Здравоохранение

Как клинике защититься при оплате пациентом бесплатных медуслуг

  • 29 ноября 2018
  • 321

Как клинике защититься при оплате пациентом бесплатных медуслугПациент заплатил за бесплатную услугу и требует компенсации, пытается через суд не только компенсировать потери, но и возместить моральный вред. Если это проявление потребительского экстремизма, важно защищать свои права.

В статье рассказали, как клинике защититься, доказав, что пациент был информирован об особенностях оказания медпомощи.

Больше статей в журнале «Заместитель главного врача» Активировать доступ

Как доказать, что информировали пациента

Ситуация

Пациент прикреплен к поликлинике «А». Его направили на консультацию в больницу «А», где назначили плановую госпитализацию и операцию. Пациент сдал анализы и обратился в поликлинику «А» за направлением на плановую госпитализацию. Ему отказали без объяснения причин.

В тот же день гражданин обратился в поликлинику «Б» по месту жительства. Врач-терапевт выписал направление на плановую операцию в учреждение «Б», но там не смогли принять. Предложили, чтобы не срывать план лечения, провести операцию платно. Пациент согласился.

В суде гражданин заявил, что его право на бесплатное получение медпомощи нарушено, он понес материальные затраты, испытал нравственные страдания. Просил признать, что медработники поликлиники «А» незаконно отказались выдать направление на плановую госпитализацию. Требовал компенсировать моральный и материальный вред.

Еще две опасные ситуации для клиники:

  • Как доказать, что пациент получил медуслугу не по программе ОМС >>
  • Как прописать условия договора, чтобы подстраховаться от нападок пациентов >>

Изучить подробнее

Как защищаться

Укажите, что у вас были причины отказать пациенту в операции. Например, по анализам были отклонения, рекомендована консультация терапевта, но больной ее не выполнил.

Подчеркните, что гражданин был прикреплен к поликлинике «А», однако самостоятельно обратился за направлением на плановую операцию к врачу-терапевту клиники «Б». Мужчина сам согласился на плановую операцию.

Сообщите, что пациента информировали о том, что он вправе получить бесплатную медпомощь в объеме программы государственных гарантий. Он уплатил в кассу больницы деньги за хирургическую операцию, тем самым выразил согласие на медуслуги за плату.

Кому помогла стратегия. ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Воронежской области», апелляционное определение Воронежского областного суда от 22.09.2016 по делу № 33–6098. Аналогичные доводы помогли Управлению здравоохранения Тамбовской области (апелляционное определение Тамбовского областного суда от 18.06.2014 по делу № 33–1858).

Предостережение

Вносите в медицинскую документацию сведения о противопоказаниях к вмешательству, дополнительных обследованиях. Тогда вы сможете убедить суд, что отказали пациенту в медицинском вмешательстве по уважительным причинам.

В каких случаях стратегия защиты не сработает

Когда пациенты подозревают, что им оказали бесплатную услугу за плату, они обращаются к страховым компаниям. Те штрафуют медорганизации. Клиники идут в суд, чтобы снять санкции, но не всегда побеждают в споре.

Например, пациентка утверждала, что клиника неправомерно заключила с ней договор на эндопротезирование суставов конечностей на сумму 241 тыс. руб., услуга полагалась ей бесплатно. Страховая компания с этим согласилась, взыскала с клиники полную сумму расходов в пользу пациентки и применила санкции в размере 150 процентов подушевого норматива финансирования за счет средств ОМС. Медорганизация пыталась оспорить решение в суде, но безуспешно (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17.04.2017 по делу № А83-1454/2016).

В другом деле женщина доказала, что врач навязал ей платные услуги — дополнительные анализы для ребенка на аллергены (апелляционное определение Верховного суда Республики Крым от 23.08.2017 по делу № 33–6825/2017).

В защите поможет договор на оказание медуслуг, где конкретизировано, какая медпомощь за плату оказана. Также полезны акты услуг, в которых зафиксирована стоимость и факт, что медпомощь оказана качественно и в срок, что у пациента нет претензий. Пригодятся медкарта с подробными записями и информированное добровольное согласие пациента.

Рейтинг медуслуг и товаров, за которые неправомерно требуют плату

Как клинике защититься при оплате пациентом бесплатных медуслуг

Развернуть пункты 6-10 >>

Читать полную версию статьи >>

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.