Здравоохранение

Система менеджмента качества в аптеке: современные подходы

  • 31 декабря 2018
  • 13

Подходы СМКС принятием Правил надлежащей аптечной практики подход аптечных организаций к качеству оказываемых услуг изменился.

Теперь каждая аптека разрабатывает собственную систему менеджмента качества, основанную на международных требованиях.

Расскажем о последних тенденциях и подходах в СМК аптечных организаций.

Больше статей в журнале «Новая аптека» Активировать доступ

Роль СОП в системе менеджмента качества в аптеке

Поговорим о том, какую роль играет документирование стандартных операционных процедур в аптечной организации, в процессе создания системы менеджмента качества (СМК) аптечных организаций.

С момента выхода Правил надлежащей аптечной практики, в аптечных организациях начались масштабные изменения в менеджменте.

Далее еще предстоит огромная работа для того, чтобы систему менеджмента качества создать в соответствии с этими новыми революционными документами.

Законодательные новации, которые вступят в силу в 2019 году, изменят правовое поле для аптечных организаций.

Понять, что ожидать от государства, и подготовиться к работе по новым правилам поможет подборка 10 самых важных изменений.

3 главных изменения, которые необходимо учитывать, создавая систему менеджмента качества:

1. Изменение подхода к менеджменту фармацевтической организации, с функционального, когда все было по функциям, на процессный подход

2. Необходимость использования новых терминов, понятий, что изменяет фармацевтический дискурс.

Общение между сотрудниками аптеки, термины, создание наших документов представляют определенный интерес для людей, которые занимаются филологией. Нет другой такой сферы деятельности, как фармация, где использование языковых средств является таким жизненно важным и имеет такое значение.

«Дискурс» - изложение беседы, рассказ, речь, связный текст. В 90-е годы фармацевтический дискурс пополнился такими понятиями, как фармацевтический маркетинг, фармацевтический менеджмент.

Особенность сегодняшнего этапа заключается в том, что теперь в фармацевтических дискурс включено такое понятие, как система менеджмента качества.

3. Документационное сопровождение бизнес-процессов аптеки.

Как управлять потребительским спросом и повышать прибыльность аптечной сети, как избежать распространенных ошибок и сделать фармрекомендацию локомотивом продаж, читайте в статье журнала «Новая аптека»

Нормативно-правовые акты для создания СМК в аптеке

  • ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования»
  • ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;
  • ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007 «Менеджмент организации. Руководство по документированию системы менеджмента качества»

Сегодня аптеки также должны руководствоваться ведущими стандартами ИСО, которые просто переводят, есть и российские документы в системе ГОСТ Р, которые иногда могут просто повторять документ ИСО или учитывать какие-то его изменения.


Понятие и принципы системы менеджмента качества

Система менеджмента качества - это набор норм и требований в отношении контроля качества в аптечной организации, направленный на улучшение качества работы. Такая система базируется как на международных стандартах, так и на собственном опыте каждой отдельной взятой организации.

Существует определенный набор классических принципов системы менеджмента качества:

  1. Ориентация на потребителя (аптеки работают для покупателей, поэтому они должны хорошо чувствовать их потребности, как текущие, так и потенциальные, выполнять требования и стремиться превзойти их ожидания).
  2. Лидерство руководителя (руководитель аптеки является объединяющим звеном в своем коллективе, вовлекает других сотрудников в решение стратегических задач).
  3. Вовлеченность сотрудников аптеки (основу аптеки составляет ее персонал, и при их максимальной заинтересованности работа аптеки в целом будет более эффективной).
  4. Процессный подход (если деятельностью управлять, как процессом, то результаты будут достигаться быстрее и качественнее).
  5. Постоянное улучшение как важная цель аптеки.
  6. Принятие решений, основанных на фактах (эффективные решения должны основываться на анализе данных и информации.
  7. Менеджмент отношений (выстраивание взаимоотношений организации и поставщиков, поскольку они взаимозависимы, отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон работать эффективно).

Основные понятия в системе менеджмента качества

В системе менеджмента качества используются различные термины и определения, которые уже сейчас используются в различных документах - заинтересованная сторона, постоянное улучшение, менеджмент качества, процесс, процедура, дефект, прослеживаемость и т.д.

Некоторые из них представлены в таблице ниже.

СМК построена

Подходы системы менеджмента качества

СМК построена на 3 основных подходах:

1. На системном подходе, когда управление организацией рассматривается, как система взаимосвязанных процессов, которые взаимодействуют с внешней средой, и работают на достижение цели организации.

В системном подходе организации все процессы, происходящиев организации, рассматриваются, как взаимосвязанные - вход, выход и взаимодействие с внешней средой.

2. Риск-ориентированный подход, который позволяет определять факторы, которые могут привести к отклонению, это тоже очень важно в системе менеджмента качества - использовать различные предупреждающие средства управления для минимизации различных негативных последствий системы.

В системе риск-ориентированного подхода это может выглядеть так - есть план, есть факт, известные факторы, которые могут привести к различным отклонениям и делается все, чтобы этого не случилось. Многие говорят, что система менеджмента качества как раз на это направлена - на минимизацию негативных последствий.

3. Процессный подход, когда деятельность организации рассматривается, как набор процессов, и самое важное, начиная создание системы менеджмента качества - планировать эти процессы.

Согласно этому подходу деятельность организации рассматривается, как набор процессов. На сегодняшний момент для использования в фармацевтических организациях можно выбрать 3 варианта определения этих процессов:

  • процессы управления организацией;
  • управление ресурсами;
  • основные и поддерживающие процессы.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.