Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Программный подход к профилактике ИСМП в медицинской организации

5 января 2019
78
Средний балл: 0 из 5

Эпидемиологический контрольРезистентность возбудителей ИСМП к антибиотикам ежегодно возрастает.

Первой линией «обороны» является профилактика, дезинфекция рук и критических, эпидемиологически значимых поверхностей.

Расскажем, как программный подход способен снизить количество ИСМП в медучреждении.

Больше статей в журнале «Главная медицинская сестра» Активировать доступ

К сожалению, в РФ не ведется единая статистика ИСМП, поэтому приведем цифры из зарубежной статистики. В Европе как минимум 37 тысяч пациентов становятся пострадавшими от ИСМП ежегодно.

По разным оценкам, только за счет внедрения программ гигиены и систематического обучения персонала количество ИСМП можно снизить до 20-30%.

Программный подход в профилактике ИСМП

Программный подход базируется на следующих положениях:

  1. Основывается на текущей конкретной ситуации в медицинской организации. Одинаковых решений быть не может - оно всегда основывается на конкретном медучреждении.
  2. Комплексный подход.
  3. Контроль качества исполнения имеет важное значение, он должен быть постоянным.
  4. Принцип непрерывного образования, то есть за контролем должен следовать цикл обучения, исходя из результатов контроля.

Как организовать работу по профилактике ИСМП, подробно рассмотрим в Системе Главная медсестра.

Как повысить качество уборки и качество медпомощи

Выделим 4 направления повышения качества оказания медпомощи:

  1. Программа повышения качества уборки в операционных.
  2. Программа повышения качества уборки в палатах пациентов.
  3. Комплексная программа гигиены в центральных стерилизационных отделениях.
  4. Программа гигиены рук, основанная на мультимодальной стратегии ВОЗ.


Повышение качества уборки в операционных

Рассмотрим условия внедрения программы по повышению качества уборки с целью профилактики ИСМП на примере операционных.

Операционные - это места, в которых сосредоточены все самые новые технологии в медицине. Операционные у всех ассоциируются с идеальной чистотой - у пациентов и медработников.

Но визуальная чистота не говорит о том, что в операционной отсутствуют опасные микроорганизмы.

Что бы организовать бесперебойную и качественную уборку в медорганизации, воспользуйтесь нашими алгоритмами, которые одобрил эксперт Роспотребнадзора.

Скачать алгоритмы

Программный подход к дезинфекции выделяет 5 этапов:

  1. Сбор данных, входной аудит, целью которогоявляется понимание исходного уровня гигиены.
  2. На основании данных разрабатываются конкретные решения для медучреждения или его отделения.
  3. Внедрение решения.
  4. Отслеживание процесса с обязательным повтором аудитов.
  5. Последующая оптимизация.

Статистика показывает, что только 25% объектов повышенного риска, эпидемиологически значимых объекты, с которыми контактируют руки человека, регулярно обрабатывается при уборке в операционной. То есть 70-75% не обрабатывается.

Медработники в качестве метода контроля уборки в операционной применяют метод смыва, который неприемлем для ежедневной уборки.

При аудите медучреждения важно ответить на следующие вопросы:

  • устраивает ли руководство общее время проведения уборки;
  • разработан ли в организации алгоритм действия при текущей и генеральной уборке;
  • проводятся ли с медперсоналом тренинг по уборке в оперблоке.

Если ответы на эти вопросы показывают, что не все хорошо, необходимо пересмотреть существующую систему уборки.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главная медсестра» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Этапы улучшения качества уборки в операционной

Рассмотрим отдельные этапы.

1. Сбор данных. Для этого существует несколько современных инструментов:

  • флуоресцентный гель, который светится в ультрафиолете. Тест проводится сразу после того, как прошла операция и пациента вывезли из операционной. Внимание следует обратить внимание на объекты повышенного риска, объекты, с которыми контактируют руки человека во время операции.

Соответственно, после того, как прошла уборка, медсестра ходит и светит ультрафиолетовым фонариком и заносит всю эту информацию в планшетный компьютер, и получает в конечном итоге результаты.

Например, часто в ходе обработки игнорируется анестезиологическое оборудование, хотя в работе нужно его также учитывать.

  • таймер. Все действия, которые осуществляются в процессе подготовки операционной к следующей операции делятся на «грязные» и «чистые».«Грязные» действия - это вынос отходов, инструментов, мытье поверхностей. «Чистые действия» - это подготовка к следующей операции, подготовка инструментов, размещение стерильного покрытия и т.д.

С помощью этого инструмента можно посчитать время, затраченное на каждое действие и уборку в целом.

По рекомендации Ассоциации операционных сестер, время подготовки операционной к следующей операции составляет не менее 15 минут.

Эффективно этот тайминг использовать в комплексе с результатами использования геля, когда можно проверить, есть ли корреляция между быстрыми действиями и необработанными участками.

  • карта передвижений. Этот метод сбора данных и контроля заключается в том, чтобы схематически изобразить операционную, как на рисунке ниже.

Комплекс мероприятий по уборке

Каждая линия обозначает перемещение с какой-то целью, например, зеленая - смена покрытия, синяя - пол, красная - поверхности.

