Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Правила управления инцидентами в медицинской организации

28 декабря 2018
143
Средний балл: 0 из 5

Жалобы пациентовОрганизациям важно правильно и своевременно отслеживать обработку инцидентов: идентифицировать, классифицировать, информировать, сдерживать, расследовать и устранять последствия.

Перед вами Правила управления инцидентами в медицинской организации, мы подробно опишем требования, этапы, дадим под  скачивание нужные документы.

Цель правил - выявление и регистрация инцидентов, принятие по ним системных мер, способствующих снижению риска повтора инцидентов; построение культуры безопасности через доверие и честность, которая будет рассматривать медицинские ошибки открытым и честным путем во взаимодействии с пациентами.

Больше статей в журнале «Здравоохранение» Активировать доступ

Определение

Инцидент (неблагоприятное событие) – это ненормальное, необычное событие. Такое событие, не являющееся частью нормального функционирования деятельности, влияет или может повлиять на снижение качества оказываемых услуг, может привести к нежелательному исходу. Инциденты делятся на потенциальные ошибки, ошибки и экстремальные события.

Отчет об инцендентескачать / открыть >>

Лист регистрации измененийскачать / открыть >>

Потенциальная ошибка, почти ошибка (англ. Near Miss) – это вид инцидента, когда ошибка чуть не случилась, была предотвращена, не свершилась.

Другими словами, это событие, при котором ошибка была предотвращена, но при ее повторении, есть риск, что ее не заметят и ошибка случится.

Например, записана неправильная доза препарата врачом и при проверке назначения ошибка была замечена и исправлена, то есть предотвращено неправильное введение дозы препарата пациенту.

Но есть риск, что в следующий раз неправильно написанное назначение может быть незамеченным и пациенту введут препарат не в той дозе. Поэтому почти ошибки также подлежат сообщению и разбору, как и ошибки.

В 2019 году клиники проводят внутренний контроль качества и безопасности медпомощи по единым принципам, которые устанавливает Минздрав. В приказе ведомства – 11 оценочных листов, которые во многом повторяют рекомендации Росздравнадзора по внутреннему контролю.

В книге "Здравоохранение" – образцы документов от клиник, которые уже внедрили рекомендации контролеров.

Скачать образцы жокументов

Ошибка (англ. Error) – это вид инцидента, когда ошибка случилась и неблагоприятно повлияла на качество медицинской помощи, либо на безопасность пациентов в результате неправильного действия, бездействия или излишнего действия сотрудников, аппаратуры и т.п. Ошибка может быть без вреда или с причинением вреда пациенту, сотрудникам.  

Экстремальное событие (англ. Sentinel Event) – это вид инцидента, повлекший значительный вред здоровью. В Обществе к таким относятся события:

  • неожиданная смерть:
    • не связанная с естественным течением болезни пациента или его состоянием (например, непредвиденная смерть во время транспортировки);
    • суицид во время перевозки;
    • смерть персонала или гражданина в результате дорожно-транспортного происшествия
  • изнасилование, насилие, такое как нападение (приводящее к смерти или постоянной потери функции) или убийство (умышленное убийство) пациента, сотрудника, практикующего или другого лица во время транспортировки;
  • инвалидность (в том числе потеря конечности или функции), или значительная психологическая травма, несвязанная с естественным течением заболевания;
  • серьезный вред здоровью в результате ошибочного применения лекарственных средств;

Не все ошибки приводят к экстремальным событиям, и не все экстремальные события происходят только в результате медицинской ошибки. Определение события как экстремального также не подразумевает юридическую ответственность.

Культура безопасности – квалификационная и психологическая подготовленность всех лиц, при которой обеспечение безопасности является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к самосознанию ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность.

По последствиям, можно выделить инциденты, при которых:

  • Нет вреда – это действие или бездействие без негативного исхода;
  • Есть незначительный вред – это действие или бездействие, которое приводит к незначительным или умеренным нарушениям физического или психического состояния пациента.

