text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Российская телемедицина: инструкция по внедрению

  • 30 октября 2018
  • 37

Телемедицина в системе практического здравоохраненияТелемедицина в системе практического здравоохранения позволяет медицинским специалистам удаленно оказывать медпомощь пациентам и обсуждать сложные клинические случаи.

Расскажем о том, как организовать этот процесс в медучреждении, приведем советы по возникающим проблемам и возможные пути их решения.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Закон о телемедицине

Телемедицина в системе практического здравоохранения используется во всем мире – с ее помощью врачи получили возможность удаленно помогать своим пациентам, консультироваться со своими коллегами, обучаться новым методикам лечения.

С принятием закона о телемедицине (ФЗ № 242) данное направление стало законным и в Российской Федерации. Действие его началось с 1 января 2018 года.

Теперь консультации с применением телемедицинских технологий стали возможными не только между медицинскими специалистами, но и между врачом и пациентами.

Расскажем подробнее о том, как работает новая система, какие ее направления планируется развивать и как внедрить телемедицину деятельность ЛПУ.

Цели и задачи телемедицины

Телемедицина в системе здравоохранения помогает достижению следующих целей:

  1. Обеспечение доступности медпомощи для пациентов, независимо от их территориальной удаленности от врача.
  2. Улучшение взаимодействия специалистов разных профилей деятельности, например, врача-терапевта и врача-кардиолога.
  3. Сокращение сроков от начала развития болезни до оказания больному квалифицированной медпомощи.
  4. Уровень лечебно-диагностического процесса в отдельном медучреждении повышается.
  5. Расширяются возможности медицинской организации.
Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Направления

Перечень телемедицинских услуг можно представить в виде 6 направлений развития телемедицины:

1. Удаленное консультирование. Состоит из двух вариантов работы:

  • взаимодействие «врач-врач», т.е. между медработниками разных медучреждений. Организуется посредством совместных лекций и семинаров, медицинских консилиумов и т.д.
  • взаимодействие «врач-пациент», то есть общение пациента и врача на удаленной основе. Врач может консультировать пациента, направлять его к другим специалистам, выдавать ему справки.

2. Удаленный мониторинг состояния больного. Для этого телемедицина в системе практического здравоохранения предлагает различные приборы, которые постоянно измеряют основные жизненные показатели пациента.

Особенно это актуально при работе с пожилыми пациентами, с лицами, которые страдают редкими болезнями и проходят лечение на дому.

3. Образовательная деятельность. Телемедицинские технологии позволяют медработникам непрерывно обучаться, просматривая онлайн-трансляции оперативных вмешательств, прослушивая онлайн-лекции и т.д.

4. Медицинские системы для обмена данных. Медучреждения могут работать в едином информационном пространстве и быстро обмениваться документами, хранить персональные электронные карты пациентов и т.д.

5. «Третье мнение». Представляет собой принятие врачебных решений, основанных на выводах интеллектуальных систем.

6. Телехирургия.


Режимы консультирования

Телемедицина в России начала развиваться несколько лет назад. Медработники уже активно пользуются таким удаленным режимом работы, как «врач-врач». Еще в первой редакции ФЗ «Об охране здоровья» содержалось понятие дистанционного консилиума.

Сегодня такие телемедицинские консультации легализованы с принятием закона о телемедицине. Закон называет не только основные понятия телемедицин, но и определяет, как оказывать помощь пациентам с применением новых технологий.

Режим взаимодействия «врач-пациент» для РФ – новое направление работы. Такой вид консультаций вошел в итоговый текст закона после многочисленных обсуждений, и применяются только те его виды, которые не вызывают сомнений в своей безопасности и эффективности:

  • медико-информационное сопровождение пациентов;
  • удаленный мониторинг за состоянием здоровья пациента;
  • проведение повторных консультаций после личного посещения врача.

Так, с помощью дистанционного сервиса и без предварительного очного приема врач не может назначать пациенту лечение и ставить ему диагноз.

