Медицинский портал - специалистам медицинских учреждений

Рассмотрение обращений юридических лиц в ЛПУ в 2019 году

8 января 2019
21
Средний балл: 0 из 5

Как отвечать на обращенияВ медицинские учреждения часто обращаются представители страховых компаний, банков, адвокаты, контрагенты, а также другие организации.

Расскажем, как правильно отвечать на такие обращения с точки зрения закона и сложившейся судебной практики в 2019 году.

Больше статей в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении» Активировать доступ

Правовой статус обращений юридических лиц в ЛПУ

Различные организации обращаются в медучреждения, запрашивая требуемую информацию, и поток таких обращений может быть достаточно объемным.

Пациентами они, как правило, не являются, но тем не менее закон «Об обращениях» 59-ФЗ регулирует в том числе и процедуру рассмотрения обращений юридических лиц. Это прямо предусмотрено ч. 4 ст. 1 Закона.

Правило о том, что закон действует и на обращения юридических лиц было введено еще 7 мая 2013 года на основании принятия Конституционным судом РФ постановления от 18 июля 2012 года № 19-П.

Ранее же в практике и в законе была неопределенность, и суды очень часто отказывали в привлечении к ответственности руководителей учреждений, либо госорганов, которые вовремя не отвечали на обращения юрлиц.

Тем не менее, при рассмотрении таких обращений возникают сложности, рассмотрим наиболее интересные варианты обращений, с которыми приходится сталкиваться учреждениям здравоохранения.

Инструкция по организации работы с обращениями физических и юридических лиц, в Системе Главный врач.

Обращения страховых компаний и банков

Часто встречаются обращения страховых компаний о представлении информации в отношении умерших граждан. Проблемы возникают, когда умирает гражданин, имеющий кредит, и страховые компании или банки обращаются в учреждения здравоохранения за получением копий меддокументации или иной информации для осуществления страховой выплаты.

Как правило, при получении кредита граждане подписывают добровольное согласие на предоставление всей информации о состоянии их здоровья и меддокументации в адрес страховых компаний и банков.

Но вопрос о квалификации волеизъявления такого гражданина неоднозначен, поскольку такое волеизъявление по сути своей является формой доверенности, действие которой прекращается после смерти лица, ее выдавшего.

На примерах из практики разберем типичные нарушения в работе с пациентами и объясним, как исправить ошибки, лайфхаки от юриста, чтобы избежать санкций, в статье Журнала "Правовые вопросы в здравоохранении".

В приложении — документы, которые помогут обезопасить медорганизацию от санкций.

И на практике суды действительно указывают на необоснованность требований о представлении документации. Рассмотрим несколько примеров из практики.

Пример 1. В связи со смертью застрахованного лица страховая компании банка направила в учреждение запрос на предоставление информации, в том числе медицинской документации. Больница отказалась эту информацию предоставить, страховая компания обратилась в суд.

Суд пришел к выводу, что согласие на предоставление всей необходимой информации в адрес страховой компании, которое было выражено в анкете о состоянии здоровья, является доверенностью, действие которой прекращается вследствие смерти гражданина, выдавшего доверенность.

В удовлетворении требований суд отказал (постановление седьмого Арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2017 года).

Пример 2. Банк обратился с иском к страховой компании, об обязании выплатить страховое возмещение в связи со смертью заемщика (пациента). Ранее в выплате было отказано по причине непредставления документов.

Суд требования удовлетворил, и согласился с позицией банка о том, что у последнего нет оснований для получения меддокументации, которое содержит врачебную тайну из учреждения здравоохранения (постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 8 ноября 2017 года).



Обращения иных организаций в медучреждение

Иногда встречаются запросы о предоставлении информации в адрес различных учреждений, не названных в ФЗ «Об охране здоровья».

Рассмотрим на примере комиссии по делам несовершеннолетних.

Топ-5 рисков в работе с несовершеннолетними пациентами. Как подстраховаться покажем в Журнале "Правовые вопросы в здравоохранении".

Учреждение предоставило обращение в комиссию, указав, что родители воспитывают ребенка ненадлежащим образом, не проводят необходимое лечение и отказываются от обследования, что может повлечь причинение вреда здоровью ребенка. Родители обратились с иском к больнице о компенсации морального вреда.

Суд первой инстанции сделал вывод, что действия медучреждения направлены на защиту интересов ребенка, но апелляция с этой позицией не согласилась, указав, что представление сведений, составляющих врачебную тайну без согласия гражданина не допускается, оснований представлять такую информацию в адрес комиссии не было и требования родителей являются обоснованными (апелляционное определение суда Ямало-ненецкого автономного округа от 12 мая 2016 года).

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Обращение адвокатов в медучреждения

Часто приходится сталкиваться адвокатским запросами о представлении информации, в частности, адвокаты обращаются с заявлениями о представлении информации о прикреплении граждан к участкам, обращения за медпомощью и иными сведениями.

