Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Чем опасен пациентский экстремизм для медорганизации

30 ноября 2018
181
Средний балл: 0 из 5

Чем опасен пациентский экстремизм для медорганизацииВ медицинской сфере получает распространение потребительский экстремизм. Не всегда претензии к клинике обоснованны. Часто граждане хотят вернуть деньги за медицинское обслуживание и получить прибыль. Можно говорить даже о пациентском моббинге — психологической травле по отношению к медработникам!

В статье привели развернутый комментарий Ольги Романовской, зав. кафедрой «Государственно-правовые дисциплины» Пензенского государственного университета, д. ю. н., профессор, на проблему экстремизма в медицине. Она рассказала, какие формы пациентского экстремизма встречаются и как себя вести врачу и клинике, чтобы уберечь репутацию и деньги.

5 главных форм пациентского экстремизма:

Объективная причина такого поведения граждан — высокий процент неудовлетворенности системой здравоохранения. Так, в 2016 году Общероссийский народный фронт проводил исследование, согласно которому каждый пятый житель страны недоволен качеством и доступностью лечения.

Медицинское обслуживание перешло в разряд гражданско-правовой услуги. Появились адвокаты, которые специализируются на медицинских спорах и нарушают этический кодекс. Они убеждают пациентов подавать иски против медицинских организаций по надуманным основаниям.

Разберем формы экстремизма.

Придирки

Пациент изначально нацелен на конфликт. Подает мелкие жалобы и фиксирует их в книге жалоб и предложений, на сайте медорганизации, в индивидуальных жалобах на имя главного врача, записывает на видео. В судебном разбирательстве он может указать, что неоднократно отмечал нарушения.

Узнать, что предпринять

Бойкот

У пациентов бывает собственное представление о ходе лечения. Больной, который не согласен с медработником, может устроить «тихую забастовку» — саботировать лечение при видимом согласии. Возможен и прямой отказ от определенных процедур, лекарств, от медицинского вмешательства, рекомендаций лечащего врача по поведению в процессе лечения, например употреблять запрещенную пищу, алкоголь. Гражданин игнорирует прием у специалистов, не сдает анализы, не делает диагностику. Он имеет на это право с рядом исключений (ст. 20 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Совет

Зафиксируйте отказ и последствия в письменной форме. Правильно процессуально оформленные документы подтвердят добросовестность медработника и станут основанием для отказа в удовлетворении юридических претензий к медорганизации.

Дезинформация

Пациент может не сообщить все данные о своем здоровье, представить параллельную медкарточку, в которой отражены не все заболевания и результаты ранних исследований. Участились случаи подделки документов для направления на госпитализацию. Медработникам приходится выявлять факт подделки, чтобы избежать юридических претензий.

Совет

Проводите опись документов, заверяйте факт передачи документов подписью пациента.

Узнать, что сделать, если выявили недостоверные данные

Доносительство

Пациент может подготовить пакет обращений в разные инстанции с просьбой провести проверку медорганизации (ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Жалобы касаются не только медицинских, но и сопутствующих услуг. Постельного белья, сквозняков, чистоты санузлов и т. д. Пациенты фиксируют синяки после уколов, шрамы после операции и ссылаются на статью 7 Закона «О защите прав потребителей».

Совет

Создать квалифицированную юридическую службу, которая направлена на нейтрализацию подобных действий со стороны пациентов-экстремистов.

Самолечение

В некоторых случаях больной, который не обладает объемом профессиональных знаний, воспринимает врача как советчика. Оценка качества происходит по критерию: совпадают ли ожидания пациента с информацией, которую предоставил врач. Нередки иски к медорганизациям с требованием оказать медпомощь у конкретного врача. Однако пациенты забывают, что в статье 21 от 21.11.2011 № 323-ФЗ есть дополнение — «с учетом согласия врача».

Наработана судебная практика, когда пациент сам проходит медицинские процедуры, а затем настаивает на их возмещении, потому что врач не назначил правильное лечение.

Совет

Укажите, что пациент обязан доказать, что расходы носили обоснованный характер, он нуждался и имел право на бесплатное лечение.

Памятка для эффективного общения с пациентом

Скачать памятку >>

Читать полную версию статьи >>


Материал проверен экспертами Актион Медицина

logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Сайт для медицинских работников!

Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
×
×

Гость,
редакция выбрала Вас!

Заберите свежий номер журнала
«Правовые вопросы здравоохранения»

Забрать журнал

Гость,

 

Вам предоставлен персональный доступ
к системе «Главный врач»

Активировать
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.