Здравоохранение

Профилактическая и очаговая дезинфекция в медучреждении

• 30 декабря 2018

Стратегия дезинфекцииДезинфекционные мероприятия является неотъемлемой частью медицинской деятельности любого лечебно-профилактического учреждения.

При выборе дезсредств и режима их применения приходится учитывать большое число факторов, рассмотрим базовые из них далее.

Больше статей в журнале «Главная медицинская сестра» Активировать доступ

Профилактическая и очаговая дезинфекция

Дезинфекция очень плотно интегрирована в лечебно-диагностический процесс в виде дезинфекции и стерилизации изделий медицинского назначения, гигиены тела и рук пациентов, гигиены рук медицинского персонала, обработки операционного и инъекционного полей.

Дезинфекция рассматривается в двух аспектах: дезинфекция профилактическая и дезинфекция очаговая.

Профилактическая дезинфекция - это постоянный, ежедневный процесс. Она проводится в отсутствие инфекционных заболеваний и предназначена как раз для профилактики их возникновения путем предупреждения, накопления и размножения микроорганизмов на различных объектах больничной среды.

Основными объектами профилактической дезинфекции являются:

1. Медицинские изделия.
  2. Кожа рук медицинского персонала.
  3. Кожа операционного и инъекционного полей, локтевых сгибов доноров.
  4. Воздух.
  5. Поверхности помещений, предметов обстановки, медицинского оборудования.
  6. Постельные принадлежности.
  7. Медицинские отходы.

Что касается очаговой дезинфекции, то она проводится в очаге инфекционного заболевания, в свою очередь она подразделяется на два вида:

• текущая очаговая дезинфекция, которая проводится постоянно;
  • заключительная очаговая инфекция, проводится после выписки, перевода в другое отделение или смерти пациента.

Очаговая дезинфекция проводится всегда с учетом эпидемиологических особенностей конкретного инфекционного заболевания.

Особенно это серьезно, когда инфекционное заболевание непосредственно связано с оказанием медицинской помощи, то есть инфицирование пациента произошло в лечебном учреждении.

шаблоны

Отдельные нарушения — предпосылки для возникновения ИСМП требуют немедленного устранения. Чтобы ничего не забыть, воспользуйтесь таблицей-памяткой.

Таблицу можно скачать в  журнале «Главная медицинская сестра».

Скачать таблицу

Возбудители ИСМП могут передаваться от одного пациента к другому через самые разнообразные факторы передачи - воздух, вода, продукты, продукты поверхностей, предметы ухода, обстановки, кожа рук, выделения пациентов, санитарно-техническое оборудование, медицинские отходы и изделия медицинского назначения.

• В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главная медсестра» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Классические методы дезинфекции

Медучреждения используют разные методы дезинфекции: механическую, физическую, химическую, биологическую, комбинированную дезинфекцию.

Классикой физических методов является паровая и воздушная стерилизация, паровоздушной метод, ультрафиолетовое излучение при дезинфекции воздуха, токи сверхвысокой частоты, которые используются для дезинфекции отходов.

Один из классических методов - кипячение, которое иногда применяется в лабораториях для дезинфекции контаминированной лабораторной посуды.

Химические методы очень распространены в лечебных учреждениях, прежде всего, это основной метод дезинфекции изделий медицинского назначения, инструментов. Комбинированный метод включает в себя, например, кипячение лабораторной посуды в растворе пищевой соды.

Профилактическая и очаговая дезинфекция в медучрежденииВ журнале «Главная медицинская сестра» доступен для скачивания сборник рекомендаций по дезинфекции.

Требования к дезинфекции в медорганизациях часто вызывают трудности у сестринского персонала.

В одной книге практические рекомендации от ведущих экспертов по топовым вопросам медсестер: выбор дезинфектантов и подготовка рабочих растворов, обеззараживание воздуха и поверхностей в помещениях, стирка и дезинфекция белья, обработка кожных покровов и т. д.

Книга постоянно пополняется новыми образцами документов.

Скачать сборник

Особенности биологического метода дезинфекции

Биологической (фаговый) метод - не очень распространенный метод в лечебном учреждении, несмотря на то, что в 2015 году вышли методические рекомендации «Биологический метод дезинфекции с использованием бактериофагов» (МР 3.5.1.0101-15).

Однако, несмотря на наличие рекомендаций не все руководители медучреждений понимают, в чем его знают, что такое бактериофаги - это вирусы бактерий, и по типу взаимодействия с бактериальной клеткой они могут быть:

• вирулентными, то есть они проникают в бактериальную клетку и ее уничтожают, то есть приводят к ее гибели;
  • умеренными, которые не уничтожают бактериальную клетку, но проникают в нее и встраиваются в генетический аппарат, и потом дальше размножаются в процессе деления клетки. Таким образом, происходит наращивание бактериальной массы.

Поэтому для биологического метода дезинфекции должны использоваться исключительно вирулентные фаги и перед тем, как использовать фаги для дезинфекции медработники должны провести исследование на чувствительность к ним бактериального возбудителя, чтобы доказать, что этот фаг обладает лизабельностью и что он является вирулентным.

