит и т.д.

В статье приведены сведения об основных причинах протеинурии, особенностях современных методов определения белка, лабораторных способах дифференциальной диагностики протеинурий для выявления локализации повреждений.

Протеинурия и белковые образования мочи

Белки в моче

В ходе общего анализа мочи определяется содержание белка. Белки – это важная составляющая материала, поскольку их наличие и превышение нормы является тревожным сигналом и предпосылкой наличия почечной патологии, а также осложнений различных болезней.

Белок в моче связан с деятельностью нефронов – основной структурной единицей почек. Каждый клубочек нефрона выполняет отдельную функцию в системе почечных канальцев. Так, в них фильтруется плазма крови, обратко всасывается большая часть фильтрата.

Фильтрация крови в них проходит через несколько слоев:

1. Фенестрированный эндотелий капилляров, размеры которого не пропускают кровные клетки.
  2. Базальная мембрана клубочка, в основе которых волокна с малыми порами.
  3. Клетки почечного эпителия, выросты которых плотно прилегают к базальной мембране.

Среди основных белков, которые выделяет микроскопическое исследование мочи можно выделить иммуноглобулин, альбумин, глобулин и т.д.

У здорового человека анализ может выявить более 200 видов белков, которые могут иметь разное происхождение. При отдельных заболеваниях исследователь может обнаружить специфические белки в разной концентрации.

Эпителий

Анализ мочи может выявить у любого человека плоский эпителий в незначительном количестве. Если их слишком много, это может говорить на наличие воспалений мочевыводящих путей.

Причины этого могут быть разными. Это связано с тем, что их распространение может происходить от органов, которые покрыты разными видами эпителия.

1. В виде отдельных единиц или пластов встречаются клетки плоского эпителия. Они довольно большие, имеют форму неровного круга, многоугольную форму, небольшое ядро, бесцветны.
  2. Желтоватая окраска, интенсивность которой меняется в зависимости от наличия пигментов и концентрации мочи, характерна для клеток переходного эпителия. Он отличается округлой или цилиндрической формой, клетки могут иметь «хвосты», нередко встречаются двуядерные клетки
  3. Оттенок с желтизной имеют и клетки почечного эпителия. Их размер в несколько раз превышает размер лейкоцитов, часто выражены значительные изменения, например, жировая инфильтрация, вакуолизация, зернистость.

Плоский и переходный эпителий микроскопическое исследование мочи может выявлять довольно часто. Если исследователь наблюдает несколько таких клеток, это не дает основания говорить о патологии в том случае, если микроскопическая картина осадка является в целом нормальной.

В каких случаях микроскопический анализ мочи может выявлять повышенное количество почечного и переходного эпителия:

• проблемы с кровообращением;
  • отравления;
  • воспаления мочевого пузыря;
  • мочекаменная болезнь;
  • наличие опухолей и т.д.

Цилиндры

Под цилиндрами в мочевом осадке понимаются клеточные и белковые образования канальцевого происхождения. Они имеют разную величину и характерную цилиндрическую форму. В зависимости от характеристик цилиндров выделяют следующие их виды:

1. Гиалиновые цилиндры. Представляют собой коллоидную форму белка вследствие изменения рН. При плохом освещении их трудно заметить, имеют прозрачный цвет и тонкие контуры. На поверхности цилиндра может присутствовать легкая зернистость. Образуются из свернувшегося белка. Причина их большого количества – развитие протеинурии вследствие высокой проницаемости клубочковых капилляров.
  2. Зернистые цилиндры можно отличить по резкому контуру, они состоят из зернистой плотной массы с желтоватым оттенком.
  3. Если микроскопическое исследование мочи выявило восковидные цилиндры, они имеют резкие контуры, а также желтоватую структуру с блеском. Они образуются из зернистых и гиалиновых цилиндров, которые задерживаются в канальцах.
  4. Эритроцитарные цилиндры образуются из эритроцитов. Они имеют желтоватый оттенок и характерны для почечной гематурии.
  5. Лейкоцитарные цилиндры образуются из большого количества лейкоцитов. Они являются последствием пиелонефрита, гнойных процессов в почках.

Также часто микроскопическое исследование мочи выявляет цилиндры, образованные из аморфных солей. При нагревании препарата они полностью растворяются.

Цилиндры в моче появляются вследствие разных заболеваний:

• злокачественная гипертензия;
  • амилоидоз почек;
  • почечная недостаточность;
  • перегрев и лихорадка с обезвоживанием;
  • туберкулез почки;
  • застойная сердечная недостаточность и т.д.

Соли и другие элементы

В общем анализе мочи нередко выявляют соли, которые выпадают в осадок. Это зависит прежде всего от различных свойств мочи, прежде всего, рН.

Выделяют следующие соли и элементы, выявляемые при микроскопическом исследовании мочи:

1. Мочевая кислота. У здоровых людей в норме отсутствует, ее наличие свидетельствует:
  • о патологически кислой рН мочи, что характерно для почечной недостаточности;
  • о процессах распада тканей, о лихорадке, о тяжелой физической нагрузке, о потреблении большого количества мяса.
  1. Аморфные ураты. Это мочекислые соли, которые придают моче характерный кирпично-розовый оттенок. Встречаются в моче в единичных экземплярах. Большое их количество характерно для гломерулонефрита, лихорадочных состояний, хронической почечной недостаточности и т.д.
  2. Оксалаты – это оксалат кальция, соли щавелевой кислоты. У здорового человека в анализе встречают в единичных случаях. Большое количествооксалатов говорит о сахарном диабете, пиелонефрите, о злоупотреблении овощей и фруктом. Повышенное количество оксалатов характерно после приступов эпилепсии.
  3. Кристаллы холестерина. Характерны при новообразованиях, при липоидной дистрофии почек, при абсцессе почек и т.д.
  4. Гематоидин является продуктом распада гемоглобина, не содержащим железа. Присутствует в моче при абсцессе почек, при новообразованиях и т.д.

Кристаллы могут появляться в моче в зависимости от коллоидного состава мочи. Часто они указывают на то, что минеральный обмен в организме пациента нарушен, о наличии камней или риске их возникновения.

Анализ мочи с микроскопией осадка Читайте также: Цитокиновый профиль мочи в диагностике поражения почечной ткани при пиелонефритах>>

Что может влиять на результат микроскопического исследования мочи

Микроскопическое исследование мочи должно проводиться по определенным правилам, соблюдение которых позволяет добиться объективного результата исследования.

На результаты влияют следующие факторы:

• пациент не выполнит правила сдачи материала. Например, пациентка сдала анализ во время менструации;
    • поздняя сдача материала в лабораторию;
    • перед анализом пациент употреблял большое количество зеленого чая, кофе, алкоголя, минеральных вод и т.д.;
    • незадолго до анализа пациенту вводились растворы глюкозы, контрастные вещества, солевые растворы;
    • состояние беременности, интенсивные физические нагрузки и т.д.;
    • проба мочи, направленная на микроскопическое исследование мочи, была загрязнена выделениями из половых путей, кровью при геморрое и т.д.;
    • пациент принимал препараты, которые могли повлиять на результаты анализа и т.д.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Справочник заведующего КДЛ»:
    возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингам • книги для КДЛ
    Активировать доступ