text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Аптечный бизнес-план от А до Я

  • 25 октября 2018
  • 66

Аптечный бизнес бизнес планБизнес-план аптечного пункта позволяет предпринимателю понять, какие трудности его ожидают при открытии аптеки, какую стратегию развития бизнеса лучше выбрать и какие финансовые инвестиции для этого необходимы.

Расскажем, из чего состоит составление бизнес-плана аптеки и как оценить его эффективность.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  Регистрация операций по обороту НС и ПВ, Обеспечение ЛП минимального ассортимента, Регистрация неправильно выписанных рецептов

Форма бизнес-плана для аптеки

Бизнес-план аптечного пункта – важный документ, который позволит выстроить стратегию открытия бизнеса, понять, с какими трудностями придется столкнуться для этого, какие затраты ждут организацию на этапе запуска аптеки и в будущем.

Несмотря на то, что аптечные сети завоевали большую часть этого рынка, аптечный бизнес остается привлекательным для инвесторов.

Это неудивительно, ведь потребности покупателей лекарственных средств с каждым годом только возрастают, и услуги аптек остаются очень востребованными.

В связи с этим, многие предприниматели полагают, что открытие аптеки будет приносить гарантированный и высокий заработок.

Узнайте, как рассчитать рентабельность аптеки

Однако, следует учитывать те особенности, которыми характеризуется аптечный бизнес. Бизнес-план, составленный на этапе проработки этой идеи, позволить оценить все сложности, составить пакет необходимых документов для получения лицензии.

Аптечный бизнес – высококонкурентная среда, в которой работают профессионалы, а вложения в открытие аптечного киоска могут быть очень внушительными. Если все это не учесть в бизнес плане аптечного пункта, то велика вероятность того, что не он принесет никакой прибыли своему создателю.

Бизнес-план аптечного пункта может быть составлен по общепринятой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ № 75 от 23.03.2006 года.

В документ традиционно включаются следующие блоки:

  1. Краткое описание будущего бизнеса.
  2. Финансовый раздел.
  3. Инвестиционный раздел.
  4. Производственный раздел.
  5. Маркетинговый раздел.
  6. Организационный раздел.
  7. Юридический раздел.

Бизнес-план аптечного пункта составляется на четко определенный период – на один год больше конечного срока окупаемости проекта.

Рассмотрим подробнее те разделы, которые включает в себя разработка бизнес плана.


Финансовый раздел

Для открытия аптечного пункта или целой сети аптек бизнесмену необходимы существенные финансовые вложения. Поэтому одним из ключевых разделов документа является финансовый раздел.

Он включает в себя подробные расчеты следующих показателей:

  • срок окупаемости проекта;
  • внутренняя ставка дохода;
  • простая ставка дохода;
  • чистая дисконтированная стоимость.

С помощью этих расчетов можно понять, насколько проект открытия аптечного киоска или пункта является состоятельным и эффективным с финансовой точки зрения.

Кроме того, бизнес-план аптечного пункта в этом разделе содержит основные финансовые документы организации, позволяющие планировать дальнейшую деятельность:

  • баланс аптеки;
  • план получения прибыли и учет возможных убытков;
  • план доходов и расходов;
  • оперативный план;
  • прогноз движения наличных средств.

Все показатели, отраженные в документы – запланированные, то есть желательные. На них организация будет ориентироваться в течение определенного периода времени и анализировать свое финансовое состояние.

Инвестиционный раздел

Для того, чтобы создать успешный аптечный бизнес план должен содержать следующую информацию:

  1. О планируемых подготовительных мерах к открытию аптеки (выбор торговой точки и помещения, набор персонала, закупка оборудования и товара и т.д.).
  2. Перечень лиц, которые несут ответственность за свой раздел проекта.
  3. Этапы реализации проекта и промежуточные сроки его выполнения.
  4. Размер финансовых вложений в проект.
  5. Источники финансирования и инвесторы.
  6. Сроки окупаемости произведенных сложений.
  7. Прогнозируемая прибыль по периодам и учетом объемов продаж.
  8. План возврата банковских гарантий, кредитов и т.д.

В инвестиционный раздел важно включить обоснование экономической целесообразности проекта – это учитывается при рассмотрении банком кредитной заявки и поможет заинтересовать возможных инвесторов.

Тем не менее, грамотно и подробно составленное описание еще не гарантирует получение кредита на выгодных условиях, т.к. банки оценивают эффективность проекта в целом.

Производственный раздел

Цель включения этого раздела в бизнес-план аптечного пункта – доказать будущим партнерам эффективность предприятия, т.е. способность организации качественно и в срок оказывать необходимые услуги потребителям.

Что следует включить в этот раздел:

  • информация о процессе оказания услуг посетителям аптеки (применения технологий или создания товара);
  • результаты оказания услуги (например, в виде полученных товарных знаков, лицензий и т.д.);
  • описание производственного процесса, его особенности;
  • организация сервиса при обслуживании клиентов аптеки;
  • структура издержек при оказании услуг, а также возможности их снижения в будущем.

Прежде всего этот раздел бизнес-плана будет интересен инвесторам и кредиторам, поскольку он позволит им проанализировать структуру управленческого аппарата аптеки, необходимые людские ресурсы, а также понять, кто именно стоит за данным бизнесом.

Маркетинговый раздел

Аптека должна быть интересна и привлекательна те только для инвесторов, но и для конечного потребителя, поэтому в бизнес план аптечного пункта обязательно нужно включить маркетинговый раздел.

Он позволит бизнесмену раскрыть инструменты, которыми он будет пользоваться для сбыта своей продукции, для воздействия на рынок лекарственных средств.

