text

❅ ЗАМОРАЖИВАЕМ ЦЕНЫ ДО 20%! Подписаться »

Здравоохранение

Бережливая поликлиника: методические редомендации

  • 12 ноября 2018
  • 312

Бережливая поликлиника методические рекомендацииПилотный проект бережливая поликлиника должен быть реализован во всех амбулаторно-поликлинических медучреждениях страны к 2023 году.

Расскажем, какие инструменты, показатели, принципы и подходы включают в себя бережливые технологии. Продемонстрируем их содержание на наглядных схемах с разъяснениями, которые доступны для скачивания.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

О проекте «Бережливая поликлиника»

Пилотный проект бережливая поликлиника является одним из приоритетных согласно программе по созданию новых моделей медучреждений, оказывающих пациентам первичную медико-санитарную помощь.

Бережливая поликлиника – проект, который направлен на повышение качество медицинских услуг с применением бережливого производства. Планируется, что к 2023 году основные принципы такого производства будут внедрены во все поликлиники и другие амбулаторные медучреждения всей страны.

Внедрением проекта бережливаяполиклиника и созданием модели ее организации занимается Министерство здравоохранения РФ и «Росатом».

В рамках внедрения модели бережливого производства в медицинскую деятельность возможно решение следующих задач:

  1. Увеличить скорость оказания медуслуг.
  2. Повысить их качество.
  3. Снизить трудовые затраты и потери.
  4. Бережное отношение к времени медперсонала и пациентов.

В формате эксперимента модель бережливости уже была внедрена в нескольких медучреждениях страны и было доказано, что она действительно работает.

Специалисты из ГБУЗ КО «Центральная клиническая больница» поделились своими результатами – как изменилась эффективность приема врача-терапевта. Данные продемонстрированы в цифрах.

Открыть пример в журнале «Здравоохраннеие»

Основные направления

Программа бережливая поликлиника основана на применении технологий бережливого производства.

На схеме представлены основные направления этой технологии.

Запись на прием

Подходы бережливости

Внедрение проекта бережливая поликлиника основывается на основных четырех подходах бережливости. Они представлены на схеме.

Бережливая поликлиника проект

Рассмотрим их подробнее.

  • Стандартизация работы. Пилотный проект бережливая поликлиника предполагает разработку подробных алгоритмов, которые позволяют прописать последовательность действий персонала, длительность каждой процедуры, количество предметов и материалов на рабочем месте.

Длительность процедур и их отдельных этапов имеет ключевое значение – так из работы исключаются ненужные движения и действия.

Например, описывая алгоритм работы регистратуры учитывает действия регистраторов, время ожидания пациентов в очереди, порядок их направления к врачу.

  • Система всеобщего обслуживания оборудования. Бережливое производство предполагает постоянный уход за оборудованием в процессе его эксплуатации. При этом ответственность за бесперебойную работу медицинского оборудования делится между эксплуатационными и ремонтными службами организации.
Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Результат этой работы:

  1. Исключение или минимизация потерь из-за ремонтных работ вследствие поломки оборудования.
  2. Увеличение потока пациентов, которые могут пройти процедуры без очередей и ожидания.
  3. Снижение расходов на капитальный ремонт и увеличение качества медуслуг.
  • Быстрая переналадка оборудования. По проекту бережливая поликлиника методические рекомендации предусматривают два типа операций по переналадке оборудование – внутренние и внешние:
  1. При проведении внутренних операций для переналадки оборудование необходимо остановить.
  2. При проведении внешних операций процедуру не останавливают.

Согласно модели бережливого производства для повышения эффективности медицинского оборудования, большую часть внутренних операций следует переводить во внешние за чет организационных и технологических изменений.

  • Модель непрерывных улучшений (кайдзен). В основе технологии бережливого производства лежит уверенность в том, что абсолютно любой процесс и его составляющие можно улучшать и автоматизировать. Нерешаемых проблем нет, есть только разные по сложности задачи.
В статье журнала Управление качеством здравоохранения, расскажем как проект "Бережливая поликлиника" улучшил обслуживание пациентов, дадим практические рекомендации к решению ключевых проблем

Все улучшения в рамках проекта бережливая поликлиника должны быть направленные на удовлетворение интересов пациентов, при этом любые действия должны быть позитивными как для пациентов, так и для медперсонала.

Еще один важный принцип кайдзена – при обнаружении проблем следует концентрироваться на способах ее решения, а не на поиске виновных. Если сегодня положительных изменений в работе нет – завтра будет отставание.

Инструменты для внедрения бережливой поликлиники

Для того, чтобы внедрить федеральный проект бережливая поликлиника в работу медучреждений необходим определенный набор инструментов.

Федеральный проект бережливая поликлиника

4 классических инструмента технологии бережливого производства представлены на схеме ниже.

Картирование является первым шагом к планированию изменений. Суть этого инструмента заключается в том, чтобы составить карту, которая позволит понять все составляющие конкретного процесса, увидеть, на каких этапах происходят потери, найти способы для их устранения.

