Здравоохранение

Рекомендации Росздравнадзора: опыт мировых стандартов качества в медицине

  • 13 января 2019
  • 57

Управление качеством в медорганизацииПроблемы, с которыми сталкивается здравоохранение, требует пересмотра подходов к организации контроля над медицинской деятельностью.

Подход Росздравнадзора учитывает лучшие мировые стандарты, предложения ведомства позволяют организовать в ЛПУ эффективную систему управления качеством медицинской помощи.

Больше статей в журнале «Здравоохранение» Активировать доступ

Проблемы, которые существуют в системе здравоохранения РФ

1. Доминирование архаичного подхода к контролю качества, направленного на поиск и наказание виновных, а не на решение системных проблем.

2. Деятельность современных медучреждений не построена на принципах непрерывного улучшения, и до тех пор, пока сами ЛПУ не будут заинтересованы, как основной держатель всех медицинских процессов и не будут созданы условия для непрерывного развития внутри самой медицинской организации, говорить о стратегическом развитии сложно.

3. Недостаток квалифицированных управленцев в сфере здравоохранения, в том числе управления качеством. Имеющейся компетенции по практическим вопросам управления качеством недостаточно.

4. Несмотря на развитие медицинских технологий, очень часто игнорируются простые меры качества и безопасности, что не позволяет обеспечить полный цикл медицинской деятельности надлежащего качества и должного уровня безопасности, несмотря на то, что по многим направлениям российские медицинские технологии не уступают западным технологиям.

В этой связи очень важно научиться использовать все имеющиеся ресурсы, учитывая, что большинство медицинских организаций работает в условиях ограниченных ресурсов, это становится вызовом для руководителей медицинских организаций, вызовом для руководителей отрасли на уровне субъектов РФ т.д.

Представители Росздравнадзора разъяснили, как изменится госконтроль клиник и какие задачи предстоит решить руководителям медорганизаций.

Что изменят в проверочных листах Росздравнадзора в 2019 году и как скорректируют процедуру проверки, расскажем в Журнале "Здравоохранение".

5. Отсутствие целевой финансовой поддержки со стороны органов управления здравоохранения субъектов РФ.

Нужно понимать, что качество и безопасность требует определенных усилий, в том числе и финансовых, и часто достаточно простые требования по обеспечению безопасности пациентов упирается в вещи, которые связаны в том числе и с определенной возможностью финансирования медицинских организаций;

6. Непрозрачная и малоэффективная система сбора и учета статистической информации, низкий уровень достоверности получаемой информации, негибкая информация;

7. Отсутствие динамических показателей о текущей деятельности организаций также является фактором, влияющим на деятельность медучреждений.

8. Низкая эффективность управления ресурсами. Это также является проблемой для медучреждений, для системы здравоохранения в целом;

9. Сохраняется структурный и функциональный подход к оказанию медицинской помощи, происходит игнорирование процессного и системного подхода, когда часто медучреждения и существующие структурные подразделения разобщены между собой, хотя те процессы, которые там осуществляются, требуют межведомственного взаимодействии, мультидисциплинарного подхода для того, чтобы минимизировать риски, связанные с оказанием медицинской помощи.

Культура безопасности в здравоохранении: опыт Японии

В апреле 2018 года в Японии состоялся третий саммит по безопасности пациентов. Эта страна демонстрирует очень большие успехи не только в системе здравоохранения, но и в целом по построению систем управления качеством.

Поэтому эту страну можно приводить в пример, в ней сформулирована культура безопасности, которая положена в основу осуществляемой медицинской деятельности, когда принятие мер изначально обеспечивает безопасность пациентов, и на основе этого строится подобная система, в этой связи она более эффективна, экономически выгодна и устойчивая с точки зрения различных изменений.

В РФ культура безопасности пациентов также должна быть не дополнительной надстройкой или обязательным требованием, которое существует в нормативно-правовом регулировании.

Это должна быть именно культура безопасности, абсолютно у всех специалистов, начиная от технического, среднего и младшего персонала до врачебного персонала.

Система будет эффективной, когда именно идеология безопасной медицинской деятельности будет положена в основу любых действий в медицинской организации.

Чек-лист из 7 шагов перед проверкой Росздравнадзора

Многие главврачи используют специальный чек-лист, в котором шаг за шагом прописано, что и как нужно подготовить перед проверкой ВКК.

Инструмент доступен клиентам Системы Главный врач

На каждом этапе вы можете скачать нужный вам документ.

Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности

Предложения Росздравнадзора

С 2015 года по заданию Росздравнадзора подготовлены и разработаны две версии предложений Росздравнадзора по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности:

  • для стационаров;
  • для поликлиник.

С 2016 года данные предложения зарегистрированы в Росстандарте в качестве системы добровольной сертификации и с этого времени идет активное внедрение в медицинских организациях предложений Росздравнадзора.

И сегодня есть уже определенные результаты, которые можно оценить, измерить и проанализировать эффективность предложенного инструмента формирования внутреннего контроля качества и обеспечения безопасности пациентов в медицинских организациях.

