Здравоохранение

Алгоритм разработки СОП в аптеке

  • 4 января 2019
  • 77

Соп в аптекеРассмотрена процедура создания набора стандартных операционных процедур в аптеке, основанная на Правилах надлежащей аптечной практики.

Рекомендации по составлению структуры документа, рассмотрен пример СОП «Фармацевтическое консультирование».

Больше статей в журнале «Новая аптека» Активировать доступ

Когда аптеке необходимо разработать СОПы

После разработки системы менеджмента качества в аптеке разрабатываются стандартные операционные процедуры (СОП), которые детализируют и описывают основные бизнес-процессы в аптеке.

В конечном итоге аптека получает список процессов и процедур, которые должны располагаться в определенном порядке и в определенном документе. Этот список процессов и процедур, также можно утвердить приказом по аптечной организации.

Чтобы пройти проверки без проблем, аптека должна предъявить инспекторам программу производственного контроля и девять СОП. В статье журнала "Новая аптека" покажем как правильно составлять СОП.

Скачать образец

Например, процесс заказа товаров включает в себя определенное количество процедур, то же самое касается хранения товаров аптечного ассортимента, реализации товаров аптечного ассортимента отпуска, консультирования, предметно-количественного учета и т.д.

Все процессы деятельности субъекта розничной торговли, влияющие на качество эффективность и безопасность товаров аптечного ассортимента осуществляются в соответствии со стандартными операционными процедурами.

После того, как определены процессы, и в документе есть особая запись про то, что руководитель субъекта розничной торговли обеспечивают подтверждение стандартных операционных процедур, которые детализируют основные и дополнительные процессы в аптеке.


Процессы деятельности аптечной организации

Все процессы субъекта розничной торговли, которые влияют на качество и эффективность, должны осуществляться в соответствии со стандартными операционными процедурами.

Во всех документах говорится о том, что эта инструкция может быть в любом виде, например, стандартные операционные процедуры или другие документы, которые описывают какой-то вид деятельности, которой в аптеке совершается.

Какие СОПы нужны аптеке и как их правильно составлятьСтатья бестселлер

Какие СОПы нужны аптеке и как их правильно составлять, как при помощи СОПов создать систему управления качеством и облегчить управление аптечной организацией, покажем в статье Журнала "Новая аптека"

 Прочтите, обсудите с коллегами!

Что делают стандартные операционные процедуры?

Правила надлежащей аптечной практики - это документ, который создает определенные рамки, которые говорят о том, как должна работать аптека. Но как правило они не отвечают на вопрос - как это делается?

СОП предназначены для реализации процессов и для ответа на вопросы, что надо делать правильно, как, где и кто будет это делать. СОП - документально оформленный набор инструкций или пошаговых действий, которые нужно выполнить для того, чтобы сделать какую-то работу.

Приведем список некоторых процессов и процедур в аптеке:

  1. Отпуск ЛП по бесплатным и льготным рецептам.
  2. Реализация других товаров парфюмерной и косметической продукции.
  3. Регистрация спонтанных сообщений потребителей.
  4. Фармацевтическое консультирование при отпуске ЛП без рецепта.
  5. Ведение предметно-количественного учета наркотических и психотропных ЛС.
  6. Работа с книгой жалоб и предложений и т.д.

Законодатель не описывает, как должна выглядеть стандартная операционная процедура, как документ. Поэтому каждый СОП составляется на усмотрение руководителя аптеки, который эту процедуру создает.


Структура СОП

Стандартная операционная процедура как документ состоит из следующих разделов:

1. Применение СОП. Что позволяет сделать процедура. Например, провести анализ ассортимента.

2. Цель применения. Для чего необходима данная процедура.

3. Определения, которые используются в СОП, со ссылкой на нормативные и локальные документы.

4. Список литературы. Документы, регламентируют этот вид деятельности, который описывается в СОП.

5. Ответственность. Кто и в каком объеме несет ответственность за процедуру - руководитель или другие работники, которые в этом участвуют.

6. Порядок действий. Это самая основная часть документа, которая и представляет собой пошаговую инструкцию совершения действий:

  • условия и особенности проведения процедуры;
  • необходимое оборудование;
  • сама инструкция.

7. Связанные документы и дополнительная документация.

В стандартах ИСО предлагается три варианта составления инструкции - описывается словами, в виде таблицы или схемы. Наиболее удобный способ представления - схема.

В конечном итоге можно получать такие схемы, которые будут понятными и удобными для каждого сотрудника.

Составляем СОП по срокам годности. Пошаговая инструкция

Пошаговый алгоритм разработки СОПа по срокам годности:

  1. Нормативная документация. Работу со сроками годности регламентируют 6 нормативных актов. Укажите в СОП обязанность сотрудников изучить эти акты и следовать их требованиям в работе.
  2. Обязанности руководителя аптеки: приказом назначает уполномоченного по качеству, вести форму и вид носителя (бумажный/электронный) Журнала учета лекарственных средств с ограниченным сроком годности.

