Здравоохранение

Рассмотрение обращений юридических лиц в ЛПУ в 2019 году

  • 8 января 2019
  • 16

Как отвечать на обращенияВ медицинские учреждения часто обращаются представители страховых компаний, банков, адвокаты, контрагенты, а также другие организации.

Расскажем, как правильно отвечать на такие обращения с точки зрения закона и сложившейся судебной практики в 2019 году.

Больше статей в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении» Активировать доступ

Правовой статус обращений юридических лиц в ЛПУ

Различные организации обращаются в медучреждения, запрашивая требуемую информацию, и поток таких обращений может быть достаточно объемным.

Пациентами они, как правило, не являются, но тем не менее закон «Об обращениях» 59-ФЗ регулирует в том числе и процедуру рассмотрения обращений юридических лиц. Это прямо предусмотрено ч. 4 ст. 1 Закона.

Правило о том, что закон действует и на обращения юридических лиц было введено еще 7 мая 2013 года на основании принятия Конституционным судом РФ постановления от 18 июля 2012 года № 19-П.

Ранее же в практике и в законе была неопределенность, и суды очень часто отказывали в привлечении к ответственности руководителей учреждений, либо госорганов, которые вовремя не отвечали на обращения юрлиц.

Тем не менее, при рассмотрении таких обращений возникают сложности, рассмотрим наиболее интересные варианты обращений, с которыми приходится сталкиваться учреждениям здравоохранения.

Инструкция по организации работы с обращениями физических и юридических лиц, в Системе Главный врач.

Обращения страховых компаний и банков

Часто встречаются обращения страховых компаний о представлении информации в отношении умерших граждан. Проблемы возникают, когда умирает гражданин, имеющий кредит, и страховые компании или банки обращаются в учреждения здравоохранения за получением копий меддокументации или иной информации для осуществления страховой выплаты.

Как правило, при получении кредита граждане подписывают добровольное согласие на предоставление всей информации о состоянии их здоровья и меддокументации в адрес страховых компаний и банков.

Но вопрос о квалификации волеизъявления такого гражданина неоднозначен, поскольку такое волеизъявление по сути своей является формой доверенности, действие которой прекращается после смерти лица, ее выдавшего.

На примерах из практики разберем типичные нарушения в работе с пациентами и объясним, как исправить ошибки, лайфхаки от юриста, чтобы избежать санкций, в статье Журнала "Правовые вопросы в здравоохранении".

В приложении — документы, которые помогут обезопасить медорганизацию от санкций.

И на практике суды действительно указывают на необоснованность требований о представлении документации. Рассмотрим несколько примеров из практики.

Пример 1. В связи со смертью застрахованного лица страховая компании банка направила в учреждение запрос на предоставление информации, в том числе медицинской документации. Больница отказалась эту информацию предоставить, страховая компания обратилась в суд.

Суд пришел к выводу, что согласие на предоставление всей необходимой информации в адрес страховой компании, которое было выражено в анкете о состоянии здоровья, является доверенностью, действие которой прекращается вследствие смерти гражданина, выдавшего доверенность.

В удовлетворении требований суд отказал (постановление седьмого Арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2017 года).

Пример 2. Банк обратился с иском к страховой компании, об обязании выплатить страховое возмещение в связи со смертью заемщика (пациента). Ранее в выплате было отказано по причине непредставления документов.

Суд требования удовлетворил, и согласился с позицией банка о том, что у последнего нет оснований для получения меддокументации, которое содержит врачебную тайну из учреждения здравоохранения (постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 8 ноября 2017 года).


Обращения иных организаций в медучреждение

Иногда встречаются запросы о предоставлении информации в адрес различных учреждений, не названных в ФЗ «Об охране здоровья».

Рассмотрим на примере комиссии по делам несовершеннолетних.

Топ-5 рисков в работе с несовершеннолетними пациентами. Как подстраховаться покажем в Журнале "Правовые вопросы в здравоохранении".

Учреждение предоставило обращение в комиссию, указав, что родители воспитывают ребенка ненадлежащим образом, не проводят необходимое лечение и отказываются от обследования, что может повлечь причинение вреда здоровью ребенка. Родители обратились с иском к больнице о компенсации морального вреда.

Суд первой инстанции сделал вывод, что действия медучреждения направлены на защиту интересов ребенка, но апелляция с этой позицией не согласилась, указав, что представление сведений, составляющих врачебную тайну без согласия гражданина не допускается, оснований представлять такую информацию в адрес комиссии не было и требования родителей являются обоснованными (апелляционное определение суда Ямало-ненецкого автономного округа от 12 мая 2016 года).


