Здравоохранение

Судебная практика по рассмотрению жалоб пациентов и их родственников

  • 5 января 2019
  • 183

Как работать с жалобами пациентовРассмотрим два вида обращений, которые часто вызывают сложности при составлении ответа на них – обращения родственников пациентов, а также жалобы самих пациентов на нарушение медработниками принципов медицинской этики и деонтологии.

Расскажем, как отвечать на такие обращения с точки зрения судебной практики.

Больше статей в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении» Активировать доступ

Запросы родственников пациентов и сохранение врачебной тайны

Медучреждениям часто приходится сталкиваться с рассмотрением обращений граждан по запросам о представлении информации, которая касается их родственников.

В этом случае необходимо иметь в виду, что родственники не имеют каких-либо преимуществ при получении информации о состоянии здоровья своих близких, за исключением ряда установленных законом случаев:

  1. Врач обязан сообщить о неблагоприятном прогнозе развития заболевания супругу или иному близкому родственнику, если пациент сообщить об этом не запретил (ч. 3 ст. 22 ФЗ-323).
  2. Заключение о причине смерти и диагнозе заболевания выдается супругу или иного близкому родственнику.

В иных случаях оснований представлять информацию медучреждение не имеет. Эту позицию поддержал и Конституционный суд РФ в деле, которое дошло до суда.

Инструкция по организации работы с обращениями физических и юридических лиц, в Системе Главный врач.

Пример из практики: Истец обратился в суд первой инстанции с требованием обязать учреждение выдать ему меддокументы и компенсировать моральный вред, за неверно оказанную медпомощь погибшей супруги. Суд первой инстанции признал отказ руководителя учреждения незаконным, но апелляция решение отменила.

Заявитель обратился в Конституционный суд. Высший судебный орган сделал вывод, что в законодательстве уже предусмотрен порядок представления сведений, содержащих врачебную тайну.

Представлять данные родственникам учреждение не обязано. Иных механизмов получения сведений законодатель не предусмотрел (определение Конституционного суда РФ от 9 июня 2015 года).

Судебная практика нижестоящих судов также подтверждает необоснованность требований родственников предоставлять копии меддокументов в их адрес.

Так, в частности, гражданин, например, обратился с иском к больнице об обязании выдать копии документов умершей матери. В обоснование указал, что имеет нотариальную доверенность от имени покойной, согласно которой ему предоставлено право получать документы.

Суд отказал в удовлетворении этих требований, сослался на пп. 6 п. 1 ст. 188 ГК РФ, согласно которому действие доверенности прекращается вследствие смерти гражданина, выдавшего доверенность.

Иных оснований предоставлять сведения сыну суд не усмотрел (апелляционное определение Мурманского областного суда от 23 октября 2013 года).



Жалобы пациентов на нарушение этики и деонтологии

Большой пласт обращений пациентов касается грубости медперсонала, хамства, с чем очень часто приходится встречаться в юридической практике.

Действующее законодательство возлагает на медработников обязанность соблюдать принципы медицинской этики и деонтологии. Это прямо предусмотрено в ч. 1 ст. 73 ФЗ «Об охране здоровья».

Помимо этого, законом установлен приоритет интересов пациента при оказании медпомощи, который реализуется путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медработников и иных работников.

Эти понятия исключительно оценочные, и в наиболее систематизированном виде они названы в Кодексе профессиональной этики, принятым Первым национальным съездом врачей 5 октября 2012 года.

И в некоторых случаях суды действительно указывают на необходимость соблюдения работниками этого кодекса, как акта прямого непосредственного действия (например, апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 6 декабря 2016 года).

Однако, необходимо иметь в виду, что Кодекс профессиональной этики не является нормативным актом, он в установленном порядке опубликован не был, поэтому ссылаться на его нарушение при привлечении работника к ответственности не вполне обоснованно.

Поэтому, в первую очередь, работодателю необходимо утвердить внутренний локальный кодекс профессиональной этики. Документ утверждается приказом руководителя, и работники должны быть с ним ознакомлены под роспись.

В этом случае локальный кодекс будет являться обязательным для применения и за его несоблюдение возможно будет привлечь медработника к дисциплинарной ответственности.

Нарушение принципов этики является спорным основанием для привлечения к ответственности, потому что некорректное отношение со стороны врача, психологическое давление - это всегда и субъективная оценка, которая может не отражать реальное положение дел. Поэтому при привлечении к ответственности нужно собрать те доказательства, которые подтверждают вину медработника.

