text

🍁 Осенний ценопад: скидка 20%! УСПЕТЬ ➤➤➤

Портал для медицинских работников

Как действовать, если конкуренты аптеки подрывают деловую репутацию

  • 16 августа 2018
  • 44

Как действовать, если конкуренты аптеки подрывают деловую репутациюДеловая репутация — это актив аптеки, от которого во многом зависит ее успех. Поэтому любые удары по деловой репутации надо отбивать.

Организация, которая считает, что распространенная о ней информация ставит под угрозу деловую репутацию, вправе обратиться в суд.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  Регистрация операций по обороту НС и ПВ, Обеспечение ЛП минимального ассортимента, Регистрация неправильно выписанных рецептов


Главное в статье:


В каких случаях аптека выиграет суд

Право на защиту деловой репутации организация получит, если докажет, что распространенные сведения порочат ее.

Пункт 7 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» разъясняет, что такое распространение и какие сведения имеют порочащий характер.

Ответчик распространил сведения, если:

  1. Опубликовал в СМИ, сети Интернет, в иных средствах телекоммуникационной связи.
  2. Изложил в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях на имя должностных лиц.
  3. Сообщил в устной или другой форме хотя бы одному лицу.

Ответчик может сообщить сведения лицу, которого они касаются, но соблюсти при этом меры конфиденциальности. В таком случае нельзя говорить о распространении.

Как действовать, если конкуренты аптеки подрывают деловую репутацию Защита деловой репутации или компенсация за моральный вред, расскажем об этом в статье>>

Верховный суд относит к порочащим сведения о нарушении юрлицом действующего законодательства, деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют деловую репутацию организации.

Такую же оценку получат сведения, если в них юрлицо обвиняют в недобросовестности при выполнении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности.

Лицо, которое распространило порочащие сведения, обязано доказать, что они соответствуют действительности. Если ему не удастся этого сделать, организация выиграет суд.

При этом п. 9 постановления Верховного суда предупреждает, что предметом судебной защиты могут быть только утверждения о фактах, соответствие которых действительности можно проверить.

Оценочные суждения, мнения, убеждения — это выражения субъективного мнения и взглядов ответчика.

Установить, соответствуют ли они действительности, нельзя, как и использовать их в суде в качестве порочащих деловую репутацию сведений.


На что вправе рассчитывать аптека

Итак, аптека обратилась в суд за защитой деловой репутации. Сведения о ней признали распространенными, порочащими и несоответствующими действительности.

Организация вправе рассчитывать на удаление такой информации, ее опровержение и уничтожение, включая носители.

Кроме того, аптека вправе получить материальную компенсацию за ущерб и упущенную выгоду в результате распространения порочащих сведений (ст. 152 ГК РФ).

Требовать возмещения морального вреда организация не вправе (пример).

Порядок опровержения порочащих сведений устанавливает суд. Для некоторых ситуаций установлен особый порядок.

Так, если сведения распространили в СМИ, их опровергают именно в этом издании. Организация вправе требовать от редакции опубликовать свой ответ.

Если сведения содержались в документе другой организации, его должны заменить или отозвать.

Если информация получила широкую известность и опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, ее должны удалить и пресечь или запретить дальнейшее ее распространение.

Если сведения опубликовали в интернете, их должны удалить и опубликовать в Сети опровержение.

Виновные в распространении порочащих сведений не обязаны приносить потерпевшей организации публичные извинения. Но запрета на такой способ решения конфликта закон не содержит.

Стороны вправе договориться в суде, что ответчик извинится за порочащие истца сведения, а суд утвердит мировое соглашение.

Ответчиками по искам о защите деловой репутации выступают авторы порочащих сведений и распространившие их лица.

Так, если сведения опубликовали в СМИ, отвечать будет автор и редакция.

Активируйте доступ к журналу «Новая аптека» и читайте проверенные экспертами статьи:

Пример. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2016 № 13АП-7751/2016 по делу № А42-8359/2015

Сетевое издание «СеверПост.ru» опубликовало несколько статей о предприятии «Фармация Заполярья».

В статьях предприятие называли фирмой-однодневкой, которую специально создали перед торгами и утверждали, что она получила многомиллионный госконтракт на лекарственное обеспечение льготников.

«Фармация Заполярья» подала иск в суд с требованием признать, что сведения не соответствуют действительности и порочат деловую репутацию организации.

Также истец требовал обязать издание опубликовать опровержения статей и выплатить компенсацию нематериального вреда в размере 100 000 руб.

Суд первой инстанции признал сведения оценочными суждениями и отказался удовлетворять иск. «Фармация Заполярья» подала апелляцию.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что спорные высказывания содержат утверждения о совершении обществом противоправных поступков и недобросовестном ведении предпринимательской деятельности.

Так как ответчик не предоставил доказательств, что сведения соответствуют действительности, суд признал требования аптеки правомерными. Учредителя интернет-сайта «СеверПост.ru» обязали опубликовать опровержение порочащей информации.

Денежные требования аптеки суд признал необоснованными. Положения о компенсации морального вреда не применяются к защите деловой репутации юридического лица (п. 11 ст. 152 ГК РФ).

В пользу истца с ответчика взыскали расходы по оплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе.

Суд не вправе отказать аптеке в удовлетворении требований о возмещении убытков, связанных с распространением порочащих сведений, только потому, что их точный размер невозможно установить.

На это указывает п. 19 «Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации» от 16.03.2016.

Размер убытков в таком случае суд обязан определить с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости, соразмерности и в целях устранения последствий допущенного нарушения.

Так, размер убытков можно определить с учетом снижения выручки организации-истца после распространения порочащих сведений.


Выводы

  1. Суд удовлетворит требования аптеки о защите деловой репутации, только если получит доказательства.
  2. Оценочные суждения нельзя использовать в суде как порочащие деловую репутацию сведения.
  3. Аптека вправе требовать с ответчика возмещения ущерба и упущенной выгоды.
  4. Виновные в распространении порочащих сведений не обязаны приносить публичные извинения.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в
подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в
подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Новая аптека»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для аптек
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.