Предложения Росздравнадзора взяли за основу пример стандарта JCI, который применяется и реализуется в 58 странах мира, а также национальный стандарт Австралии.

По сути документ объединил в себе лучшие практики, существующие в разных странах мира по обеспечению безопасности пациентов, и таким образом это документ является осмысленным, переработанным документом, в основе которого лежат с одной стороны международные походы по обеспечению качества, с другой стороны - законодательство РФ и понятные, традиционные подходы для нашей страны.

Разделы предложений

На рисунке ниже представлены основные разделы предложений Росздравнадзора:

Основные разделы

Для амбулаторных медучреждений предусмотрено 5 отдельных разделов, которые дополняют предыдущие разделы:

  1. Организация профилактической работы, формирование здорового образа жизни среди населения.
  2. Организация работы регистратуры.
  3. Диспансеризация прикрепленного населения.
  4. Диспансерное наблюдение за хроническими больными.
  5. Стационарзамещающие технологии (Организация работы дневного стационара, «стационара на дому»).

Проект активно внедряется в различных субъектах Российской Федерации. На сегодня в проект вступило 22 субъекта РФ и порядка 105 медучреждений разного уровня и профиля, которые в своей практике используют практические рекомендации Росздравнадзора.

Из них 10 медицинских организаций подтвердили на основе внешней оценки соответствие предъявляемым требованиям, которые заложены в практических рекомендациях Росздравнадзора, и, соответственно, часть их производственной культуры строится на этих документах.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Принципы внедрения практических рекомендаций

1. Лидерство руководителя, когда главврач рассматривается не просто как официальный руководитель медорганизации, а с точки зрения лидерства, формирования команды, где лидер является человеком, который задает ориентиры, ставит цели и в качестве лидера ведёт свой коллектив к достижению этих целей.

2. Вовлечение всего коллектива. Невозможно решить вопросы, связанные с формированием системы управления качеством медицинской организации исключительно силами административного давления и использованием административного аппарата.

Абсолютно каждый специалист, работающий в медорганизации должен быть вовлечен в процессы внедрения системы управления качеством для того, чтобы весь коллектив был вовлечен и каждый на своем месте понимал, что от него требуется, в какой момент времени, каким образом это должно быть реализовано, и какой конечный результат от этих изменений будет достигнут.

3. Ориентация на пациента. Пациентоориентированный подход является базовым для того, чтобы медицинская организация работала эффективно.

4. Процессный и системный подходы к менеджменту. Невозможно менять один элемент действующей системы, необходимо системно подходить к тем изменениям, которые необходимы в медицинской организации.

5. Постоянное улучшение. Важно, чтобы медицинская организация стала саморазвивающейся организацией, саморегулируемой организацией, поскольку именно медицинская организация, специалисты медорганизации, по сути являются держателями всех процессов, связанных с оказанием медицинской помощи.

6. Принятие решений, основанных на фактах. Решения, которые принимаются руководством медицинской организации, специалистами, в должностные обязанности которых входит принятие решений в части управления качеством, в части обеспечения безопасности должны принимать решения, основываясь на фактах, на аналитике, на достоверных данных.

Инструкции по изменениям в законах, которые повлияют на работу начмеда в 2019 году, покажем в Журнале "Заместителю главного врача.

Среди них — клинические рекомендации, новый порядок внутреннего контроля.

Внедрить клинические рекомендации

Скачать алгоритм

 Этапы внедрения практических рекомендаций

В основу процесса внедрений практических рекомендаций положен цикл PDCA:

1. Решение руководства.

2. Обучение персонала, становится ключевым при внедрении любых изменений. И только взаимодействие с персоналом, только обучение персонала позволяет передавать специалистам достаточные навыки, компетенции и знания.

3. Формирование рабочих групп по разделам практических рекомендаций. Рекомендуем формировать рабочие группы, в которые войдут специалисты разных подразделений, разных профилей, разных категорий для того, чтобы эта рабочая группа наиболее максимально, системно, комплексно подходила к решению задач, к поиску рисков и работе с ними.

4. Этап самооценки. Медучреждение должно оценить, где в текущий момент времени находится медицинская организация, какие процессы в ней происходит, какова степень их безопасности, какова степень управляемости рисками, которые существуют.

5. Внешний аудит. Является важным элементом, поскольку самооценка не всегда объективно позволяет оценить те или иные факторы риска, и в этой связи внешний аудит позволяет более объективно подойти к этим вопросам и структурировать их, используя самооценку, результаты внешнего аудита.

Конечно, это позволяет медицинской организации сформировать необходимую программу изменений, которую необходимо реализовать для того, чтобы соответствовать требованиям в части обеспечения должного уровня безопасности и управления качеством.

6. Обучение персонала, как основной элемент при реализации любых проектов, при внедрении системы управления качеством. Все начинается с персонала, персонал - главный ресурс, который сегодня существует в медицинской организации, и именно этим ресурсом важно грамотно распоряжаться.

7. Внедрение практики внутренних аудитов. Проведением аудита занимается специалист по качеству.

8. Формирование отдела по качеству или введение в штатное расписание специалиста по качеству.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Здравоохранение»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.