Здравоохранение

Работа лабораторных информационных систем на аналитическом этапе исследований

  • 3 января 2019
  • 66

Лабораторная информационная система Преаналитический этап начинается с момента поступления образцов в лабораторию и включает в себя подготовку образцов к исследованию.

Расскажем, как лабораторная информационная система позволит врачу КДЛ избежать ошибок на этом этапе, как настроить систему контроля качества и автоматизировать рабочие процессы в лаборатории.

Больше статей в журнале «Справочник заведующего клинико-диагностической лабораторией» Активировать доступ

Преаналитический этап: какие функции нужны ЛИС

Преаналитический этап начинается с момента поступления биологического материала в лабораторию.

Если КДЛ использует на этом этапе лабораторную информационную систему, программа позволит гибко настраивать рабочий процесс так, чтобы отбраковывать некачественные образцы, образцы с плохой маркировкой и т.д.

Если встроенные правила выбраковки несоответствующего биологического материала будут автоматизированы, это позволит лаборатории информировать заказчиков в режиме онлайн, составлять отчеты по каждому контрагенту и использовать индикаторы качества преаналитического этапа.

Индикаторы качества преаналитического этапа разработаны рабочей группой безопасности пациента и качества преаналитики при Международной Федерации клинической химии. Они разделены на определенные группы, и в каждой группе идентифицированы коды ошибок.

Если планируется использовать в ЛИС такую классификацию преаналитических ошибок, за основу можно взять этот документ или разработать группы ошибок самостоятельно, чтобы контролировать преаналитическое качество и постоянно его улучшать.

Какие ошибки возможны на преаналитическом этапе

Ошибки на преаналитическом этапе можно разделить на несколько типов:

  • ошибки идентификации пациента;
  • ошибки идентификации теста;
  • неправильный тип образца;
  • неправильное заполнение пробирки, что особенно очень важно для образцов, которые используются для исследований на гемостаз;
  • ошибки хранении и транспортировки;
  • контаминированные образцы;
  • гемолизированные образцы;
  • образцы со сгустками.

Виды и подвиды ошибок вносятся в лабораторную информационную систему.

На вопросы из практики автоматизации КДЛ ответим в статье журнала "Справочник заведующего КДЛ".

Допустим, группа ошибок маркировки представлена несколькими типами ошибок.

  1. Предоставлено более одной пробирки, маркированной одним штрихкодом. К сожалению, лабораторная информационная система видит такой штрих-код, как один, и если заказаны разные тесты в пробирках, то она просто не выполняет ту часть, которая заказана из второй проверки.
  2. Одна пробирка маркирована более чем одним штрихкодом. Анализатор считывает только один штрихкод, соответственно, часть тестов останется невыполненной.
  3. На этикетке присутствуют повреждения или дефекты, что также делает штрих-код нечитаемым, и такие пробирки тоже нуждаются в повторной переклейке этикеток.
  4. Полностью заклеенная этикеткой пробирка, которая не дает возможность оценить количество образца в пробирке и корректность ее наполнения.
  5. Наклеивание штрих-кода на стекло в ЛПУ. Это считается неправильным, потому что штрих-код наклеивается на контейнер со стеклом, в лаборатории он считывается и пропечатывается для того, чтобы штрих-код бумажный не смысла, не отклеился.
  6. Штрих-код на этикетках пропечатан не полностью, например, отрезан горизонтально или напечатан штрих-код другого пациента.

Каждая из этих ошибок подразумевает последующую работу с тем, кто брал кровь, с процедурным кабинетом различных специалистов. Допустим, если пробирка маркирована более, чем одним штрих-кодом, то специалист по преаналитике связывается с процедурной медсестрой и объясняет ей, в чем была ее ошибка.

А если на этикетках напечатан штрих-код не полностью или напечатан край штрих-кода другого пациента - необходимо проверить качество печати принтера, поэтому здесь специалист отдела информационных технологий выезжает и проверяет правильность печати штрих-кодов.

Как обеспечивается качество современных исследований и как оно контролируется, расскажем в статье Журнала "Справочник заведующего КДЛ".