Пример из практики: Врач нагрубил пациенту, вошедшему в кабинет в верхней одежде, толкнул его и удерживал в кабинете до приезда полиции. Пациент пожаловался главному врачу.

Вопрос был передан на разрешение комиссии по этике и деонтологии, которая рекомендовала наказать врача, был вынесен приказ о наложении дисциплинарного взыскания. Суд занял сторону поликлиники.

Свидетели подтвердили, что врач удерживал пациента в кабинете силой, суд посчитал, что это нарушает принципы деонтологии и оставил приказ без изменения (апелляционное определение Новосибирского областного суда от 22 ноября 2016).

Пример из практики: сотрудник скорой помощи безразлично отнесся к пациенту, отказался госпитализировать человека в состоянии алкогольного опьянения, не отвечал на звонки в приемное отделение, даже на звонки сотрудников полиции.

Сотрудника наказали и суд поддержал поликлинику, сославшись на то что сотрудник, нарушил принципы этики и деонтологии (апелляционное определение Самарского областного суда от 31 марта 2016 года).

Но в некоторых случаях суды занимают сторону врачей, когда, например, нет доказательств, напрямую свидетельствующих о вине медработника.

Так, например, суд первой инстанции признал приказ о наложении взыскания законным, но апелляция отменила решение, поскольку, по мнению апелляции, пациента субъективно восприняла манеру общения врача, как грубую и оскорбительную, относительно утверждений о том, что врач бегал по кабинету, допускал некорректные высказывания в адрес других сотрудников и пациентов свидетель показал, что не помнит, чтобы врач вел себя подобным образом(апелляционное определение Свердловского областного суда от 15 сентября 2017 года).

Для поликлиники действия врача, который нарушает этику и деонтологию, могут обернуться финансовыми санкциями, поскольку медицинская этика и деонтологии - это тоже часть медуслуги.

Судебная практика о взыскании морального вреда за нарушение этики не устоялась, ее немного и суды не всегда единодушны в том, является ли пренебрежительное отношение к проценту основанием для возмещения морального вреда.

Но встречаются случаи, когда суды подтверждают обоснованность взыскания компенсации. Например, ошибочно пациентке был поставлен диагноз о нехорошем заболевании, причем врач поставил его в довольно жесткой форме, посоветовала ей не говорить о диагнозе мужу, поскольку по ее опыту мужья после таких диагнозов уходят из семьи.

Потом диагноз не подтвердился, медработник принес извинения, но, тем не менее, пациента обратилась с требованием о компенсации морального вреда, и, собственно, компенсацию морального вреда суд взыскал (определение Приморского краевого суда от 12 февраля 2014 года).

Практика идет на усиление общей тенденции по признанию таких нарушений нарушениями требований качества медпомощи, и основаниями для компенсации морального вреда. Поэтому последствия вполне очевидны - финансовые санкции в виде штрафа от ТФОМС, либо иск о возмещении морального вреда от пациента.

Поэтому, получив жалобу на поведение сотрудника, нужно очень объективно ее оценить, насколько она обоснована, не вызвана ли она неадекватным поведением самого пациента, и может ли вообще пациент ее доказать.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Соблюдение этики и деонтологии в ЛПУ

Для обеспечения сотрудниками медучреждения принципов этики следует принять ряд мер:

  • отразить в должностных инструкциях и трудовых договорах обязанность соблюдать этику и деонтологию;
  • разработать и принять положение о комиссии по соблюдению этики;
  • фиксировать факты нарушений (видеонаблюдение, видео- или аудиозапись);
  • пострадавшего пациента нужно попросить дать пояснение в письменной форме;
  • собрать докладные от других сотрудников, которые стали очевидцами произошедшего;
  • при необходимости привлечения врача к дисциплинарной ответственности следует строго соблюдать процедуру, прописанную ТК РФ (затребовать объяснительную, соблюдать сроки ознакомления с приказом и иные установленные законом сроки);
  • вынести решение можно на основании решения комиссии о соблюдении этики и деонтологии. Если объяснительная не представлена, то необходимо издать акт и зафиксировать этот факт актом, издать приказ о наложении взыскания.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт для медицинских работников!


Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к системе «Главный врач»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.