Здравоохранение

Качество медицинской помощи как общемировой тренд

  • 13 января 2019
  • 40

Оказание медицинской помощи Безопасность пациента – одно из условий качественной медицинской помощи. Приведем данные общемировых исследований, доказывающие эффективность превентивных мер для предотвращения медицинских ошибок.

Большая роль в этом направлении отведена работе с медицинским персоналом.

Больше статей в журнале «Здравоохранение» Активировать доступ

Основной тренд, который преобладает как в западных странах, так и в РФ - это тренд на использование и на внедрение надлежащих практик в медицине.

И, безусловно, отечественному здравоохранению предстоит еще долгий путь для того, чтобы подойти к формированию надлежащей практики и к ее использованию в медицинской деятельности.

Сегодня из плоскости обсуждений в плоскость практической реализации переходит вопрос о внедрении в медицинской организации должности уполномоченного по качеству, о том, что на сегодня структура, которая призвана возглавлять и координировать деятельность по управлению качеством в медицинской организации становится реальностью и необходимостью.

И встает вопрос о том, какими навыками, какими компетенциями должен обладать специалист такого структурного подразделения для того, чтобы эффективно осуществлять работу по управлению качеством в медицинской деятельности.

Росздравнадзор назвал лучшие практики по внутреннему контролю качества.

Как решаются проблемы при внедрении контроля качества медпомощи и чего добились в сотрудничестве с Росздравнадзором, расскажем в Журнале "Здравоохранение".

Как качество медицинской помощи влияет на затраты здравоохранения

Вопросы, связанные с качеством, связанные с безопасностью - это вопросы, которые стоят не только меня перед РФ, они стоят во всем мире, и какой бы ни была развитой система здравоохранения любой страны, вопросы качества и безопасности являются очень актуальными.

Их можно конвертировать и в экономические понятия, и в те потери, которые несет с одной стороны здравоохранение этих стран, с другой стороны - колоссальные потери в части жизни и здоровья граждан этих стран.

Безопасность пациента и качество медицинской помощи в цифрах:

  1. Несчастные случаи и ошибки происходят примерно в 8-12% случаев госпитализации.
  2. Около 15% затрат стационаров – прямые последствия медицинских ошибок.
  3. В США ежегодно стоимость медицинских ошибок составляет около 1 трлн долларов.
  4. Стоимость предотвратимых несчастных случаев в медицинской организации в Европе составляет около 1 трлн евро.
  5. Стоимость профилактики несчастных случаев и медицинских ошибок дешевле стоимости лечения.

Эти цифры показывают, что врачебные ошибки - это не просто проблемы, связанные с деятельностью медицинского персонала, врачебной ошибки и проблемы, связанные с нарушениями безопасности пациентов. Это конечно еще и колоссальный экономический урон всей медицинской системе.

Исследования, проведенные в США в 1999 году, показывают, что около 200000 пациентов погибает каждый год в результате предотвратимых медицинских ошибок, которые совершаются персоналом медицинской организации, персоналом стационаров.

Также примерно в 30 раз больше последствий, которые можно назвать ошибками на грани, на грани, где не наблюдается каких-то фатальных исходов, но они так или иначе влекут за собой проблемы пациентов, связанные с оказанием медицинской помощи.

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главный врач».
Активировать доступ


Медицинские ошибки и их причины

В российском в законодательстве отсутствует понятие врачебной ошибки, понятие проблем, связанных с оказанием медицинской помощи и само понятие безопасности.

Однако, нельзя отрицать наличие проблем, связанных с оказанием медицинской помощи, которые укладываются в международное понятие медицинской ошибки.

Если определенная медицинская технология включает несколько манипуляций, то риск того, что медработником что-то будет упущено или сделано несвоевременно, значительно возрастает.

Согласно исследованиям, только 5% медицинских ошибок связаны с некомпетентностью, незнанием, отсутствием навыков у медицинского персонала. 95% проблем, связанных с врачебными ошибками, совершаются специалистами, которые имеют достаточный уровень подготовки, достаточный уровень знаний, являются компетентными по тому направлению, в пределах которого работают.

