Перед вами Правила по обучению и инструктажу пациента и его семьи для принятия решений о лечении.
Целью их разработки является обучение и инструктаж пациентов и их семей, проводится он для приобретения ими необходимых знаний и навыков при принятии решений о лечении и участии в процессе лечения в ЛПУ.
Мы подробно опишем требования, этапы, дадим под скачивание нужные документы.
↯ Больше статей в журнале «Заместитель главного врача» Активировать доступ
Определение
Обучение пациента и семьи играет важную роль во всесторонней, эффективной коммуникации медицинских сотрудников с пациентом и членами семьи в вопросах диагностики, лечении, профилактики и соблюдении требований безопасности, а также для достижения желаемого результата от нахождения в Больнице.
Ресурсы
- брошюры и буклеты по различным заболеваниям, лекарственным средствам, методам диагностики и лечения, ЗОЖ и т.п.;
- тематические аудио- видеопрограммы (при наличии в отделении);
Документирование
Лист обучения пациента медицинской карты стационарного больного.
Чтобы обучить пациентов методам самоконтроля, поручите врачам рассказывать о способах контроля, направлять больных в Школу пациента, выдавать наглядные материалы.
Как обучить пациента методам самоконтроля - в рекомендации Системы Главный врач.
Основная часть процедуры
- Обучение пациента включает общие и индивидуальные темы обучения пациентов.
- Обучение проводится на языке, понятном пациенту.
- В стационаре образовательные потребности каждого пациента оцениваются и регистрируются в форме «Первичный сестринский осмотр».
- Поощряется активное участие пациента в обучении (задавать вопросы, уточнять).
- При необходимости обучение проводит мультидициплинарная команда (лечащий врач, медицинская сестра, узкие специалисты).
- Документация проведенного обучения проводится в форме «Лист обучения пациента».
- возможность скачивать шаблоны документов
- доступ к просмотру видеотренингов ведущих экспертов
- доступ к журналам для главного врача и его заместителей
Объем обучения при поступлении
При первичном сестринском осмотре медсестрой/братом проводится обучение с записью в разделе: «Инструктаж пациента/ухаживающего лица», включающий:
- график посещений, порядок пребывания в Больнице;
- назначение и важность идентификационного браслета;
- использование телевизора, телефона;
- пользование сан. узлом, ванной;
- в целях профилактики падений использование кнопки вызова, боковых ограждений кровати, поручней и т.д.
Заполняется графа «Права пациента и семьи»:
- пациенту или его семье (ухаживающему) выдается брошюра «Права пациента и семьи»,
- информируется о запрете курения в здании и на территории Больницы.
- ответственность пациента/семьи за сохранность личных вещей, не сданных на хранение;
- Какие документы разработать начмеду, чтобы организовать аудит персонала по СМК
- Какие положения закона о клинреках заместитель должен внедрить уже сейчас
- Как изменить гарантии сотрудникам после спецоценки и не попасть на санкции
- Как автоматизировать внутренний контроль качества
- Как провести медосвидетельствование по алгоритму Росздравнадзора
Оценка потребности в обучении пациента включает в себя:
- необходимость обучения пациента, родственников, ухаживающих;
- способность к обучению: обучаем, трудно обучаем, не обучаем;
- уровень необходимого обучения: обычное обучение или дополнительное обучение (уход за кожей, если имеются пролежни и т.д.).
Планирование обучения включает необходимость обучения на следующие темы:
- боль и ее симптомы, управление болью;
- питание и диета;
- медикаменты, как их принимать, взаимосвязь с пищей и с другими медикаментами;
- правильное использование оборудования, изделий медицинского назначения (приборы, костыли и т.д.);
- методы реабилитации (восстановление функций, методика занятий, упражнения);
- другие темы по потребности пациента.
Процедура проведения обучения
В листе обучения пациента перечислен ряд тем, которые подбираются индивидуально для каждого пациента в зависимости от заболевания, потребности в уходе.
Любое обучение пациента регистрируется в Листе обучения пациента, где указывается фамилия, подпись обучавшего сотрудника и дата проведенного обучения.
В Листе обучения пациента уделяется внимание методам обучения:- в устной форме;
- уроки, тренинги;
- в письменной форме;
- аудиозаписи, видеоролики.
Учитываются и документируются барьеры в понимании: понимание смысла, психическое, эмоциональное и физическое состояние, недостаток функций органов чувств (слух, зрение), ценности и верование, уровень грамотности; желание и готовность к обучению.
В графе «тема обучения» указывается необходимая тема, соответствующая диагнозу и состоянию пациента. Если тема не указана, то написать вместо номера темы от руки в графе «Описание проведенного обучения или беседы» тему проведенного обучения.
По окончании беседы, оценивается понимание пациента или ухаживающего и указывается эффективность обучения в графе «Описание проведенного обучения или беседы».
Примечания
- Памятки, брошюры и другие источники информации для пациентов должны быть получены из достоверных источников (ВОЗ, Кохрановская библиотека, из международных медицинских организаций, сообществ, ассоциаций и т.д., либо разработаны в медицинской организации компетентными сотрудниками).
- В отделении на стендах и других доступных местах должны быть расположены брошюры и памятки для пациента.
- При наличии и необходимости для пациента, брошюры и памятки выдаются на руки пациенту.
- Желательно в палатах расположить папки с информацией для пациента.
- По возможности медицинская организация использует материалы Центра ЗОЖ РК, и другие источники (общественных организаций).
- При необходимости пациент направляется за дополнительной информацией в соответствующее учреждение для получения более подробной информации.