❅ ЗАМОРАЖИВАЕМ ЦЕНЫ ДО 20%! Подписаться »

Здравоохранение

Три нестандартных решения при конфликте с пациентом

  • 12 сентября 2018
  • 155

Как решить конфликтЕсли лечение не приносит результатов, не стоит обвинять врача в некомпетентности. Возможно, пациенту выгодно оставаться больным. 

Врач настаивает на удалении пораженного глаза у пациентки: «Глаз все равно не видит. Поставим отличный протез».

Но женщина требует сохранить орган, плачет и идет к главному врачу. Стандартная ситуация, которую можно было избежать, если бы врач был знаком с прикладной психологией.

Расскажем, какая подоплека может стоять за типичными конфликтами и как наладить взаимоотношения врача и больного.

Внимание! Уже доступны новые образцы! Не забудьте скачать!: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Врач старается, но пациентке все хуже

Доктор жалуется, что несколько месяцев не может помочь больной бронхиальной астмой. На старте очередной схемы лечения врач наблюдает улучшение, а потом ей неожиданно становится хуже.

Доктор огорчен, разочарован в себе, у него опускаются руки. А пациентка считает, что доктор недостаточно внимателен к ней, смотрит в бумажки, а не на нее, на приеме часто поглядывает на часы.

Если врач не желает лечить конфликтного пациентаЕсли врач не желает лечить конфликтного пациента
посмотреть/скачать>>

Неэтичное поведение: конфликты с пациентамиНеэтичное поведение: конфликты с пациентами
посмотреть/скачать>>

Как узнать причины конфликтов врачей с пациентамиКак узнать причины конфликтов врачей с пациентами
посмотреть/скачать>>


Причина конфликта. Пациентке важно не выздороветь. Она хочет получить временное облегчение, чтобы улучшить качество жизни, но стойкая ремиссия ей не нужна.

Она боится, что, когда выздоровеет, дети утратят к ней интерес, они готовы говорить с ней только о болезни.

Не будет приступов — не будет выходов «в свет», в поликлинику, бесед с доктором.

Поэтому, когда женщине становится лучше, она нарушает рекомендации врача: наводит порядок на пыльных полках, активно пользуется бытовой химией. Очередной приступ — значит, можно снова пойти в поликлинику.

Пациентка саботирует назначения врача не намеренно, мотивы своего поведения она не осознает. Скорее всего, глядя на свои действия со стороны, назвала бы их странными. Но находясь внутри ситуации, не может анализировать свое поведение.

Решение. Потребности доктора и пациентки противоположны. После беседы с психологом, который объяснил врачу ситуацию. Доктор перестал переживать, избавился от стыда.

Теперь он знает, что пациентке нужно общение. А женщина перестала раздражаться из-за того, что доктор вечно торопится.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Доктор спасает пациента и подает заявление на увольнение

Опытный реаниматолог приносит заведующему заявление об уходе. На вопрос руководителя о причинах такого решения отвечает, что все надоело, работа не имеет смысла.

Заведующий обратился к психологу с вопросом, какое решение принять: он не имеет права не подписать заявление, но и не хочет терять ценного сотрудника.

Причина конфликта. Накануне врачу удалось спасти мужчину после автоаварии. Доктор был очень доволен и горд. А когда пришел на обход, услышал от пациента: «Зачем вы лечили меня, мне всего 25 лет, а я уже инвалид и никогда не смогу ходить. Вы садист, вам наплевать, что со мной дальше будет».

Решение уйти из реаниматологии доктор объяснил так: «Мое дело — спасать пациента. Если я буду задумываться, стоит или не стоит ему жить без ног, я сойду с ума».

Решение. Заведующий реанимацией решил оградить врачей-реаниматологов от общения с пациентами, когда нет уверенности, что больные эмоционально стабильны.

Поскольку больница маленькая и психотерапевт не предусмотрен штатным расписанием, взаимодействие со сложными пациентами заведующий взял на себя.


Врач не понимает, почему пациентка отказывается от операции

У пациентки матка поражена множественными миоматозными узлами, которые постоянно кровоточат. Гинеколог сообщает, что придется ее удалить. Женщина плачет и отказывается от операции. «Зачем вам матка? Вы же все равно рожать не будете, дети у вас есть, вы в возрасте», — недоумевает врач.

4 типа конфликтов в медорганизациях

Топ-5 претензий врачей и пациентов

Врачи Пациенты
«Не могу больше работать с этими пациентами. Они думают, если деньги заплатили, то могут требовать от меня все что угодно» «Я деньги заплатил, и врачи обязаны пылинки с меня сдувать!»
«Я очень устал: дежурства, операции, отчеты, истории болезни…» «Резкий, недобрый какой-то»
«Невозможно объяснить очевидные вещи людям, далеким от медицины» «Доктор ничего не объясняет»
«Вздорные, всезнающие, лезут в интернет, начитаются такого! Как с ними работать?» «Неужели врач не понимает, что мне очень страшно?»
«Не знаю, как сказать пациенту, что я не смогу ему помочь» «Врачу все равно — не у него же болит!»

Причина конфликта. Врачи видят только свой участок работы. Для них важно, чтобы пациент был здоров. Но психоэмоциональное состояние людей остается вне зоны их внимания.

Пациентку можно понять. Речь идет о целостности своего образа, своего «я». Удаление органа — покушение на целостность.

Ситуация обостряется местом женщины в обществе. Веками единственное, что было востребовано — ее репродуктивная функция. Удаление матки — покушение на то, что легализует жизнь женщины.

И бессознательное пациентки помнит об этом и сейчас, хотя за последние сто лет социальная ситуация изменилось.

Решение. Когда пациенту требуется удалить орган, ему необходимо помочь адаптироваться к новым обстоятельствам. С этой задачей поможет справиться штатный психолог медорганизации или специально обученный сотрудник.

У врачей и пациентов часто возникают претензии друг к другу.

Непонимание вызвано разным восприятием ситуации, эмоциональной нестабильностью пациентов, перегрузками врачей, особенностями процесса оказания помощи, необходимостью быстро принимать решения.

Важно понимать, что эффективность терапии зависит от обеих сторон. Лечение будет успешнее, если снизить уровень недоверия, предупредить возможные конфликты.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, бесплатные медкниги для Вас:


Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.