С помощью этого метода можно увидеть, что медперсонал перемещаться настолько хаотично, например, санитарка идет в один угол и начинает протирать инструментальный стол, переместилась к медотходам, унесла их, вернулась, опять взяла тряпку и начала протирать дальше.

Конечно, когда происходят такие хаотичные действия, всегда отдельные объекты, нуждающиеся в обработке, можно пропустить.

Действия должны быть четкими, по алгоритму - сверху вниз, по периметру и т.д. Это все должно отражаться во внутренней инструкции с картинками и отработано с сотрудниками до автоматизма.

Решение выявленных проблем

После подведения итогов аудита можно разработать план решения выявленных проблем.

1. Безведерная система уборки облегчает и ускоряет труд. Например, в зарубежных ЛПУ используют одноразовые МОПы и салфетки из микрофибры, которые в России применяются еще не повсеместно.

Опыт внедрения профессиональной системы уборки по методу предварительной подготовки мопов, так называемой безведерной уборки, покажем в Журнале "Главная медицинская сестра".

Подробно расскажем о том, какие исследования и расчеты проводить перед внедрением, как оборудовать помещения, по какой схеме проводить переподготовку персонала и в последствии как оценить эффективность нового метода уборки.

2. Ускорение подготовки операционной к следующей операции может позволить проводить одну дополнительную операцию в день.

3. Стерильные покрытия. В операционной можно часто встретить капли крови на оборудовании. К сожалению, не все загрязнения медсестра или санитарка может увидеть визуально, а это прежде всего борьба с ВИЧ и гепатитами В и С.

4. Тщательная обработка мелких деталей оборудования.

Так, часто при уборке санитарки пропускают пульт управления операционным столом, который часто используется во время операции, и он остается необработанным.

5. Предотвращение разлития большого количества крови во время операции. Существуют специальные впитывающие покрытия не только для операционного стола, но и для пола, специальные коврики, которые могут в себя впитать до 4 литров жидкости. Это конечно, значительно сокращает время подготовки операционной к следующей операции.

6. Разработка схемы уборки.

Схемы уборки в операционных для текущей и генеральной уборки - это схемы, рекомендованные Ассоциацией операционных сестер, но их можно индивидуально «подогнать» под нужны конкретного учреждения.

7. Разработка системы мониторинга и системы отчетности.

Эффективная система контроля позволяет повысить эффективность работы операционной и персонала. Это возможно только с помощью комплексного, программного подхода.

Как найти и расследовать причины возникновения ВБИ и разработать меры по ликвидации, покажем в Системе Главная медсестра

Посмотреть шаблоны и справочники

Другие методы снижения риска развития ВБИ

1. Уборку необходимо осуществлять, исходя из риска заражения ВБИ. Например, необходимо понимать, что административные помещения не обязательно дезинфицировать, их достаточно мыть.

Есть поверхности, которые, как правило, не участвуют в передаче инфекции, а есть критические и эпидемиологически значимые поверхности или объекты повышенного риска.

Например, бахилы в медучреждении предотвращают занос грязи в помещения. Но у них есть и недостатки - они слетают с ног посетителей, теряются по отделению.

Пациенты могут поправлять их руками, этими руками хватать за ручки дверей, что может быть причиной распространения инфекции.

2. Использование барьерных защитных покрытий. Многие поверхности, которые чаще всего участвуют в передаче инфекции часто не обрабатываются, а многие из них должны обрабатываться в том числе и спорицидными средствами.

Некоторые поверхности обработать в принципе невозможно. Например, клавиатура компьютера. Выход - использовать барьерные защитные покрытия.

3. Использование современных средств уборки. На замену ветоши, многоразовым средствам уборки приходят безведерные средства уборки, готовые салфетки, пропитанные дезсредствами, диспенсерные системы.

Выводы

Первый вопрос, который возникает в медучреждении при пересмотре процесса уборке и дезинфекции помещений, особенно при выборе централизованного клининга - экономическая целесообразность понесенных затрат, и как быстро они вернуться.

Большие вопросы вызывает и подсчет необходимых затрат. Во многих случаях ни эпидемиолог, ни главная медсестра не могут убедить главного врача в том, что снижение ИСМП приводит к экономии.

Как раз для ускорения экономического эффекта необходим программный подход - обучающие материалы, разработка внутренних документов и т.д.

В некоторых медучреждениях система мониторинга и отчетов применяется для премирования или депремирования младшего медперсонала, что является дополнительным мотиватором к качественному проведению уборки.

Материал проверен экспертами Актион Медицина

logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

Войти на сайт
Зарегистрироваться или войти через соцсети
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

Войти на сайт
Зарегистрироваться или войти через соцсети
Сайт для медицинских работников!

Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

Войти на сайт
Зарегистрироваться или войти через соцсети

Гость,

 

Вам предоставлен персональный доступ
на обучение в Школе главной медсестры

Получить удостоверение

Гость,

 

Вам предоставлен персональный доступ
к системе «Главная медсестра»

Активировать

Гость,
редакция выбрала Вас!

Заберите свежий номер журнала
«Главная медицинская сестра»

Забрать журнал

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Правовые вопросы здравоохранения»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.