Когда используется фаговая дезинфекция?

Фаговая дезинфекция – всегда очаговая, потому что каждый фаг специфичен по отношению к определенной бактерии.

И если в медучреждении возникает эпидемиологическое неблагополучие, связанное с бактериальной инфекцией, и если эта бактерия обладает множественной устойчивостью к антибиотикам, к применяемым химическим средствам дезинфекции, то выбора не остается – необходимо применить специфический вирулентный фаг для поверхностной дезинфекции.

Если говорить о биологической дезинфекции, в 2012 году впервые появились дезинфектанты на основе споровых культур. Они применяются в Бельгии, Прибалтике, но в России они не очень распространены, хотя прошли достаточно серьезные клинические испытания.

Дело в том, что данный метод дезинфекции в настоящее время не нормирован и не стандартизован, поэтому его применение на данный момент распространено мало.

Выбор дезинфектантов для медорганизации: практические рекомендации

Каждая химическая группа дезинфектантов хороша для своих сфер применения. Так, для дезинфекции поверхностей лучше всего подходят катионные ПАВ, но не рекомендованы надкислоты и альдегиды. Зато последние оптимальны для обработки медизделий.

Полный алгоритм выбора дезинфектантов для медорганизации доступен клиентам журнала «Главная медицинская сестра».

применение дезинфицирующих средств в зависимости от химической группы

Скачать таблицу

Свойства микроорганизмов и стратегия дезинфекции

Существуют свойства микроорганизмов, учитывая которые можно подобрать наиболее эффективный метод дезинфекции в медучреждении.

1. Способность сохранять свою жизнедеятельность на объектах больничной среды. Некоторые микроорганизмы, например, ацинетобактер, синегнойная палочка, а также плесневые грибы рода аспергиллиус в местах с повышенной влажностью способны не только выживать, но и размножаться, то есть накапливать свою микробную массу.

На рисунке ниже представлена выживаемость актуальных бактерий на объектах больничной среды.

Выживаемость бактерий

Мы видим, что выживаемость отдельных представителей больничной флоры может составлять от нескольких часов до нескольких лет.

Далее представлена выживаемость актуальных вирусов на объектах больничной среды.

Актуальные вирусы

Как мы видим, она также может быть достаточно длительной, хотя многие медработники считают, что она не является значительной.

Это серьезные данные, которые обуславливают необходимость проведения дезинфекционных мероприятий с учетом биологических свойств возбудителя.

2. Природная или видовая очаговость - постоянный видовой признак микроорганизма, и она свойственна всем представителям определенного вида, где бы они не встречались.

Микроорганизмы, обладающие высокой видовой устойчивостью (от максимальной устойчивости к минимальной):

• бактериальные споры (С.difficile, C.perfringens);
  • микобактерии (Mycobacteriumtuberculosis);
  • безоболочечные вирусы (Poliovirus, Rotavirus, Norovirus, HAV);
  • грибы (Aspergillus, Candida);
  • бактерии (MRSA, VRE, Acinetobacter, P. aeruginosa, Klebsiella, E.coli);
  • оболочечныевирусы (HCV, HBV, HIV, Influenza virus).

Поэтому необходимо не только проводить заключительную очаговую дезинфекцию в оперблоке, нужна и текущая очаговая дезинфекция в присутствии пациента.

Но если в медучреждении нет таких химических средств, то следует использовать комбинированные методы - химический и физический, то есть учитывать индивидуальные биологические свойства спорообразующих микроорганизмов.

Из вегетативных бактерий наибольшей устойчивостью к химическим средствам обладают микобактерии.

Поэтому если дезсредство используется к туберкулоцидной концентрации, это значит, что этой концентрацией можно убить все виды бактерий, в том числе такие опасные, как MRSA, VRE, Acinetobacter и т.д.

Из вирусов наибольшей устойчивостью обладает полиовирус, ротавирус, норавирус, вирус гепатита А. Поэтому в инфекционном очаге важно использовать дезинфицирующие средства в строгом соответствии с биологическими свойствами их возбудителей.

3. Приобретенная резистентность — это свойствоотдельных штаммов бактерий сохранять своюжизнеспособность при воздействии на нихантимикробными препаратами или средствами.

Устойчивость вирусов к методам дезинфекции

Вирусы обладают разной устойчивостью к химическим и физическим методам, поэтому важно остановиться на них подробнее.

К химическим методам наиболее устойчивы полиовирус, вирус гепатита А, энтеровирус, папилломовирус. Следовательно, они не могут быть уничтожены многими популярными дезсредствами - на основе ПАВ, ЧАС и т.д.

Средней устойчивостью к дезинфекции обладает вирус гепатита В, вирус оспы, бешенства. Низкой устойчивостью обладает гепатит С, ВИЧ.

То есть ВИЧ будет убит фактически при проведении любой профилактической дезинфекции, но он не будет уничтожен ультрафиолетовым излучением, т.к. он обладает высокой устойчивостью к нему.

Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