Скачать алгоритм

Пример СОП по фармацевтическому консультированию

С одной стороны, сейчас существует очень много стандартных схем по консультированию, но до сих пор нет единого мнения, возможно ли использовать единую схему для того, чтобы специалисты аптек могли ее использовать.

Само фармацевтической консультировании является неотъемлемой частью розничной торговли товарами аптечного ассортимента и в правилах надлежащей аптечной практики это написано. Вместе с тем, это отдельный процесс розничной торговли, который можно стандартизировать.

Аптекой может быть разработано два разных СОП:

  • фармацевтическое консультирование для отпуска лекарственных препаратов без рецепта;
  • фармацевтическое консультирование при отпуске лекарственных препаратов по рецептам.

В связи с тем, что медицинские специалисты лекарственные препараты выписывают по международным непатентованным наименованиям, специалист в аптечной организации должен оказывать помощь при выборе торгового наименования лекарственного препарата, в том числе предлагать лекарственные препараты различных ценовых диапазонов, в том числе и рецептурные.

Обязанность по консультированию прописана в должностных инструкциях фармацевтов, и руководитель аптеки также должен учить своих сотрудников различным видам знаний о лекарственных препаратах.

Более того, в профстандарте «Провизор» есть специальная трудовая функция, которая называется «Информирование населения и медицинских работников о лекарственных препаратах».

Фармацевтическое консультирование при продаже безрецептурных лекарств

Ниже представлен образец титульного листа СОП по фармацевтическому консультированию посетителей аптеки при продаже безрецептурных лекарственных средств.

Титульный лист СОП

В стандарте прописывается, что:

  • процедура является неотъемлемой частью розничной торговли лекарственных препаратов, способствует повышению информационной доступности лекарственных препаратов. - что обеспечивает процедура.
  • определение СОП, розничной торговли, фармацевтических услуг из Правил НАП.
  • список литературы. Это список основных законов и приказов, которые важны при фармацевтическом консультировании (ссылка на Правила надлежащей аптечной практики, профстандарт «Провизор», правила отпуска лекарственных средств, локальные акты и т.д.).
  • ответственность сотрудников аптеки.

Как в СОП описать алгоритм консультирования

Далее необходимо описать алгоритм фармацевтического консультирования, как это делать?

На сегодняшний день такой алгоритм существует, этот алгоритм есть в аккредитационных документах.

Есть станция, которая так и называется «Фармацевтическое консультирование», и в паспорте этой станции и в оценочном листе перечислены вопросы, на которые должен ответит специалист, чтобы те, кто его аккредитуют сказали, что он может выполнить этот вид деятельности.

На какие вопросы должен ответить специалист:

  1. Идентифицировать запрос;
  2. Определить необходимость особых условий;
  3. Правильно обозначить необходимость получения рецепта;
  4. Задать уточняющие вопросы;
  5. Указать на необходимость обязательного посещения специалиста;
  6. Уточнить особые характеристики пациента;
  7. Назвать фармгруппу, фармакологическое действие препарата;
  8. Проконтролировать отсутствие назначения других препаратов, с которыми предложенный препарат может быть несовместим;
  9. Предоставить пациенту выбор покупки;
  10. Информировать пациента о правилах приема, о его взаимодействии с другими препаратами;
  11. Предупредить пациента, как поступать и куда сообщать при выявлении нежелательных реакций (врачу, аптеке, послать сообщение в Росздравнадзор);
  12. Отпустить выбранный посетителем лекарственный препарат и оформить документацию, если это необходимо.

Итак, алгоритмы консультирования на сегодняшний день есть в аккредитационных документах и можно ориентироваться на них при разработке СОП.

Основные документы в СОП:

Какие документы, связанные с описываемой процедурой, можно указать в СОП:

  • журнал учета неправильно выписанных рецептов;
  • журнал учета дефектуры;
  • корректировка отклонений (например, заказать отсутствующие лекарственные препараты, если была дефектура).

Связанные СОП:

  • отпуск лекарственных препаратов;
  • анализ жалоб и предложений от посетителей.

Одним из принципов системы менеджмента качества в аптеке является постоянное улучшение, которое заключается в том, что эти процедуры должны постоянно обсуждаться, улучшаться, и целый набор видов действий с этими документами различными стандартами ИСО предусматривается.

Например, анализ адекватности выполняемых процедур, выявление ошибок и поиск причин этих ошибок, вариантов устранения ошибок, обучение сотрудников. Все это заканчивается контролем за выполнением стандартных операционных процедур и улучшениями.

С появлением Правил НАП руководители аптечных организаций могут проявить такую самостоятельность - самим создавать списки процессов, стандартных операционных процедур и делать это для своей аптеки.

Однако, на практике стандартизация процедур вызывает затруднение, поскольку единый список необходимых СОП не утвержден, и не все организации понимают, как их разрабатывать.

В связи с этим необходимы единые рекомендации, которые помогут определить перечень этих процедур, содержание СОП, их структуру и описываемые в них алгоритмы.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.