Ошибки центрифугирования

Ошибки центрифугирования также составляют очень большую часть преаналитических ошибок. Например, часто в лабораторию приходят отцентрифугированные пробирки, где гель расположен под углом 45 градусов. Это значит, что использовалась угловая центрифуга, что для пробирок с гелем недопустимо.

Или формирование сгустка над гелем, фибриновые волокна, плохо сформировавшийся гель, эритроциты в толще геля. Это значит, что во время центрифугирования была неправильно выставлена скорость или ускорения центрифугирования.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Консилиум» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Систематизация ошибок в лабораторной системе КДЛ

Перечень ошибок составляется в лаборатории. Используется для этого обычный файл Excel. Из таблицы очень просто выгрузить все файлы в ЛИС и наоборот.

Это позволяет быстро информировать заказчика и принимать какие-то возможные варианты решения, устранять какие-то ошибки преаналитического этапа или, если это неустранимые ошибки, например, неподходящая пробирка взята для исследования, информировать заказчика.

Лабораторная система позволяет максимально устранять ошибки преаналитического этапа и пускать образцы в работу.

Таким образом, у в лабораторной информационной системе есть перечень ошибок, есть сами ошибки и есть источник, откуда пришли эти образцы с ошибками. Специалист может выставить в ЛИС время реагирования, и максимально быстро информировать пациентов и заказчиков об ошибках преаналитического этапа.

Есть категории ошибок, по которым можно собрать собственную статистику, во-вторых, есть источники этих ошибок, по которым вы можно проверить качество преаналитического этапа каждого из контрагентов.

Например, если это ЛПУ - проверить качество сбора образцов в отделениях, в многопрофильных лабораториях - различные ЛПУ и т.д.

Оценка качества преаналитического этапа с использованием ЛИС

Очень важно для оценки качества преаналитического этапа использовать индикаторы качества, разработанные рабочей группой и основным и наиболее часто используемым индикатором, является индикатор гемолиза, количество образцов с гемолизом, который рассчитывается, как количество образцов с концентрацией свободного гемоглобина более 0,5 г/л к общему количеству образцов. Целевое значение, рекомендованное составляет менее 2%.

Какими затратами сопровождаются внедрение и эксплуатация ЛИС, перечислим в статье Журнала "Справочник заведующего КДЛ".

Сейчас все современные биохимические анализаторы перед тем, как выполнить исследование, умеют померить и посчитать индекс иктеричности, гемолиза и липомии. Поэтому использование этого индекса становится очень простым, но нельзя в КДЛ использовать общий и средний индекс по лаборатории.

Например, в среднем доля гемолизированных образцов в многопрофильной лаборатории составляет 2.73%, но количество процедурных кабинетов и лечебно-профилактических учреждений, которые работают с КДЛ составляет более 1000. Соответственно, очень сложно понять, с кем конкретно нужно работать для того, чтобы уменьшить эту цифру, в худшем случае до 2%.

Поэтому всех заказчиков следует разделить по доле гемолизированных образцов (пример индекса гемолиза по образцам разных заказчиков одной лаборатории представлен на рисунке). Такой анализ позволит понять, что у некоторых заказчиков вообще не бывает гемолиза, а у некоторых гемолизированные образцы поступают в 30% случаев.

Как помогут эти сведения лаборатории? Разработайте СОП «Управление качеством вне лабораторной части преаналитического этапа».

В СОП прописывается порядок работы - во всех образцах измеряется индекс гемолиза, происходит сортировка, выделяются заказчики с неприемлемым количеством гемолизированных образцов.

Далее происходит выездной аудит, выявляются соответствия и несоответствия правилам проведения преаналитического этапа, проводится дополнительный инструктаж.

Чаще всего такие выбросы с большим количеством гемолиза связаны со сменой персонала, когда приходят новые медсестры из других учреждений, которые работали по-другому или работали с другими пробирками, не знают, как правильно укладывать образцы в термоконтейнеры.

Так, гемолиз часто бывает, когда пробирки помещаются прямо на термоэлемент, на хладоэлемент.

После дополнительного обучения проводится повторный аудит, продолжается динамическое наблюдение. Опыт показывает, что при таком цикле проверок и обучения количество гемолизированных образцов снижается.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Справочник заведующего КДЛ»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.