Учреждения здравоохранения таким адвокатам предоставлять информацию не обязаны, если у адвоката нет доверенности. Как правило, адвокаты предоставляют только ордер.

Адвокатский запрос не входит в перечень оснований, по которым допускается представление сведений, составляющих врачебную тайну, поэтому медучреждение может им смело отказывать.

Например, адвокат попытался оспорить в суде отказ больницы предоставить информацию о том, состоит ли гражданин на учете в этом медучреждении или нет.

Суд отказал в удовлетворении заявленных требований в связи с их необоснованностью, отметив, что представление сведений по запросу адвоката законом не допускается, и направление заведомо противоречащего закону запроса не порождало обязанность информацию предоставить (апелляционное определение Челябинского областного суда от 4 августа 2014 года).

Семь методов работы, которые помогут снизить количество жалоб: регуляторный, аналитический, этико-деонтологический, психолингвистический, юридический, организационный и метод контроля.

В чем суть методов и как их применять, читайте в Системе Главный врач.

Претензии от контрагентов: ответственность главврача в 2019 году

Закон «Об обращениях» № 59-ФЗ выделяет следующие виды обращений:

  • предложения;
  • рекомендации по совершенствованию законов, деятельности учреждения, улучшению каких-либо аспектов деятельности;
  • заявления;
  • просьбы о содействии в реализации прав;
  • жалобы.

Формально претензия в рамках досудебного порядка урегулирования споров подходит под понятие «жалоба», но в правоприменительной практике такого толкования пока нет, поскольку досудебный порядок регламентируется другими законами, а претензии о выплате задолженности не создает состава, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ.

Но претензия о выплате задолженности, как правило, означает, что главный врач учреждения очень рискует быть привлеченным к ответственности по статье 7.32 КоАП РФ.

Введение этой статьи - это общая тенденция ужесточения административного контроля за всем, в том числе за порядком и сроками исполнения контрактов, заключенных для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Федеральным законом от 26 июля 2017 № 189-ФЗ КоАП был дополнен такой статьей, предусматривающей ответственность за нарушение сроков порядка оплаты товаров, работ, услуг.

За соответствующие нарушения предусмотрен штраф в размере от 30000 до 50000 рублей, а за повторное нарушение - дисквалификация должностного лица до 2 лет.

Этот штраф налагается только на должностных лиц, то есть либо на контрактных управляющих, либо на главных врачей, и подпадают под ответственность те, кто работает по 44 ФЗ.

Полномочиями возбуждать дела обладает в том числе и прокуратура, и с 2017 года очень активно стали наказывать и руководителей учреждений здравоохранения по этой статье.

Давность привлечения к административной ответственности по указанной статье составляет 1 год.

Фактически данная статья позволяет наказывать главных врачей практически за каждое нарушение порядка оплаты. Она никак не конкретизирует эти возможности в рамках одного контракта, и в рамках какого-либо поставщика-исполнителя, то есть за каждое нарушение могут привлечь.

В практике встречаются примеры, когда главврачей привлекали к ответственности и выписывали им сразу по 3-4 штрафа за нарушение оплат по нескольким контрактам, и некоторые даже увольнялись. Тем не менее, статья есть, и на автономные учреждения она пока не распространяется.

Жалобы пациентов: ужесточение контроля

Жалоба может стать основанием для проведения проверочных мероприятий в отношении медорганизации, а также может быть проведена внеплановая проверка контролирующими органами.

С 2016 года в России стартовала реформа контрольно-надзорной деятельности. Она направлена на ужесточение контроля и усиление полномочий контролирующих органов.

С 1 января 2017 года ввели контрольную закупку. Это контрольная закупка мероприятий по контролю, в ходе которой создаются условия для покупки товара, работы или услуги сотрудником под прикрытием.

Она проводится по тем же основаниям, что и внеплановая проверка, ранее контрольную закупку могли проводить только налоговики и ОБЭП, сейчас внесен проект в постановление

Правительства, согласно которому организацию проведения контрольных закупок могут проводить практически любые органы контроля, например, Роспотребнадзора и т.д.

Если закон примут, то вполне возможно, что с 2019 года в медучреждения будут приходить пациенты, которые на самом деле являются сотрудниками Росздравнадзора.

Материал проверен экспертами Актион Медицина

logo
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл, и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
Сайт для медицинских работников!

Zdrav.ru - профессиональный сайт и многие статьи здесь закрыты. Для медработника регистрация займет 1 минуту.

В подарок пришлем готовые образцы приказов для проверки Росздравнадзора!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и читать статьи без ограничений!
Зарегистрироваться
×
×

Гость,

 

Вам предоставлен персональный доступ
к системе «Главный врач»

Активировать

Гость,
редакция выбрала Вас!

Заберите свежий номер журнала
«Правовые вопросы здравоохранения»

Забрать журнал
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.