Система «5С». Эта система включает в себя 5 последовательных шагов, которые направлены на повышение эффективности рабочих процессов и культуры производства.

Каждый шаг системы начинается с буква «С»: сортируй, соблюдай порядок, содержи в чистоте, стандартизируй, совершенствуй.

Минздрав рекомендует внедрять бережливые технологии. Один из инструментов – система «5С».

В системе Главный врач подготовлена пошаговая инструкция по внедрению системы «5С» в медицинской организации.

Раскрыть рекомендацию

Канбан. Это метод в медицинской деятельности подходит для эффективного и точного расчета потребности подразделений в лекарствах и медизделиях. В результате резервы пополняются вовремя и не создаются лишние запасы препаратов.

Как внедрить и использовать систему Канбан в медучреждении и применять другие возможности бережливых технологий для снижения расходов на медизделия и лекарства рассказано в системе Главный врач.

Визуализация. Пилотный проект бережливая поликлиника ориентирован и на визуализацию, которая будет полезна как для пациентов, так и для медперсонала. Эффективность визуализации будет достигнута тогда, когда человек за 30 секунд поймет суть ожидаемого действия.

Бережливая поликлиника: методические редомендации

Например, пациент сможет легко найти кабинет нужного специалиста если проложить ему понятный маршрут до места назначения, а медсестра сможет с помощью карточек увидеть, где хранятся нужные ей запасы медпрепаратов.

Показатели

Для успешной реализации пилотного проекта бережливая поликлиника необходимы показатели, на которые будет ориентироваться руководство организации и ее персонал.

Методические рекомендации

Раскроем эти показатели.

  1. Лидерство. Состоит в том, что руководство организации и ее подразделений занимаются реализацией личных проектов для того, чтобы решить выявленные проблемы и недоработки.
  2. Налаженная логистика для посетителей в медучреждении. Для получения медуслуги пациенту не приходится тратить лишнее время на поиск нужного отделения или кабинета.
  3. Налаженная эргономика на рабочих метах. Персоналу удобно искать и убирать инструменты и медизделия, необходимые для оказания помощи пациентам.
  4. Нагрузка медперсонала распределена равномерно. Для качественного и быстрого оказания медуслуг в организации действует перераспределение нагрузки между специалистами, например, при занятости регистратора его функции выполняет оператор call-центра или администратор поликлиники.
  5. В медучреждении отсутствуют очереди перед кабинетами. Плотный проект бережливая поликлиника ориентирован на то, чтобы исключить пересечение разных потоков пациентов к одним и те же специалистам.
  6. Минимизация затрат на решение текущих задач.
  7. Наличие эффективной и действующей системы электронного документооборота.

Принципы бережливости 

Приведем 13 главных принципов бережливого производства, на которые ориентирован федеральный пилотный проект бережливая поликлиника.

  1. Выстраивание всех рабочих процессов как непрерывных поток созданий ценностей для потребителей, т.е. пациентов.
  2. Каждую деятельность следует рассматривать с позиции потребителя, т.е. применяется правило «Думай, как заказчик». Главврач организации должен стремиться к тому, чтобы стать лидером не только для своих сотрудников, но и для пациентов, закрепленных за поликлиникой.
  3. Сокращение потерь как основа снижения затрат, улучшения потока создания ценностей.
  4. Стратегическое планирование – вся работа должна быть спланирована с перспективой на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные периоды.
  5. Прозрачность и визуализация. Пациенты должны иметь всю необходимую информацию о ценности и понимали ее суть, с учетом этого выстраивается и управление процессами оказания медуслуг.
  6. Постоянное улучшение, заключается в повышении качества медуслуг, повышении их ценности для пациентов.
  7. «Вытягивание». Принцип бережливого производства, который заключается в том, чтобы правильно организовать рабочий процесс – медперсонал должен давать пациенту столько услуг, сколько ему нужно, и только тогда, когда ему это нужно.
  8. Безопасность и учет возможных рисков. Рабочие процессы и потоки должны быть выстроены с учетом рисков опасных ситуаций, и должны сочетаться с заботой о пациентах с ограниченными возможностями.
  9. Создание корпоративной культуры, которая будет ориентирована на уважении к человеку, на ответственности, на творчестве, поощрении успешных сотрудников.
  10. Неукоснительное следование разработанным алгоритмам, стандартам, инструкциям.
  11. Применение правил «Иди и смотри» и «Видеть своими глазами» при решении проблем. Это значит, что все проблемы должны быть решены на том месте, где они возникли, решения должны основываться на полученных фактах.
  12. Выстраивание долговременных отношений с поставщиками, как условие сокращения потерь в цепи поставок и постоянного улучшения.
  13. Встроенное качество медицинской услуги на всех этапах ее создания. В этом помогает реализация принципа «Трех НЕ» - не делай, не принимай, не передавай брак потребителю.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, бесплатные мед книги для Вас:

 
 
 

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главного врача
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.