На телемедицинской консультации врач может беседовать с пациентом, удаленно наблюдать за ним и отслеживать изменения в его состоянии после назначенного ранее лечения.

Вопросы, которые волнуют многих руководителей:  из каких источников финансируется оказание телемедицинских услуг и, как встроить такой вид консультирования в работу. Подробный алгоритм, откуда взять средства и как внедрить, предложили в Системе Главный врач. 

Алгоритм для внедрения телемедицины

Практические рекомендации

Как внедрить телемедицинские технологии в процесс оказания медицинской помощи в конкретном медучреждении, что нужно сделать для этого главврачу?

1. Направьте нескольких специалистов, имеющих сертификат организатора в сфере здравоохранения на дополнительное обучение по применению телемедицинских технологий.

2. Из перечня оказываемых в медучреждении услуг определите те, которые вы сможете оказывать дистанционно и в каких конкретно случаях.

3. Проанализируйте состояние телекоммуникационной и компьютерных систем медучреждения, определите, в каком порядке будет осуществляться защите персональных данных пациентов в этих системах.

Телемедицина в системе практического здравоохранения предполагает активное использование ИТ-инфраструктуры медорганизации. Для начала в ЛПУ можно использовать имеющиеся корпоративные, локальные и региональные информационные сети, персональные компьютеры. Важно обеспечить непрерывное Интернет-соединение для организации видеоконференций.

Для работы можно использовать как специальные программы для телемедицины, так и стандартное программное обеспечение, которое имеется в распоряжении ЛПУ.

В медорганизации уже есть собственная телемедицинская система, но специалисты редко применяют ее в диагностике и лечении пациентов? Чтобы не сомневаться в пользе телемедицины, рекомендуем найти причины простоя оборудования.

Чтобы оценить эффективность использование телемедицинской системы нужны специальные индикаторы, скачать опросник по идикаторам можно в  журнале «Здравоохранение»

Скачать опросник по индикаторам IT

4. Телемедицина в системе практического здравоохранения предполагает активное сотрудничество медработников разных специальностей. Прежде всего, определите круг врачей, которые будут работать в системе телемедицины. Обновите их расписание приема и выделите в нем время для дистанционной работы с пациентами.

5. Разработайте необходимые локальные акты по телемедицине в ЛПУ (например, это порядок оказания телемедицинских услуг). Создайте для врачей памятку о том, как должна проходить телемедицинская консультация, как взаимодействуют пациенты и врачи и т.д.

6. Рассчитайте бюджет, в котором будут отражены расходы, необходимые медучреждению для организации обучения врачей, оснащения рабочих мест, зарплату врачей.

7. Запустите телемедицинские консультации в пилотном режиме, а затем в рутинном. Узнайте мнение самих специалистов и пациентов, оцените эффективность телемедицинских услуг.

Напомним, что телемедицина в системе практического здравоохранения должна опираться на важное правило – «Не навреди». Например, если у врача во время удаленной консультации есть сомнения в состоянии здоровья пациента – отправьте его на очный прием или вызовите скорую помощь по его адресу.

Специалисты

Количество специалистов, вовлеченных в процесс оказания телемедицинских услуг, будет различным, в зависимости от того, какие именно услуги планируется удаленно оказывать пациентам.

В первую очередь, важна поддержка ИТ-инфраструктуры, дл чего к работе привлекается ИТ-отдел или ИТ-специалист организации.

Врачи медучреждения могут консультировать удаленно пациентов, посетивших перед этим медучреждение лично.

Для организации телемедицинской консультации могут использоваться обычные способы записи к врачу –запись онлайн или через регистратуру, запись на телефон и т.д. Для проведения сеансов видеоконференции необходима специальная аппаратура.

Мнение: врачи должны совмещать офлайн- и онлайн-приемы

Денис Швецов, директор по развитию сети клиник «Доктор рядом»

Опыт клиники

Наша клиника уже давно оказывает телемедицинские консультации. Сейчас мы видим, что у партнеров, профессиональных участников рынка большой интерес к телемедицине.