Обращение адвокатов в медучреждения

Часто приходится сталкиваться адвокатским запросами о представлении информации, в частности, адвокаты обращаются с заявлениями о представлении информации о прикреплении граждан к участкам, обращения за медпомощью и иными сведениями.

Учреждения здравоохранения таким адвокатам предоставлять информацию не обязаны, если у адвоката нет доверенности. Как правило, адвокаты предоставляют только ордер.

Адвокатский запрос не входит в перечень оснований, по которым допускается представление сведений, составляющих врачебную тайну, поэтому медучреждение может им смело отказывать.

Например, адвокат попытался оспорить в суде отказ больницы предоставить информацию о том, состоит ли гражданин на учете в этом медучреждении или нет.

Суд отказал в удовлетворении заявленных требований в связи с их необоснованностью, отметив, что представление сведений по запросу адвоката законом не допускается, и направление заведомо противоречащего закону запроса не порождало обязанность информацию предоставить (апелляционное определение Челябинского областного суда от 4 августа 2014 года).

Семь методов работы, которые помогут снизить количество жалоб: регуляторный, аналитический, этико-деонтологический, психолингвистический, юридический, организационный и метод контроля.

В чем суть методов и как их применять, читайте в Системе Главный врач.

Претензии от контрагентов: ответственность главврача в 2019 году

Закон «Об обращениях» № 59-ФЗ выделяет следующие виды обращений:

  • предложения;
  • рекомендации по совершенствованию законов, деятельности учреждения, улучшению каких-либо аспектов деятельности;
  • заявления;
  • просьбы о содействии в реализации прав;
  • жалобы.

Формально претензия в рамках досудебного порядка урегулирования споров подходит под понятие «жалоба», но в правоприменительной практике такого толкования пока нет, поскольку досудебный порядок регламентируется другими законами, а претензии о выплате задолженности не создает состава, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ.

Но претензия о выплате задолженности, как правило, означает, что главный врач учреждения очень рискует быть привлеченным к ответственности по статье 7.32 КоАП РФ.

Введение этой статьи - это общая тенденция ужесточения административного контроля за всем, в том числе за порядком и сроками исполнения контрактов, заключенных для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Федеральным законом от 26 июля 2017 № 189-ФЗ КоАП был дополнен такой статьей, предусматривающей ответственность за нарушение сроков порядка оплаты товаров, работ, услуг.

За соответствующие нарушения предусмотрен штраф в размере от 30000 до 50000 рублей, а за повторное нарушение - дисквалификация должностного лица до 2 лет.

Этот штраф налагается только на должностных лиц, то есть либо на контрактных управляющих, либо на главных врачей, и подпадают под ответственность те, кто работает по 44 ФЗ.

Полномочиями возбуждать дела обладает в том числе и прокуратура, и с 2017 года очень активно стали наказывать и руководителей учреждений здравоохранения по этой статье.

Давность привлечения к административной ответственности по указанной статье составляет 1 год.

Фактически данная статья позволяет наказывать главных врачей практически за каждое нарушение порядка оплаты. Она никак не конкретизирует эти возможности в рамках одного контракта, и в рамках какого-либо поставщика-исполнителя, то есть за каждое нарушение могут привлечь.

В практике встречаются примеры, когда главврачей привлекали к ответственности и выписывали им сразу по 3-4 штрафа за нарушение оплат по нескольким контрактам, и некоторые даже увольнялись. Тем не менее, статья есть, и на автономные учреждения она пока не распространяется.

Жалобы пациентов: ужесточение контроля

Жалоба может стать основанием для проведения проверочных мероприятий в отношении медорганизации, а также может быть проведена внеплановая проверка контролирующими органами.

С 2016 года в России стартовала реформа контрольно-надзорной деятельности. Она направлена на ужесточение контроля и усиление полномочий контролирующих органов.

С 1 января 2017 года ввели контрольную закупку. Это контрольная закупка мероприятий по контролю, в ходе которой создаются условия для покупки товара, работы или услуги сотрудником под прикрытием.

Она проводится по тем же основаниям, что и внеплановая проверка, ранее контрольную закупку могли проводить только налоговики и ОБЭП, сейчас внесен проект в постановление

Правительства, согласно которому организацию проведения контрольных закупок могут проводить практически любые органы контроля, например, Роспотребнадзора и т.д.

Если закон примут, то вполне возможно, что с 2019 года в медучреждения будут приходить пациенты, которые на самом деле являются сотрудниками Росздравнадзора.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.