Открытое разглашение (Open Disclosure) является открытым обсуждением инцидента, который понес за собой нанесение вреда (или мог бы нанести вред в будущем) пациенту в момент оказания медицинской помощи.

Выражение сожаления – выражение сожаления за вред, испытанный пациентом.

Задачи при работе с инцидентами:

Обучение: персонал МО должен знать о системе отчетов об инциденте;

Сообщение: персонал должен своевременно и адекватно передавать информации об инцидентах, проблемах, потенциальных клинических и неклинических ошибках и неожиданных клинических исходах;

Анализ инцидента: должен классифицировать инцидент и организовать соответствующий разбор (используя разные методы, таких как Анализ корневых причин, диаграмма Фишбоун, и.т.д.);

Анализ тенденций и корректирующих мер: выявление тенденций происхождения инцидентов на уровне структурных подразделений;

Обратная связь: Обеспечение обратной связи со структурными подразделениями о результатах анализа с рекомендациями мер, а также с пациентами или их родственниками о принятых мерах и результатах;

Выполнение корректирующих мер: выполнение ответственными лицами мер по устранению и предотвращению инцидентов в рамках своей сферы контроля;

Контроль мер: Оценка эффективности профилактических мер или процедурных изменений, направленных на устранение инцидента или уменьшение риска несчастного случая, травмы, повреждения или утери личных вещей.

Основные принципы при работе с инцидентами:

  • Выражение сожаления.
  • Раскрытие информации о клиническом инциденте.
  • Поддержка персонала и обучение.
  • Поддержка недееспособных и несовершеннолетних.
  • Поддержка пациента.
  • Система обеспечения стандартов клинической практики.
  • Конфиденциальность.
  • Справедливость.
  • Некарательные меры.
  • Системный подход.
  • Командное решение.

Ресурсы

  • форма «отчет об инциденте»;
  • «ящик для жалоб и предложений».

Документирование

  • форма «Отчет об инциденте»;
  • анализ инциденте (акт расследования)

Алгоритм приема жалоб пациентов

Есть специально разработанный алгоритм, который поможет врачу правильно среагировать даже в самой непростой ситуации с пациентом.

посмотреть

Перейти к алгоритму

Описание Правил

Общие положения

  1. Медицинская организация придает большое значение безопасности своих сотрудников, пациентов и посетителей. Медицинская организация обеспечивает систематический, координированный и непрерывный подход к улучшению качества ухода и безопасности пациентов путем внедрения механизмов, поддерживающих эффективное решение проблем; активного выявления и снижения медицинских ошибок и инцидентов, определения приоритетных мероприятий для повышения безопасности; разработки и пересмотра процессов, функций и услуг.
  2. Медицинская организация руководствуется принципом, что ошибки в большинстве случаются из-за дефектов организации рабочих процессов, а не по вине индивидуального лица. Деятельность руководства направлена на улучшение систем и процессов, а не на дисциплинарное наказание лица, ответственного за ошибку или происшествие.
  3. Медицинская организация стремиться к внедрению некарательного подхода к управлению инцидентами (справедливая культура/ Культура безопасности). В связи с этим, в медицинской организации внедрена система представления данных об инцидентах, и ожидается, что все сотрудники будут способствовать этому, сообщая без страха наказания о любой чрезвычайной ситуации, медицинской ошибке, травмах пациента /сотрудника/ посетителей, обо всех произошедших и потенциальных ошибках и инцидентах.
  4. В течение 24 часов с момента происшествия все данные по инциденту в виде заполненной формы «Отчет об инциденте» (см. Приложение 1) должны быть переданы ответственному структурному подразделению (Служба внутреннего аудита, Отдел менеджмента качества или др.) или в «Ящик для жалоб и предложений» для дальнейшего разбора.