Но для пациентов — это новинка. Многие считают, что телемедицина — это «Кашпировский». Мы должны правильно позиционировать услуги, определить их легитимность и возможность применения.

Полная версия статьи журнала «Здравоохранения» доступна подписчикам и пользователям демодоступа


Проблемы при внедрении

Как и любая новая развивающаяся технология, телемедицина в системе здравоохранения неизбежно сталкивается в проблеме при ее внедрении.

С какими проблемами может столкнуться при внедрении телемедицинских технологий:

  • обеспечение конфиденциальности личной информации пациентов;
  • сохранение врачебной тайны и персональных данных пациентов;
  • для электронного взаимодействия врача и пациента необходимы системы, которые имеют сертификат безопасности.

При внедрении телемедицины в деятельность ЛПУ всех проблем избежать не удастся. Однако, планируя такую деятельность, можно опираться на опыт и ошибки коллег.

В Системе Главный врач в единую таблицу собрали основные проблемы, с которыми может столкнуться медучреждения и предложили готовые варианты решения.

Развернуть таблицу с решениями

6 условий для оказания телемедицины

Телемедицина в системе практического здравоохранения может быть внедрена при соблюдении медучреждением 6 условий.

1. Лицензия на медицинскую деятельность. ЛПУ может оказывать телемедицинскую помощь только по тем направлениям работы, которые перечислены в медицинской лицензии.

2. Регистрация ЛПУ в Федеральном реестре медучреждений ЕГИС в сфере здравоохранения. После прохождения регистрации медучреждение может оказывать телемедицинские услуги.

3. Оснащение. Телемедицина в системе здравоохранения требует оснащениямедучреждений необходимым оборудованием и средствами связи. Также для проведения консультаций необходимо выделить отдельное помещение.

Также медучреждение должно иметь доступ к региональной информационной системе в сфере здравоохранения, а для хранения данных и общения с пациентами необходима локальная медицинская информационная система.

Сегодня на российском рынке существует более 100 готовых программных решений. Какую информационнуюсистему выбрать? В специальной статье журнала «Здравоохранение» эксперты Минздрава объяснили, как выбрать подходящую программу с учетом типа медучреждения.

4. Медперсонал. Для участия в дистанционных консилиумах и удаленном консультировании пациентов главврач привлекает специалистов с медицинским образованием из числа сотрудников медучреждения.

5. Система идентификации участников телемедицинского взаимодействия. Телемедицина предполагает удаленное оказание медпомощи, для предотвращения несанкционированного доступа участники должны проходить процедуру аутентификации и идентификации в системе.

6. Информирование пациентов. Медучреждение должно проинформировать пациентов о возможностях телемедицинских технологий, разместив данные в самой организации или на ее официальном сайте.

Сроки для проведения телемедицинских консультаций

Телемедицина в системе практического здравоохранения способствует повышению качества и доступности медицинских услуг.

При организации удаленных консультаций и консилиумов врачей с применением телемедицинских технологий медицинским учреждением должны соблюдаться установленные законом требования к срокам проведения консультаций.

Так, если услуга является плановой и входит в систему территориальных госгарантий, то соответствующие сроки указаны в документах региональных органов государственной власти.

Сроки начинают исчисляться с момент поступления в медучреждение запроса от пациента на проведение консилиума врачей или консультаций, а также необходимой медицинской документации.

Для иных услуг установлены следующие сроки проведения консультаций/консилиумов специалистов:

  • 3-24 часа с момента поступления запроса – при оказании медпомощи в неотложной форме;
  • 30 минут – 2 часа – при оказании экстренной медицинской помощи пациенту.

При оказании пациенту платных услуг с применением телемедицинских технологий сроки организации и проведения консультаций определяются условиями договора, заключенного между пациентом и ЛПУ.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.