Сюда включается следующая информация:

  1. Особенности ценообразования на аптечный ассортимент.
  2. Анализ рынка и непосредственных конкурентов.
  3. Маркетинговая политика аптеки.
  4. Способы продвижения аптеки и ее товаров для того, чтобы в будущем преодолеть точку безубыточности.
Активируйте доступ к журналу «Новая аптека» и читайте проверенные экспертами статьи:

Организационный раздел

Организационная работа при открытии аптеки составляет одно из самых важных направлений бизнеса. В частности, в отдельном разделе подробно описывается, как планируется организовать проект по открытию аптечного пункта, каким образом эта работа будет налажена.

В этот раздел включаются:

  • особенности организационной структуры аптечной организации или сети аптек;
  • порядок распределения ответственности и полномочий между участниками бизнеса;
  • основные вопросы руководства организацией;
  • форма собственности будущего бизнеса (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т.д.);
  • основные участники компании.

Аптечный бизнес: оценка эффективности бизнес-плана

Бизнес-план аптечного пункта после разработки следует оценить по системе целевых показателей, которые выражают стремление собственника к повышению благосостояния и росту стоимости бизнеса.

На эти показатели в дальнейшем необходимо ориентироваться, анализируя деятельность аптеки.

Готовый бизнес-план должен включать в себя следующие ключевые компоненты:

  • описание стратегии и системы целевых показателей;
  • разработки бизнес-модели;
  • механизм реализации плана;
  • условия, которые позволят корректировать обозначенные условия в ответ на изменение ситуации.

Таким образом, бизнес-план позволяет ответить не только ответить на вопрос какой аптека должна быть, но и как этого достичь. В плане анализируется его возможная эффективность, а также возможные риски. В финансовой модели рассчитывают экономические индикаторы, которые позволят говорить об успешности проекта.

То, каким в итоге будет в дальнейшем аптечный бизнес, бизнес-план ответить не может. Однако, он может проиллюстрировать его эффективность.

С точки зрения бизнеса понятие «экономическая эффективность» включает в себя два аспекта:

  1. Эффективность в производстве. Отличается ситуацией, когда при имеющихся производственных ресурсах нельзя изготовить большее количество товара, не упуская при этом возможности изготовить какой-то другой товар.
  2. Эффективность в распределении. Описывает ситуацию, когда перераспределение ресурсов не позволит на текущем этапе удовлетворить потребности одного потребителя более полно, не причиняя при этом вреда потребностям другого потребителя.

Разрабатывая бизнес-план аптечного пункта, необходимо добиваться оптимума Парето, то есть состояния, когда достигается суммарное удовлетворение всех членов общества, когда все участники обмена достигают взаимного равновесия интересов и выгод, стремясь при этом каждый к своей выгоде.

Оценка состоятельности аптечного проекта

Как оценить эффективность состоятельность проекта аптеки, какие методы и инструменты для этого используются – представлено на рисунке ниже.

Разработка бизнес плана

Частные показатели эффективности использования ресурсов

Составляя бизнес-план аптеки, рекомендуем ориентироваться не на общие характеристики эффективности, а на частные, то есть отдельные результаты и показатели.

К частным показателям эффективности использования ресурсов относят:

Прямые показатели (от результата к затратам) Обратные результаты (от затрат к результату)
Материалоотдача – сумма выручки в расчете на один рубль понесенных материальных затрат Материалоемкость – сколько материалов приобретено на 1 руб. выручки
Фондоотдача – сумма выручки в отношении основных фондов, стоимостью 1 руб. Фондоемкость – стоимость основных фондов на 1 руб. выручки
Выработка – выручка, полученная от 1 сотрудника Трудоемкость – количество времени, затрачиваемое на 1 единицу продукции
Рентабельность инвестиций, т.е. отношение прибыли за конкретный период к инвестициям Срок окупаемости инвестиций – количество времени, необходимое для возмещения инвестиций из прибыли
Число оборотов за период, т.е. соотношение полученной выручки и стоимости оборотных средств Период оборота – временная длительность одного оборота

Методы оценки экономической эффективности

Чтобы оценить бизнес-план аптечного пункта с точки зрения его эффективности применяются различные методы, которые подразделяются на две базовые группы: статические и динамические.

Рассмотрим их основное содержание.

1. Статические методы:

  • представляют собой наиболее упрощённый и менее трудоемкий вариант анализа;
  • расчеты производятся по одному периоду, предполагается идентичность результатов каждого периода;
  • применяется для сопоставления двух вариантов и принятия решения. Например, это выбор помещения аптеки, выбор подходящей техники и оборудования и т.д.;
  • включают в себя такие методы, как метод срока окупаемости, рентабельности, сопоставления затрат и т.д.

Приведем пример на примере открытия аптечного киоска. Необходимо оценить сумму затрат на покупку киоска и его оборудования (К), сумму арендных платежей (А), а также планируемую выручку (В) на конкретный период), например, на месяц.

Себестоимость товаров (С) обозначаем 10%, применяем следующую формулу:

С = В / 1,1.

Срок окупаемости без учета амортизации Ток оценивается по формуле:

Ток = К / (В — С — А) = К / (В — В / 1,1 — А).

В итоге мы получаем приближенную оценку, которая позволит уйти от применения неэффективных инвестиций, определить параметры выбранного варианта, уменьшить количество расчетов, и, как следствие, корректировок бизнес-плана.

2. Динамические методы оценки:

  • наиболее удобны для применения тогда, когда основе экономические показатели (себестоимость, объемы продаж, выручка и т.д.) различаются в разных периодах.

Например, когда составляется бизнес-план аптечного пункта в рамках аптечной сети, целесообразно применять данный метод, поскольку планирование в рамках одного периода осуществить невозможно.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Подарочные доступы к журналу «Новая аптека» скоро закончатся!

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Новая аптека»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для аптек
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.