Порядок действий при инциденте

При выявлении инцидента/ошибки или потенциальной ошибки, сотрудник должен:

Материал проверен экспертами Актион Медицина

  1. Выполнить или обеспечить мероприятия по улучшению состояния пациента (первая помощь, осмотр и пр.);
  2. Выполнить или обеспечить мероприятия по защите здоровья окружающих (удаление потенциально опасных биологических жидкостей, предметов);
  3. Сообщить об инциденте лечащему врачу и другим лицам – по необходимости.
  4. Запечатлеть/сохранить факты, информацию об инциденте (запомнить состояние пациента при инциденте, взять образцы для анализа, сфотографировать место инцидента, сохранить упаковку, ампулу, этикетку препарата и др.);
  5. В течение 24 часов с момента происшествия сообщить об инциденте в Службу внутреннего аудита (или другому ответственному структурному подразделению) путем заполнения формы «Отчет об инциденте». При необходимости, сообщить руководителю подразделения, отделу ГО и ЧС и охранной службе;
  6. При желании сохранить анонимность заполненные формы опускаются в «ящик для сбора жалоб и предложений».
  7. Можно заполнить и отправить форму «Отчет об инциденте» по электронной почте руководителю Службы внутреннего аудита (или другого  ответственного структурного подразделения).
  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Порядок действий после уведомления об инциденте

  1. После уведомления об инциденте, эксперт  оценивает вид инцидента по последствиям;
  2. Потенциальные инциденты с незначительным риском и случившиеся ошибки с незначительным вредом для здоровья вводятся в базу данных по инцидентам и анализируются экспертом обобщенно ежеквартально.
  3. В случае необходимости, эксперт  направляет в соответствующие структурные подразделения рекомендации и другие сведения об инциденте (потенциальные инциденты с незначительным риском и случившиеся ошибки с незначительным вредом для здоровья).
  4. Все инциденты сортируются и разделяются на случаи с медицинскими, медикаментозными ошибками с вредом для здоровья и без, а также немедицинские случаи.
  5. Инциденты с медицинскими и с медикаментозными ошибками направляются на рассмотрение курирующего заместителя руководителя с последующим разбором специально созданной рабочей группой.
  6. Немедицинские инциденты рассматриваются в зависимости от специфики инцидента с последующим разбором специально созданной рабочей группой при необходимости.
  7. Ошибки и потенциальные ошибки со значительным вредом для здоровья должны быть оценены сразу и разбор должен быть проведен в течение 48 часов.
  8. По усмотрению эксперта Службы внутреннего аудита к разбору привлекаются руководители структурных подразделений, где случился инцидент, либо ответственный за область инцидента.
  9. Методика анализа может включать Анализ корневых причин или другие методики улучшения качества.
  10. По результатам анализа разрабатываются рекомендации (корректирующие меры).
  11. План корректирующих мер доводится до сведения всех заинтересованных лиц, ответственных руководителей.
  12. Служба внутреннего аудита контролирует выполнение корректирующих мер.
  13. Результаты анализа инцидентов и доведение экспертом ситуации по инцидентам до сведения сотрудников:
  • Результаты разбора медицинских и медикаментозных ошибок докладываются на ближайшем заседании Совета по качеству.
  • Результаты разбора немедицинских случаев, связанных с безопасностью здания и коммунальными службами, докладываются на ближайшем заседании Комиссии по безопасности.
  • Ежемесячно  - структуризация данных по инцидентам поступивших за месяц.
  • Ежеквартально - анализ тенденций по инцидентам.
  • Периодически  - отчеты о положении дел с инцидентами на рассмотрение Совета по качеству и в другие Комиссии по мере необходимости.
logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

Войти на сайт
Зарегистрироваться или войти через соцсети
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

Войти на сайт
Зарегистрироваться или войти через соцсети
Сайт для медицинских работников!

Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

Войти на сайт
Зарегистрироваться или войти через соцсети

Гость,

 

Вам предоставлен персональный доступ
на обучение в Школе Главного врача

Получить удостоверение

Гость,
редакция выбрала Вас!

Заберите свежий номер журнала
«Здравоохранение»

Забрать журнал

Гость,

 

Вам предоставлен персональный доступ
к системе «Главный врач»

Активировать
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.