Это говорит о том, что существуют достаточно большое число рисков, которые укладываются в том числе в профессиональную деятельность специалистов разного уровня и разного профиля.

Руководители анализируют медицинские ошибки после того, как они произошли: находят причины и принимают меры, чтобы подобное не повторилось.

Как искать слабое звено процесса и разрабатывать эффективные предупреждающие действия, узнаете из Журнала "Здравоохранение".

Сведения по чек-листу

Скачать алгоритм

С чем связаны ошибки медицинских работников

1. Основная причина ошибок - это ограниченность человеческой памяти и фактически это связано со специалистами, которые выполняют рутинные манипуляции при оказании медицинской помощи.

Человеку свойственно забывать одну из 100 рутинных манипуляций, и одна из 300 манипуляций делается неправильно.

2. Риск возрастает при одновременном выполнении нескольких манипуляций.

Например, медицинские сестры в течение 8 часов выполняют более 100 манипуляций, каждая из которых занимает 3 минуты, при этом ежечасно они прерываются, получая новое поручение.

Таким образом, фактически каждая 100-я манипуляция, которая выполняется медицинской сестрой может быть забыта или сделана неправильно.

Соответственно, в течение своего рабочего дня медицинская сестра имеет риск совершить какую-либо ошибку, связанную с выполнением рутинной манипуляции.

3. Стресс на рабочем месте. Многие медработники, например, хирургические медицинские сестры находятся фактически в состоянии стресса при исполнении своих должностных обязанностей.


Им часто приходится держать в памяти до 20 заданий в течение 70% рабочего времени. Понимая, что память ограничена, более того, в условиях стресса, когда высокорискованная деятельность, связанная с отделениями интенсивной терапии, с отделениями экстренных направлений, а также с хирургическими, в том числе плановыми манипуляциями, стресс приводит к увеличению риска ошибки в 3 раза.

4. Большая загруженность персонала. Если соотношение числа медсестер к числу пациентов ниже допустимых значений, нагрузка на одного специалиста возрастает. В этом случае риск возникновения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи значительно возрастает.

Загруженность персонала

Простой математический расчет позволяет сделать выводы о том, что один пациент, находящийся в отделении интенсивной терапии в сутки может подвергаться достаточно большому числу рисков, которые связаны с:

  • рисками совершения врачебных ошибок;
  • с угрозой со стороны среднего и младшего медицинского персонала.

Все эти данные говорят о том, как важны превентивные инструменты профилактики и недопущения реализации таких рисков и максимальное создание условий для того, чтобы пациент был обеспечен должной безопасной средой при оказании медицинской помощи.

Непрерывное обучение медперсонала

Среди вопросов, связанных с медицинской деятельностью встает на первое место работа с персоналом и непрерывное обучение персонала, на сегодня это является самым эффективным инструментом повышения безопасности пациентов.

Когда на своем рабочем месте в обязательном порядке разрабатывается и реализуется непрерывное обучение на регулярной основе специалистов, которые задействованы в медицинской организации.

Для этого необходимо сформировать четкую и внятную политику по непрерывному обучению персонала на рабочих местах, как силами самой медицинской организации, так и с привлечением других образовательных учреждений, которые в состоянии и могут дать необходимые знания, навыки и умения персоналу для того, чтобы обеспечить безопасную деятельность.

Непрерывное образование

Институт наставничества

Это один из полезных инструментов в медицинской деятельности.

В международных исследованиях описана интересная закономерность - когда персонал, который только начинает свою профессиональную деятельность со стажем работы до трех лет, и персонал, имеющий за своими плечами уже 15-20 летний стаж работы по вероятности совершения ошибок при оказании медицинской помощи приравнивается, что объяснимо очень разными причинами.

Поэтому при планировании работы с персоналом этот фактор нужно учитывать, и сотрудников, которые имеют стаж работы от 15 до 20 лет, также нужно включать в траекторию профессионального развития и обучения на уровне медицинской организации.

Этот фактор необходимо учитывать для того, чтобы более качественно выстраивать работу с рисками.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.